Конспект урока в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

В рамках предпрофильной подготовки учащихся в школах реализуются различные программы профориентационной направленности, главная задача которых создание поля выбора профиля обучения и формирование психологической готовности к осуществлению этого выбора на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.  Предлагаемый конспект урока может быть использован в работе с учащимися 9 классов. При подборе материала к уроку использован принцип избыточности информации, поэтому данный конспек...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Артамонова Е.В., МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбург,

конспект урока в рамках предпрофильной подготовки учащихся «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности»


Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Цель: познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомить с понятиями: тип нервной системы, свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность).

  2. Определение типа нервной системы учащихся.

  3. Научить вырабатывать индивидуальный стиль деятельности в зависимости о типа нервной системы.

Тип урока: урок нового знания с практической работой

Сопровождение урока (презентация)

Содержание:

Беседа о строении нервной системы. Функции нервной системы: связь с окружающим миром и управление поведением человека.

Разбор новых понятий (определение записываются в тетрадь):

Тип нервной системы - это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека (запись в тетрадь)

Основные свойства нервной системы:

Сила- способность выдерживать, не переходя в торможение, сильное или длительно действующее возбуждение.

Это природная индивидуальная особенность, показывающая выносливость и работоспособность. Природную особенность силы переделать нельзя, но изменяя и совершенствуя свои привычки, их можно регулировать.

Уравновешенность-баланс между возбуждением и торможением.

Подвижность- способность быстро реагировать на изменение в окружающей среде.

Эти природные особенности в обычной жизни замаскированы опытом, и проявляются в экстремальных условиях.

В тетрадях заполняется схема.

Конспект урока в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

2. Практическая работа. Темпинг- тест (раздаются стандартные бланки для выполнения теста)

Инструкция к тесту

«По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка».


Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы, в 8-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка и интерпретация результатов теста

1. Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;
2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом прямоугольнике;
3. На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям;

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

• Сильный тип (выпуклый): темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
• Стабильный тип (ровный): максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы;
• Слабый тип (нисходящий): максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
• Среднеслабый тип (промежуточный): темп работы снижается после

первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - среднеслабая нервная система;
• Среднесильный тип (вогнутый) : первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.

Конспект урока в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Графики учащихся сравниваются с образцом, делаются выводы.

3.Отработка полученных знаний и навыков в заданиях.


  1. В сборочном цехе часового завода работают две девушки. Первая работает медленно, путает детали, пропускает узлы. Другая- быстро и без брака. Чем объясняется различие в их работе?

  2. Восьмиклассник Н. сам выполнить домашнее задание не может. Начинает всегда с письменных уроков, а потом выполняет устные. Первые задания по математике делает хорошо, уже в следующем предмете- русском языке- делает много ошибок, не может сосредоточиться. Почему так происходит? Что он не учитывает? Как ему помочь?

  3. У В. завтра 5 уроков:

Литература

География

Алгебра

Физика

История

Составьте порядок выполнения домашнего задания, если вы знаете, что у В. Слабая нервная система.

  1. Какими свойствами НС должны обладать: оператор атомной станции; библиотекарь, медицинская сестра. Почему?

Подведение итогов урока:

Таким образом, при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. «Слабым» не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее. Школьнику можно порекомендовать в этой же профессии другую специальность, или, как принято говорить у профконсультантов, другой рабочий пост. Даже в

профессии летчика есть рабочие посты, не предъявляющие слишком жестких требований к человеку, - это летчик сельхозавиации, вертолетчик. В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как реаниматолог, хирург. Но им могут быть рекомендованы специальности терапевта, санитарного врача, фармацевта, стоматолога. Надо сказать, что лица со слабой нервной системой имеют и определенные преимущества. Так, многие «слабые» обладают гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообразной монотонной работой. Им могут быть рекомендованы работы, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик, зубной техник, сборщик микросхем, программист). С высокой чувствительностью слабой нервной системы, видимо, связано то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой этого типа. Это свидетельствует о преимуществах «слабых» в овладении профессиями, в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа «человек-человек»).

Но в подавляющем большинстве профессий учет природных особенностей необходим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабочего поста или выработки оптимального индивидуального стиля деятельности, который позволяет максимально эксплуатировать природные данные и компенсировать недостатки.

5


© 2010-2022