- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа внеурочной деятельности Азбука общения (6 класс)
Программа внеурочной деятельности Азбука общения (6 класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева М.Е. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина»
Программа
внеурочной деятельности
«Азбука общения»
для 6 классов
Разработчик: педагог-психолог М.Е. Зайцева
Шексна
Содержание
-
Пояснительная записка…………………………………………..стр.3
-
Содержание программы внеурочной деятельности…………. стр.10
-
Тематическое планирование…………………………………….стр.11
-
Описание материально-технического обеспечения ………… .стр. 14
-
Литература……………………………………………………….стр. 15
Пояснительная записка.
Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения» рассчитана на 1 год и составлена в соответствии с требованиями:
-
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г № 1089.
-
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Учебного плана МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина»»
-
Образовательной программы МОУ "Школа №1 имени адмирала А.М. Калинина"
-
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина».
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Цель данной программы: повышение нравственной составляющей личности, умение конструктивно общаться.
Задачи:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Принципы, которые позволяют достичь поставленные задачи:
-принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания программы на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
-принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели.
- принцип активности ребенка;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия.
-принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
-принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
-принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.
-принцип психологической безопасности.
Программа подразумевает одно занятие в неделю в 6 классах. Длительность занятия - 1 час. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий.
В основе программы внеурочной деятельности «Азбука общения» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- достижение планируемых результатов освоения внеурочной деятельности программы «Азбука общения», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности в области общения.
Методы и приемы, используемые при изучении программы:
Игра - психологический метод, с помощью которого подростки могут учиться при помощи игрового пространства осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими, как инструмент познания.
Организационно-деловая игра - построена на принципе моделирования различных школьных ситуаций. Цель- выработка наиболее эффективных решений.
Психологическое занятие - насыщает картину мира подростка психологическим содержанием, делает мир более понятным.
Психологический тренинг (использование элементов тренинга) - форма активного обучения, позволяющая учащемуся «самоформировывать» навыки и умения строить социальные межличностные отношения, анализировать возникающие ситуации со своей позиции и с позиции другого человека, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.
Тест - это инструмент диалога.
Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса. (круглый стол, дебаты).
Ролевые методы - предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
Формы проведения занятий:
-индивидуальная работа;
-работа в паре;
-групповая работа;
-коллективная работа.
Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука общения» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития коммуникативных способностей, умения сглаживать конфликты и вести конструктивный диалог.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Маленькими шагами к будущей жизни»
Особенность внеурочной деятельности по программе «Азбука общения» заключается в том, что полученные знания о своих коммуникативных возможностях помогут учащимся выстраивать взаимоотношения с окружающими, что будет способствовать успешному усвоению школьной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
- умение договариваться,
- знание своих коммуникативных способностей;
- учащиеся получат возможность для формирования внутренней позиции школьника;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
- знание правил работы в тренинговой группе;
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и задачи.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
· профилактика конфликтного поведения у учащихся 6 классов;
· улучшение условий для развития коммуникативной составляющей личности каждого ребенка;
· воспитание у детей толерантности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения.
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
обучающиеся должны знать:
-понятие коммуникации, конфликт;
- об уникальности внутреннего мира каждого;
-о способах ведения конструктивного диалога;
обучающиеся смогут узнать:
- о способах поведения в конфликтных ситуациях;
-о понятиях «нравственность», «уважение», «медиация»;
- анализировать поступки других людей и свои собственные.
обучающиеся смогут научиться:
- самостоятельно анализировать конфликтное поведение героев фильма;
-анализировать сказки, притчи, рассказы;
-анализировать собственные конфликтные ситуации и конструктивное их решение.
Содержание программы внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».
Занятие № 1: «Предварительное занятие. Входная диагностика ».
Изучение коммуникативных навыков учащихся.
Занятие № 2: «Вводное занятие. Снятие эмоционального напряжения».
Подготовка и настрой детей на еженедельные занятия. Снятие эмоционального напряжения.
Занятие № 3: «Умеешь ли ты общаться? Занятие-самопознание».
Диагностика качеств, определяющих успешность общения. Понятие «эмпатия». Беседа «Что значит сочувствовать человеку?»
Занятие № 4, 5: «Занятие-практикум «Учимся общаться со сверстниками»».
Отработка практических приемов по развитию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Упражнение «Аукцион». Рисунки «Рисуем радость». Дискуссия «В чем мы схожи, а чем отличаемся?»
