- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа Сопровождение ребенка с ОВЗ
Рабочая программа Сопровождение ребенка с ОВЗ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Торопова Н.В. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нагорненская средняя школа»
«Утверждено»
Приказом директора
МБОУ «Нагорненская СШ»
от ______ № _____
Рабочая программа индивидуального психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), 1-го класса индивидуального обучения. (срок реализации - 1год)
Автор-разработчик:
Педагог-психолог
Торопова Н.В.
2015-2016 учебный год
п. Нагорный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей, испытывающих трудности в овладении общеучебными знаниями, умениями, навыками в рамках школьной программы. Это определяется социальными, экономическими факторами, среди которых:
нежелание родителей признавать проблемы, возникающие у ребёнка;
увеличение количества детей, имеющих задержку психоречевого развития различного генеза;
низкая готовность детей к школьному обучению (социальная, познавательная, моторная, эмоциональная и др.);
сокращение классов и учреждений коррекционно-развивающего обучения;
увеличение числа детей из двуязычной среды.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психического развития» (ЗПР) и специальная коррекционная программа VIII вида. Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии.
В самом общем виде сущность VII вида состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Известно, что такие дети испытывают разноплановые трудности в овладении учебным материалом, навыками, умениями, т. е. способностью ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки,
полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления), формирование «универсальных учебных действий» - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса т.к. у ниверсальные учебные действия играют значимую роль в обучении.
Выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.
Предмет психокоррекции: познавательные процессы.
Объект психокоррекции: дети 8-11 лет с задержкой психического развития.
Объём программы рассчитан на 32 часа. Всего 32 занятия при частоте встреч - один час в неделю. Продолжительность одного занятия - 45 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель данного блока - диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО БЛОКА
№ за-
нятия
структура занятия
стимульный материал
оборудование
№
упр.
этап
1
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «маленький мышонок»
Конверт с иллюстрацией к сказке «Маленький мышонок», кукла, которая ведет рассказ.
5
Развитие памяти, логического мышления.
Упр. «Составь рассказ»
Мнемотаблица.
6
Психогимнастика
этюд «Я так устал» (выражение интереса); этюд «Любопытный»
(выражение интереса)
7
Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния
«Раскрась картинку»
8
Релакс-пауза
музыкальное сопровождение
«Антистресс»
магнитофон, аудиоза-
пись «Антистресс»
2
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Барабан»
Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.
5
Развитие мышления, воображения, связной речи
упр. «Продолжи рассказ»
Незавершенная мнемотаблица.
6
Психогимнастика
этюд «Застенчивый ослик» (зас-
тенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия)
7
Рефлексия занятия, диагностика эмоционального состояния
«Раскрась картинку»
Иллюстрация к сказке
8
Релакс-пауза
музыкальное сопровождение
«Антистресс»
магнитофон, аудиоза-
пись «Антистресс»
3
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Подарок»
Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.
6
Психогимнастика
Этюд «Уходи, злость, уходи!»
7
Развитие памяти, воображения, графического воспроизведения.
упр. «Составь рассказ»
Мнемотаблица к сказке
9
Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния
«Раскрась картинку»
Иллюстрация к сказке
10
Релакс-пауза
музыкальное сопровождение
«Антистресс»
магнитофон, аудиоза-
пись «Антистресс»
4
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Золотая осень»
Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.
5
Развитие мышления, памяти, связной речи
упр. «Продолжи рассказ»
Мнемотаблица к сказке
6
Психогимнастика
этюд «Игра с камешками»
7
Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния
«Раскрась картинку»
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
5
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Чьи яблоки»
Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.
5
Развитие мышления, памяти, внимания
Упр. «Составь рассказ»
Мнемотаблица к сказке
6
Психогимнастика
этюд «Что там происходит?»
7
Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния
«Раскрась картинку»
Мнемотаблица к сказке
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
6
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Кусочек сыра»
Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.
5
Развитие мышления, памяти, внимания
Упр. «Составь рассказ»
6
Психогимнастика
этюд «Котята»
7
Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния
«Раскрась картинку»
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
7
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Чьи в лесу шишки?»
Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.
5
Развитие мышления, памяти,
упр. «Продолжи рассказ»
6
Психогимнастика
этюд «Что слышно?» (игра на внимание)
7
Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния
«Раскрась картинку»
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
Установление правил поведения на занятии
8
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Зернышки»
Конверт с иллюстрацией к сказке
5
Развитие мышления, речи
6
Психогимнастика
этюд «Факиры» (психомышеч-
ная тренировка)
7
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
8
Рефлексия занятия
Установление правил поведения на занятии
9
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
«Самый большой гриб»
5
Психогимнастика
этюд «Слушай хлопки!» (актив-
ное внимание)
7
Развитие мышления
8
Рефлексия занятия
9
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
10
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Журавли»
4
Психогимнастика
этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный»
(выражение интереса)
5
Развитие мышления
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
11
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Грибники»
5
Развитие мышления, памяти
6
Психогимнастика
этюд «Застенчивый ослик» (зас-
тенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия)
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
12
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Грязнуля»
5
Психогимнастика
Этюд «Уходи, злость, уходи!»
