Работа на тему Диагностика развития способностей учащихся общеобразовательной школы (7-15 лет)

Любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие для развития способностей – воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятные условия для развития определенной способности, создавать положительный эмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление способностей и тенденций их развития. Каждый человек индивидуален и спосо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

г.Кунгура Пермского края

Работа на тему:

«Диагностика развития способностей учащихся общеобразовательной школы»



Возраст детей, на которых рассчитана

данная работа: 7-15 лет








Работу выполнила:

Ложкина Елена Николаевна,

учитель высшей категории,

педагог-психолог.

2015г.

Содержание стр.

Введение…………………………………………………………………

1. Понятие и виды способностей………………………...………….....

2. Условия развития способностей.………..…………..........................

3. Анкета - метод диагностики способностей………………………...

4. Описание опыта работы с диагностикой способностей…….……..

Заключение………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………….

Приложение……………………………………………………………..

2

3

7

8

13

14

15

16

Введение

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире. Способности формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, стал деловым и предприимчивым. Важнейшая задача школы - давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки, умения, применять их на практике. В связи с этим нужна такая организация обучения, при которой бы дети включались в работу. Многое зависит от учителя: как он организует работу, в том числе и с учетом уровня подготовленности класса, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося.

В течение последних лет в школе наблюдается низкий процент учащихся, обучающихся на «4 и 5», мало призовых мест на разных уровнях соревнований, конкурсов. При анализе данной ситуации выявлен ряд причин таких результатов. Одной из важных причин является недостаточное внимание к формированию способностей учащихся, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Поэтому в школе составлена и реализуется программа по работе с одарёнными детьми, частью которой явилась диагностика выявления способностей учащихся.

Актуальность темы.

Любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Основным условием является воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Необходимо проводить диагностики и создавать благоприятные условия для развития определенной способности ребёнка. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление способностей и тенденций их развития.

Целью выявления способностей является создание благоприятных условий для обучения и развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Задачи:

- формировать интересы, склонности учащихся к разным видам деятельности;

  • развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;

  • развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

  • способствовать мотивационному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

  1. Понятие и виды способностей.

Способности - это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, это такие качества, которыми отличается один человек от другого.

Одни исследователи полагают, что способности природно заданы, наследственно предопределены, и мы можем только «следовать за природой», развивая задатки детей. Другие полагают, что основополагающим в развитии способностей является разностороннее воспитание и создание родителями и педагогами условий для развития ребенка. Большинство исследователей убеждены, что важно и то и другое.

Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (рисованию, занятию музыкой - специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:

1) Интеллектуальная

наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.

2) Академических достижений

Чтение:

часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать.

Математика:

проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

3) Творческого или продуктивного мышления

чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

4) Общения и лидерства

легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5) Художественной деятельности

Изобразительное искусство:

проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет.

Музыка:

проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.

6) Двигательная

проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей.

В психологии принято различать общие и специальные способности.

Общие способности проявляются во многих видах и областях деятельности, необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.

Специальные способности - это способности к отдельным видам деятельности, например к языкам, математические, технические, художественные, музыкальные и т. д.

Нельзя говорить о способностях человека к чему - либо, например, к рисунку, если его не пытались обучать этому - рисовать. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у ребенка эти способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

  1. Условия развития способностей.

Важную роль в развитии способностей играет и создание соответствующего психологического климата в школе и семье. Важен положительный эмоциональный настрой, а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость. И наоборот, у папы, привыкшего проводить время на диване перед телевизором, не вырастет сын спортсмен, как бы мама не старалась.

Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения

«Важно, чтобы ребенку было легко учиться, - считает М. Зиганов. - Если ему легко - значит, интересно, ребенок не утомляется, уменьшается вероятность ухудшения здоровья и повышается вероятность формирования прочных знаний, умений и навыков. А легко учиться тому, у кого, наряду со всеми обычными качествами, есть еще и развитые интеллектуальные способности, которые нужны школе».

Интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается - память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей школьного возраста.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей - это возраст от 3 до 9 лет. А к концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей. Если по каким-то причинам с ребенком не проводились занятия на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия в дошкольном и школьном возрасте, то это еще не поздно сделать и в подростковом возрасте. Но мы взрослые должны помнить, что способности развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, и обязательно взрослыми должна создаваться ситуация успеха.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, корректируем проблемы поведения, организуем интересный досуг, в конечном счете, развиваем.

  1. Анкета - метод диагностики способностей.

С помощью анкеты А.И.Савенкова, включающей исследование различных специальных способностей, можно определить какими способностями обладает ребенок. Как работать с анкетой?

1) Дать оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов - такое качество сильно выражено;

4 балла - выражено выше среднего;

3 балла - выражено средне;

2 балла - слабо выражено;

1 балл - качество совсем не выражено.

2) Суммировать баллы по всем качествам внутри каждой из перечисленных способностей. Общее количество набранных баллов разделить на число вопросов.

3) Составить графическое изображение способностей. Для этого: на горизонтальной оси обозначить восемь областей способностей, на вертикальной оси отметить для каждой из них средний балл. В результате получим ломаную линию - профиль способностей ребенка.

Анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь родителям и учителям при анализе поведения ребёнка, его умственного и физического развития.

Способности к занятию научной деятельностью.

(40-50 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Итого_____

Музыкальные способности.

(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Итого_____

Технические способности.

(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.
Итого_____

Литературное дарование.

(32-40 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Итого_____

Артистические способности.

(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. Интересуется актерской игрой.
Итого_____

Способности к спорту.

(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.
Итого_____

Интеллектуальные способности.

(60-75 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Итого_____

Художественные способности.

(32-40 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. На его рисунках - большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, рисунков, камней и т. д.
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное значение (украшения для дома, одежды и т. д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Итого_____

4. Описание опыта работы с диагностикой способностей.

В настоящее время существует несколько методов исследования и диагностирования способностей. Некоторые являются общепризнанными и не подвергаются сомнению со стороны общественности, другие же, в большей степени экспериментальные, вызывают много споров и обсуждений. Кроме того, природа способностей - гораздо более сложный и глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд.

Методика работы с анкетой на выявление способностей прозрачна и ясна, но до сих пор не существует универсального метода развития способностей. Это объясняется тем, что каждый человек индивидуален, и развитие его способностей зависит только от его собственного желания и готовности к совершенствованию.

В МБОУ СОШ №13 г.Кунгура составлена и реализуется программа «Одарённые дети», в классах состоялись родительские собрания по теме: «Как развивать способности детей». По заявкам родителей проведена диагностика - анкета на выявление способностей детей. В начальной школе родители отвечали на вопросы предложенной анкеты, относительно развития способностей своих детей, строили графики способностей. В ходе анкетирования появился интерес к выявлению способностей детей среднего звена. Поступило предложение о том, чтобы дети 5-9 классов сами ответили на вопросы анкеты. Итоги анкет обсуждались на классных родительских собраниях. Родители, анализируя анкеты своих детей, пришли к мнению, что дети объективно оценили свои способности.

В анкетировании приняли участие 132 ученика 5-9 классов (86,3%). Из них:

- обладают способностями к спорту - 80 чел. (60,6%),

- артистическими способностями - 75 чел. (56,8%),

- техническими и музыкальными - по 58 чел. (43,9%),

- художественными способностями - 52 чел. (39,4%),

- интеллектуальными - 51 чел. (38,6%).

Можно проанализировать полученные данные по каждому классу и индивидуально по каждому ребёнку на основании графического изображения выявленных способностей. Результаты анкеты - это возможность обсуждения с детьми и родителями дальнейшего развития способностей.

Заключение

Любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие для развития способностей - воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятные условия для развития определенной способности, создавать положительный эмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление способностей и тенденций их развития.

Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонности и увлеченность. Способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. Если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить. Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом.

Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

Библиографический список

1. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989.

2. Изюмова С.А. Природа способностей и дифференциация обучения.- М.: Наука, 1995.

