Рабочая программа Сопровождение ребенка с ОВЗ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нагорненская средняя школа»



«Утверждено»

Приказом директора

МБОУ «Нагорненская СШ»

от ______ № _____

Рабочая программа индивидуального психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), 1-го класса индивидуального обучения. (срок реализации - 1год)

Автор-разработчик:

Педагог-психолог

Торопова Н.В.















2015-2016 учебный год

п. Нагорный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей, испытывающих трудности в овладении общеучебными знаниями, умениями, навыками в рамках школьной программы. Это определяется социальными, экономическими факторами, среди которых:

нежелание родителей признавать проблемы, возникающие у ребёнка;

увеличение количества детей, имеющих задержку психоречевого развития различного генеза;

низкая готовность детей к школьному обучению (социальная, познавательная, моторная, эмоциональная и др.);

сокращение классов и учреждений коррекционно-развивающего обучения;

увеличение числа детей из двуязычной среды.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психического развития» (ЗПР) и специальная коррекционная программа VIII вида. Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии.
В самом общем виде сущность VII вида состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Известно, что такие дети испытывают разноплановые трудности в овладении учебным материалом, навыками, умениями, т. е. способностью ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки,
полученные на коррекционно-развивающих занятиях.


Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления), формирование «универсальных учебных действий» - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса т.к. у ниверсальные учебные действия играют значимую роль в обучении.

Выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.

Предмет психокоррекции: познавательные процессы.
Объект психокоррекции: дети 8-11 лет с задержкой психического развития.
Объём программы рассчитан на 32 часа. Всего 32 занятия при частоте встреч - один час в неделю. Продолжительность одного занятия - 45 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель данного блока - диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.








СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО БЛОКА

№ за-
нятия

структура занятия

стимульный материал

оборудование


упр.

этап

1

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «маленький мышонок»

Конверт с иллюстрацией к сказке «Маленький мышонок», кукла, которая ведет рассказ.

5

Развитие памяти, логического мышления.

Упр. «Составь рассказ»

Мнемотаблица.

6

Психогимнастика

этюд «Я так устал» (выражение интереса); этюд «Любопытный»
(выражение интереса)

7

Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния

«Раскрась картинку»

8

Релакс-пауза

музыкальное сопровождение
«Антистресс»

магнитофон, аудиоза-
пись «Антистресс»

2

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Барабан»

Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.

5

Развитие мышления, воображения, связной речи

упр. «Продолжи рассказ»

Незавершенная мнемотаблица.

6

Психогимнастика

этюд «Застенчивый ослик» (зас-
тенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия)

7

Рефлексия занятия, диагностика эмоционального состояния

«Раскрась картинку»

Иллюстрация к сказке

8

Релакс-пауза

музыкальное сопровождение
«Антистресс»

магнитофон, аудиоза-
пись «Антистресс»

3

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Подарок»

Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.

6

Психогимнастика

Этюд «Уходи, злость, уходи!»

7

Развитие памяти, воображения, графического воспроизведения.

упр. «Составь рассказ»

Мнемотаблица к сказке

9

Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния

«Раскрась картинку»

Иллюстрация к сказке

10

Релакс-пауза

музыкальное сопровождение
«Антистресс»

магнитофон, аудиоза-
пись «Антистресс»

4

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Золотая осень»

Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.

5

Развитие мышления, памяти, связной речи

упр. «Продолжи рассказ»

Мнемотаблица к сказке

6

Психогимнастика

этюд «Игра с камешками»

7

Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния

«Раскрась картинку»

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

5

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Чьи яблоки»

Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.

5

Развитие мышления, памяти, внимания

Упр. «Составь рассказ»

Мнемотаблица к сказке

6

Психогимнастика

этюд «Что там происходит?»

7

Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния

«Раскрась картинку»

Мнемотаблица к сказке

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

6

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Кусочек сыра»

Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.

5

Развитие мышления, памяти, внимания

Упр. «Составь рассказ»

6

Психогимнастика

этюд «Котята»

7

Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния

«Раскрась картинку»

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

7

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Чьи в лесу шишки?»

Конверт с иллюстрацией к сказке, кукла, которая ведет рассказ.

5

Развитие мышления, памяти,

упр. «Продолжи рассказ»

6

Психогимнастика

этюд «Что слышно?» (игра на внимание)

7

Рефлексия занятия диагностика эмоционального состояния

«Раскрась картинку»

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

Установление правил поведения на занятии

8

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Зернышки»

Конверт с иллюстрацией к сказке

5

Развитие мышления, речи

6

Психогимнастика

этюд «Факиры» (психомышеч-
ная тренировка)

7

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

8

Рефлексия занятия


Установление правил поведения на занятии

9

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

«Самый большой гриб»

5

Психогимнастика

этюд «Слушай хлопки!» (актив-
ное внимание)

7

Развитие мышления

8

Рефлексия занятия

9

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

10

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Журавли»

4

Психогимнастика

этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный»
(выражение интереса)

5

Развитие мышления

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

11

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Грибники»

5

Развитие мышления, памяти

6

Психогимнастика

этюд «Застенчивый ослик» (зас-
тенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия)

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Трое из Прос-
токвашино» (Э.Успенский)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

12

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Грязнуля»

5

Психогимнастика

Этюд «Уходи, злость, уходи!»

