Психологическая играПутешествие к Солнечному лучику

  Задача оптимизации межличностных отношений в школе достаточно актуальна.   Трудно переоценить роль психологических игр в работе по сплочению коллектива.   В публикации представлена психологическая игра, которая в интересной и занимательной форме помогает научить детей договариваться друг с другом, способствует созданию благоприятной психологической атмосферы.   Дети учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.   Предложенную игру мо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа №155»



Психологическая игра

«Путешествие к Солнечному лучику»















Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.

.











г. Белгород-22





Цели׃

- сплочение группы;

-развитие эмпатии и самосознания;

- формирование навыков совместной деятельности;

- развитие умений «чувствовать группу» и ее отдельных членов;

-выработка навыков предоставления и получения обратной связи.

Ресурсы: достаточно свободное помещение, легкие стулья по числу участников, лист ватмана, по пачке фломастеров на каждого, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.

Время: 35-40 минут.























ХОД ИГРЫ

Этап 1 - физический разогрев

Ведущий. В одном государстве жили люди. Жили они тихо и незаметно, безрадостно проводя каждый свой день. А всё потому, что жители этого города никогда не видели солнца. Все их дни были холодные, тёмные и унылые. Их город назывался город Ночи. Иногда в их город заходили путники, они рассказывали яркие истории о разных городах, странах, обычаях, но местные жители только качали головами. Практически все приезжие покидали этот город не задерживаясь, в нем не было достопримечательностей, ярких впечатлений, но были и такие, кто задерживался надолго или оставался навсегда. Постепенно сливаясь с общим тёмным обликом города и его незаметным населением. Жителям этого города казалось, что ни они, ни их жизнь никому не интересны.

Но однажды в город приехал необычный человек: одет он был в яркие одежды, его лицо светилось радостью, голос звенел весёлым колокольчиком. Этот необычный гость поведал жителям, что в их город можно вернуть солнце, и поможет им в этом Волшебный лучик, который живёт очень далеко. Сделать это будет нелегко, так как жителям нужно будет преодолеть в дороге немало препятствий и справиться с трудностями.

Ведущий. Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо было бы пока перекусить. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления. Но это не просто лапша - это настоящие спагетти! А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной...

Ведущий. Дорога была длинной, все устали и замёрзли. Вот вы, наконец, добрались до деревушки, где можно отдохнуть и согреться. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары... А теперь, пожалуйста, приготовьте «козлы», положите на них бревнышки и распилите их на чурбачки большой пилой. Это не слишком-то просто: надо согласовывать свои движения, добиться единого ритма. Так, а теперь, каждый «берет» в руки топор и начинает колоть дрова. Только будьте осторожны - не заденьте друг друга.

Хозяин дома сообщил, что вы можете достать из подпола банку с солеными огурчиками. Ход в подпол закрыт крышкой, а на крышке стоит большой и тяжелый сундук. Чтобы открыть люк, нужно сдвинуть сундук. Работаем в парах. Давайте попробуем, объединив усилия, все-таки убрать в сторону этот тяжеленный сундук. Еще немного напряжения и - ура! - люк освобожден. Вы сумели добраться до банки с огурцами. «Откройте» ее. Достаньте оттуда огурчик - руками! «Откусите». Очень хорошо! Замечательно «хрумкать» огурчиками в большом и светлом деревенском доме!

Этап 2 - погружение в игровую ситуацию

Ведущий. Утром все услышали негромкий стук в оконное стекло. Это был почтовый голубь. Он принес вам письмо. Ведущий протягивает ребятам листок бумаги. Один из членов группы зачитывает послание вслух.

«Жители города Ночи! Если Вы хотите избавиться от заклятия, вам нужно будет пройти через заколдованный лес, преодолеть высокие горы, пробраться через тонкое болото и переправиться через глубокое озеро. Желаю удачи! Солнечный лучик»

Этап З - преодоление препятствий.

Упражнение «3аколдованный лес»

(На полу чертится мелом маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой укладывается один за другим несколько стульев. Получается извилистая тропинка длиной два-три метра).

Ведущий. Вы вступили в лес. Почему он считается заколдован? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помочь друг другу справиться с этой задачей. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязываются глаза. Его задача пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания словами: влево, вправо, два шага вперед тому подобное. Разумеется, ему нельзя подходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает своему партнеру пройти по тропе. Участники разбиваются на пары, желательно иначе, чем в предыдущих упражнениях. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать другим, идущим по заколдованной тропе.

(Ведущий завязывает повязку на глазах одного из членов первой пары, и игра начинается).

Упражнение «Горы»

Ведущий. Должен предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах, где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия, это граница узкой тропки. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скалы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь... Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»... Главное - не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца трудной тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы преодолели это препятствие и в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

( Ведущему необходимо быть внимательным и сразу же пресекать малейшие попытки с помощью силы и грубости преодолеть возникшую трудность).