3. Познавательные процессы и способности в обучении / под редакцией Шадрикова В.Д. - М.: Просвещение, 1990.

4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.

6. Способности и склонности / под редакцией Голубевой Э.А. - М.: Педагогика, 1989.

7. Ресурсы интернет.


Приложение 1

Советы родителям

Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. В вопросах развития способностей ребенка родители не должны руководствоваться своими «хочу» («хочу, чтобы ты стал великим футболистом!» или «желаю видеть тебя звездой балета!»), а должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Если у вашего чада склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом.
Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны. Если он совершил что-то хорошее, обязательно похвалите его. Если он сделал ошибку, не ругайте, помогите ее исправить. После этого похвалите ребенка за его ответственные действия. Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов. Наказывайте (ругайте) еще осторожнее. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи - только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.

Ребёнок, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым от других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.

Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным»,- отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета.

Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.

Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.
Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела.

Развивайте самостоятельность ребенка. По мнению специалистов, если взрослые пытаются по часам расписывать занятия детей и руководить их жизнью, то их воображение и творческие способности не будут должным образом развиваться. В этом вопросе стоит сохранять умеренность. Пусть ребенок сам открывает свой собственный мир и проявляет изобретательность. Как правило, дети находят, чем себя занять. Однако это не снимает с вас обязанности следить за тем, что ребенок делает, где играет и не грозит ли ему опасность.
Поощряйте активность ребенка. Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная - пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.

Роль родителей в воспитании детей, в развитии их способностей неоценима. Не скупитесь проявлять любовь к своему ребенку. Проводите с ним время, воспитывайте и обучайте его. Это принесет счастье и радость, как вам, так и вашим детям.

Приложение 2 Историческая справка

Способные люди

История знает немало людей, обладающих великолепными способностями, которыми люди или с рождения обладали или развили данные способности в течение жизни.

Александр Македонский

Великий полководец, был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцати пятитысячного войска. Такой способностью Александр Македонский отличался с рождения.

Моцарт

Великий австралийский композитор 18 века - Моцарт, имел отличную музыкальную память, он с детства мог любую сложную музыку прослушанную на слух, по памяти в точности уложить на ноты. В последствии стал известным композитором, а произведения его стали классикой.

Чарльз Дарвин

С детства обладал исследовательскими способностями. Изучал природу живых организмов. Как известно в будущем он стал известным учёным. В дальнейшем он написал фундаментальный труд о происхождении человека, который принёс ему популярность.

Греческий оратор Демосфен

С рождения страдал дефектом речи и к тому же имел слабый голос. Но зато у него было упорство и желание стать в будущем знаменитым оратором. Демосфен часами декламировал стихи на берегу моря, пытаясь перекричать шум морской волны. Так он вырабатывал силу голоса. Что бы избавиться от картавости, он разговаривал, держа во рту мелкие камушки. С таким упорством Демосфен упражнялся на протяжении многих лет. В последствии Демосфен стал выдающимся оратором Древней Греции.

Известный древнегреческий философ Эпиктет не забывал повторять мудрый совет: «Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например: что бы сделать хорошим ходоком надо много ходить, чтобы сделаться хорошим бегуном надо много бегать». То же самое бывает и с другими способностями.





Приложение 3 Ф.И. ________________________ Класс _______

1. Интеллектуальные

способности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего: _______

60-75 баллов - наличие данных способностей

2. Художественные

способности

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего: _______

32-40 баллов - наличие данных способностей

3. Способности

к спорту

1

2

3

4

5

6

7

Всего: _______

28-35 баллов - наличие данных способностей

4. Технические

способности

1

2

3

4

5

6

7

Всего: _______

28-35 баллов - наличие данных способностей

5. Артистические

способности

1

2

3

4

5

6

7

Всего: _______

28-35 баллов - наличие данных способностей

6. Музыкальные

способности

1

2

3

4

5

6

7

Всего: _______

28-35 баллов - наличие данных способностей

Графическое изображение способностей ребенка.





© 2010-2022