6

Развитие мышления, воображения, связной речи

упр. «»

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

13

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Кроватка из листьев»

5

Психогимнастика

этюд «Игра с камешками»

6

Развитие мышления, внимания, памяти

упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №3

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

14

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Ап-чхи!»

5

Психогимнастика

этюд «Что там происходит?»

6

Развитие мышления, внимания

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

15

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «У страха глаза велики»

5

Психогимнастика

этюд «Котята»

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

9

Рефлексия занятия

16

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Рыжик»

5

Психогимнастика

этюд «Что слышно?» (игра на внимание)

6

Развитие воображения, мышления

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

17

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Новогодние подарки»

5

Психогимнастика

этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный»
(выражение интереса)

7

8

Рефлексия занятия

9

Релакс-пауза

слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

18

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Воздушный змей»

5

Психогимнастика

этюд «Застенчивый ослик» (зас-
тенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия)

6

Развитие мышления, расширение кругозора

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

19

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Жадина»

5

Психогимнастика

этюд «Котята»

7

Развитие мышления, связной речи, памяти

8

Рефлексия занятия

9

Релакс-пауза

слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

20

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Психогимнастика

этюд «Что слышно?» (игра на внимание)

5

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Последнее яблоко»

6

Рефлексия занятия

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)

21

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Сломанная корзина»

5

Психогимнастика

этюд «На берегу моря»(психо-
мышечная тренировка с фикса-
цией внимания на дыхании);
этюд «Игра с песком»(напряже-
ние и расслабление мышц рук);
этюд «Игра с муравьём» (напря-
жение и расслабление мышц ног)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)

22

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Самокат»

5

Психогимнастика

этюд «Солнышко и тучка» (на-
пряжение и расслабление мышц туловища);

этюд «В уши попала вода» (на-
пряжение и расслабление мышц шеи)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)

23

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Запасы на лето»

5

Психогимнастика

этюд «Лицо загорает»(напряже-
ние и расслабление мышц лица)
этюд «Сон на берегу моря»(от-
дых)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

7

Рефлексия занятия

слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)

8

Релакс-пауза

24

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Соня»

5

Психогимнастика

этюд «На берегу моря» (психо-
мышечная тренировка с фикса-
цией внимания на дыхании);
этюд «Игра с песком»(напряже-
ние и расслабление мышц рук);
этюд «Игра с муравьём» (напря-
жение и расслабление мышц ног)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Гадкий утё-
нок» (Г.-Х.Андерсен)

25

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Качели»

5

Психогимнастика

этюд «Солнышко и тучка» (на-
пряжение и расслабление мышц туловища);

этюд «В уши попала вода» (на-
пряжение и расслабление мышц шеи)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Гадкий утё-
нок» (Г.-Х.Андерсен)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

26

1

Психологический настрой

формулировки для психологи-
ческого настроя

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Любимая мамина чашка»

5

Психогимнастика

этюд «Лицо загорает» (напряже-
ние и расслабление мышц лица)
этюд «Сон на берегу моря»(от-
дых)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Стойкий оло-
вянный солдатик»

(Г.-Х.Андерсен)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

27

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Г-о-о-л!!!»

5

Психогимнастика. Развитие внимания, памяти

этюд «Четыре стихии» (внима-
ние);
этюд «Тень» (развитие памяти,
пантомимики)

6

Развитие мышления.

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Стойкий оло-
вянный солдатик»

(Г.-Х.Андерсен)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

28

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Паучок-путешественник»

5

Психогимнастика

этюд
этюд «Штанга» (расслабление мышц)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»

(А.Милн)

29

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Букет»

5

Психогимнастика

этюд «Перемена погоды» (эмо-
ции печали);
этюд «Золотые капельки»(эмо-
ции радости)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»

(А.Милн)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

30

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Непослушный бельчонок»

5

Психогимнастика

этюд «Запретное движение»

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»

(А.Милн)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

31

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «Любимый мышонок»

5

Психогимнастика

этюд «Цветок»

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все»

(А.Милн)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки

32

1

Психологический настрой

2

Установление правил поведения на занятии

3

Сообщение цели заня-
тия

4

Развитие речи и коммуникативных навыков

Сказка «На речке»

5

Психогимнастика

этюд «Гроза» (выражение стра-
ха);
этюд «Дождик» (выражение ра-
дости и удовольствия)

6

Развитие мышления, внимания, памяти

7

Рефлексия занятия

8

Релакс-пауза

слушание сказки «Малыш и Карлсон»

(А.Линдгрен)

магнитофон, аудиоза-
пись сказки



Литература:

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. - М., 1986.
2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988. - №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. - М., 1972.

7. Д.И. Бойков, С.В. Бойкова Учимся дружить: Развиваем коммуникативные навыки у детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие , Санкт-Петербург: КАРО, 2015.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
9. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. - 1986. - №4.
10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. - М., 1983.
12. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. - 1986. - №3.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
14. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
16. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1975. - №4.
17. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. - Екатеринбург, 1995.
18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.
19. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. - М., 1986.
20. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. - М., 1980.
21. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М., 1988.
22. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
23. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.
24. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990.
25. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. - М., 1991.
26. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1983.


© 2010-2022