6
Развитие мышления, воображения, связной речи
упр. «»
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
13
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Кроватка из листьев»
5
Психогимнастика
этюд «Игра с камешками»
6
Развитие мышления, внимания, памяти
упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №3
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
14
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Ап-чхи!»
5
Психогимнастика
этюд «Что там происходит?»
6
Развитие мышления, внимания
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
15
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «У страха глаза велики»
5
Психогимнастика
этюд «Котята»
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
9
Рефлексия занятия
16
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Рыжик»
5
Психогимнастика
этюд «Что слышно?» (игра на внимание)
6
Развитие воображения, мышления
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
17
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Новогодние подарки»
5
Психогимнастика
этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный»
(выражение интереса)
7
8
Рефлексия занятия
9
Релакс-пауза
слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
18
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Воздушный змей»
5
Психогимнастика
этюд «Застенчивый ослик» (зас-
тенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия)
6
Развитие мышления, расширение кругозора
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
19
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Жадина»
5
Психогимнастика
этюд «Котята»
7
Развитие мышления, связной речи, памяти
8
Рефлексия занятия
9
Релакс-пауза
слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
20
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Психогимнастика
этюд «Что слышно?» (игра на внимание)
5
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Последнее яблоко»
6
Рефлексия занятия
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)
21
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Сломанная корзина»
5
Психогимнастика
этюд «На берегу моря»(психо-
мышечная тренировка с фикса-
цией внимания на дыхании);
этюд «Игра с песком»(напряже-
ние и расслабление мышц рук);
этюд «Игра с муравьём» (напря-
жение и расслабление мышц ног)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)
22
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Самокат»
5
Психогимнастика
этюд «Солнышко и тучка» (на-
пряжение и расслабление мышц туловища);
этюд «В уши попала вода» (на-
пряжение и расслабление мышц шеи)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)
23
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Запасы на лето»
5
Психогимнастика
этюд «Лицо загорает»(напряже-
ние и расслабление мышц лица)
этюд «Сон на берегу моря»(от-
дых)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
7
Рефлексия занятия
слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)
8
Релакс-пауза
24
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Соня»
5
Психогимнастика
этюд «На берегу моря» (психо-
мышечная тренировка с фикса-
цией внимания на дыхании);
этюд «Игра с песком»(напряже-
ние и расслабление мышц рук);
этюд «Игра с муравьём» (напря-
жение и расслабление мышц ног)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Гадкий утё-
нок» (Г.-Х.Андерсен)
25
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Качели»
5
Психогимнастика
этюд «Солнышко и тучка» (на-
пряжение и расслабление мышц туловища);
этюд «В уши попала вода» (на-
пряжение и расслабление мышц шеи)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Гадкий утё-
нок» (Г.-Х.Андерсен)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
26
1
Психологический настрой
формулировки для психологи-
ческого настроя
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Любимая мамина чашка»
5
Психогимнастика
этюд «Лицо загорает» (напряже-
ние и расслабление мышц лица)
этюд «Сон на берегу моря»(от-
дых)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Стойкий оло-
вянный солдатик»
(Г.-Х.Андерсен)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
27
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Г-о-о-л!!!»
5
Психогимнастика. Развитие внимания, памяти
этюд «Четыре стихии» (внима-
ние);
этюд «Тень» (развитие памяти,
пантомимики)
6
Развитие мышления.
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Стойкий оло-
вянный солдатик»
(Г.-Х.Андерсен)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
28
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Паучок-путешественник»
5
Психогимнастика
этюд
этюд «Штанга» (расслабление мышц)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»
(А.Милн)
29
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Букет»
5
Психогимнастика
этюд «Перемена погоды» (эмо-
ции печали);
этюд «Золотые капельки»(эмо-
ции радости)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»
(А.Милн)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
30
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Непослушный бельчонок»
5
Психогимнастика
этюд «Запретное движение»
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»
(А.Милн)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
31
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «Любимый мышонок»
5
Психогимнастика
этюд «Цветок»
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»
(А.Милн)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
32
1
Психологический настрой
2
Установление правил поведения на занятии
3
Сообщение цели заня-
тия
4
Развитие речи и коммуникативных навыков
Сказка «На речке»
5
Психогимнастика
этюд «Гроза» (выражение стра-
ха);
этюд «Дождик» (выражение ра-
дости и удовольствия)
6
Развитие мышления, внимания, памяти
7
Рефлексия занятия
8
Релакс-пауза
слушание сказки «Малыш и Карлсон»
(А.Линдгрен)
магнитофон, аудиоза-
пись сказки
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. - М., 1986.
2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988. - №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. - М., 1972.
7. Д.И. Бойков, С.В. Бойкова Учимся дружить: Развиваем коммуникативные навыки у детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие , Санкт-Петербург: КАРО, 2015.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
9. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. - 1986. - №4.
10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. - М., 1983.
12. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. - 1986. - №3.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
14. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
16. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1975. - №4.
17. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. - Екатеринбург, 1995.
18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.
19. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. - М., 1986.
20. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. - М., 1980.
21. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М., 1988.
22. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
23. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.
24. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990.
25. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. - М., 1991.
26. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1983.