Упражнение «Болото»

Ведущий. На вашем пути вам встретилось топкое болото. Перейти его возможно только по редким кочкам. И нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку, поддерживайте своих товарищей, взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.

Упражнение «Остров»

(Надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве).

Ведущий. Преодолев болото, мы с вами оказались на маленьком острове. И остров, на самом деле, очень маленький. Мне интересно, сколько человек может разместиться на этом острове, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем. Если вы справитесь с заданием, вам откроется дорога, ведущая к замку Солнечного лучика.

Этап 4 - совместное творчество.

Упражнение« Вечерние посиделки»

Ведущий. Вы прошли уже большую часть пути к Волшебнику. Однако путешествие еще не завершено. Но наступает вечер, и вы решаете отложить переправу до утра. Вы развели костер, приготовили ужин. Спать еще не хочется. Вам приятно посидеть у огня, поболтать с друзьями. По вечерам с особенным удовольствием слушаются всякие занимательные истории. Поэтому я предлагаю вам самим сочинить сказочную историю. Но сделать это надо будет необычным способом. Наша сказочная история будет создаваться совместно. Кто-то из вас начнет повествование. Первый рассказчик произнесет несколько фраз, потом я хлопаю в ладоши, и продолжение истории должен будет придумать его сосед слева. Потом право рассказа передается следующему и так далее.

Упражнение« Волшебная чашка доброты»

Ведущий. А теперь неплохо бы выпить чашечку чая. Вообразите, что у вас в руках чашка. Раскрасьте её так, как вам хочется. Ещё раз внимательно рассмотрите чашку. Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё… Отливайте из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло? … Ваша чашка особенная - волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка - твоя! Она наполнена твоей добротой!

Упражнение «Сон нашей группы»

Ведущий: Однако время уже позднее. Нужно отдохнуть перед завтрашней встречей с Солнечным лучиком. Усталые путешественники располагаются на отдых и засыпают. И всем им снятся сны. Закройте глаза и представьте, о чем бы вы хотели увидеть сон... (ведущий включает негромкую релаксационную музыку). У вас замечательные сны! Но на берегу волшебного озера происходят удивительные чудеса. Ваши сны парят над вами, переплетаются друг с другом, и возникает новый образ - общий сон нашей группы...

(Ведущий кладет на пол в середину круга большой лист ватмана, а вокруг него - фломастеры. Музыка продолжает звучать в течение всего времени упражнения).

Ведущий. Откройте глаза... Сейчас мы изобразим коллективный сон, приснившийся этой волшебной ночью. Во время выполнения задания нельзя разговаривать ни в коем случае! Иначе мы спугнем наши сны, и у нас ничего не получится. Сейчас вы молча встанете, подойдете к листу, возьмете в руки фломастеры и начнете рисовать свой сон. При этом обращайте внимание на то, что изображают ваши товарищи. Ваша задача - создать образ коллективного сна нашей группы. А значит, нужно постараться «встроить» свой образ в систему других образов так, чтобы получилась единая, цельная картина. Еще раз напоминаю, что все надо выполнять только молча. Пожалуйста, приступайте!

Этап 5 - завершение путешествия.

Ведущий: Наше путешествие близится к концу. Вы уже видите замок, в которой живет Солнечный лучик. Вы очень надеетесь, что уж он-то поможет вам превратить ваш город Ночи в город Солнца. Приблизившись к избушке, вы поднимаетесь на крыльцо и стучите в запертую дверь. Дверь открывается сама, и вы входите вовнутрь. Там, в большом светлом зале, вас ждет хозяин замка. Вы рассказываете ему о своей беде «Я могу помочь вам, - говорит Волшебник, - если вы выполните моё задание.

Упражнение «Подарки друзьям»

Ведущий: Вот и последнее задание. Я хочу предложить вам сделать друг другу подарки. Представьте, что вы сами волшебники, способные выполнить любое желание человека. Посмотрите на своего партнера, догадайтесь, о чем он мечтает. Какой подарок он хотел бы получить? Если вы догадаетесь правильно, и он будет рад тому подарку, который вы ему сделаете, то заклятие окончательно спадет

Солнечный лучик. Вы справились со всеми заданиями потому, что поддерживали своих товарищей и помогали друг другу. А это мой подарок всем вам. Теперь в вашем городе будет светить солнце, а у всех жителей будет радостное настроение. (Лучик дарит детям большое солнце).

Этап 6 - обсуждение игры.

При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы: Какие моменты игры понравились больше всего? Почему? Какое из заданий оказалось самым трудным? Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей во время игры? Узнали ли вы что-то новое об участниках группы? Удавалось ли во время игры избегать проявления грубости, агрессии, конфликтов? Возможно, ли в жизни обходиться без ссор и оскорблений?




ЛИТЕРАТУРА



Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. - СП6.:«Социально-психологический центр», 1996. - 380 с.

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003.

Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. - (Образовательный стандарт ХХI).

Крюкова с.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис, 2000. - 208 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.

© 2010-2022