Занятие № 6: «Как общаться с учителем».
Осознание учениками наличия у человека особых прав в общении. Составление «Списка прав».
Занятие № 7: «Психологические портреты моих учителей».
Активизирование у учащихся рефлексивных процессов по оценке и самоанализу своих взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Игра «Я учусь общаться».
Занятие № 8. «Кто я? Мои силы, возможности».
Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон. Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?».
Занятие № 9: «Мы такие разные».
Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?». Дискуссия «Мужественность и женственность».
Занятие № 10: «Элементы системного подхода в мышлении».
Осознание учащимися взаимосвязей между понятиями. Обсуждение метафор, притч, сказок. Упражнение «Цепочка».
Занятие № 11: «Учимся планировать».
Осознание учащимися значения организации времени для достижения результата. Аукцион «Планы в моей жизни». Игра-размышление «Что было бы, если бы все часы в мире вдруг остановились».
Занятие № 12: «Я расту, я изменяюсь».
Особенности подросткового периода. Безусловное принятие себя и других. Релаксационные техники и упражнения.
Занятие № 13: «Права и обязанности учащегося».
Составление и обсуждение прав и обязанностей пятиклассника, зафиксированных на ватмане. Игра: «Моя роль».
Занятие № 14: «Необычное в обычном».
Снятие эмоционального напряжения. Релаксация. Упражнение «Волшебная сказка».
Занятие № 15: «Преодоление барьеров в общении».
Понятие «барьера». Повышение уверенности в себе. Пути преодоления барьеров общения.
Занятие № 16: «Креативное решение трудностей».
Выход из конфликтных ситуаций необычными способами. Задания на карточках. Групповое обсуждение.
Занятие № 17: «Развитие внимания в рамках коллективной деятельности».
Знакомство со способами сохранения внимательности.
Занятие № 18, 19, 20: «Овладение способами самоконтроля, саморегуляции».
Приемы и техники саморегуляции. Аутогенная тренировка. Проигрывание ролей.
Занятие № 21, 22: «Учимся договариваться».
Отработка практических приемов по развитию коммуникативных приемов по развитию коммуникативных навыков саморегуляции. Техники эффективного слушания. Приемы ведения конструктивного диалога.
Занятие № 23, 24: «Учимся решать проблемы вместе!».
Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Совершенствование навыков «слушания».
Занятие № 25: «Я и мои друзья».
Психологический практикум «Я и мои друзья»
Занятие № 26: «Стиль и манера общения».
Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.
Занятие № 27: «Коммуникативная культура личности ».
Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.
Занятие № 28: «Слушать и слышать».
Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».
Занятие № 29 «Совершенствование навыков устной речи».
Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности. Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».
Занятие № 30, 31, 32: «Приемы медиации. Способы разрешения конфликтных ситуаций».
Знакомство с видами конфликта. Проигрывание конфликтных ситуации. Способы ведения конструктивного переговоры. Выход из конфликта.
Занятие № 33: «Выходная диагностика».
Мониторинг диагностического исследования в конце занятий с целью выявления результативности курса, а также с целью разработки дальнейших вариантов психологического сопровождения учащихся (как индивидуальных, так и групповых).
Занятие № 34: «Заключительное занятие».
Подведение итогов. Обратная связь.
Тематический план для 6 класса.
№
Тема
Количество часов
1.
Предварительное занятие. Входная диагностика.
1
2.
Вводное занятие. Снятие эмоционального напряжения.
1
3.
Умеешь ли ты общаться? Занятие -самопознание.
1
4.
Занятие-практикум «Учимся общаться со сверстниками»
2
5.
Как общаться с учителем
1
6.
Психологические портреты моих учителей
1
7.
Кто Я? Мои силы, мои возможности.
1
8
Мы такие разные
1
9.
Элементы системного подхода в мышлении
1
10.
Учимся планировать
1
11.
Я расту, я изменяюсь
1
12.
Права и обязанности учащегося
1
13.
Необычное в обычном
1
14.
Преодоление барьеров общения
1
15.
Креативное решение трудностей
1
16.
Развитие внимания в рамках коллективной деятельности
1
17.
Овладение способами самоконтроля, саморегуляции
3
18.
Учимся договариваться
2
19.
Учимся решать проблемы вместе
2
20.
Я и мои друзья
1
21.
Стиль и манера общения
1
22.
Коммуникативная культура личности
1
23.
Слушать и слышать
1
24.
Совершенствование навыков устной речи
1
25.
Приемы медиации. Способы разрешения конфликтных ситуаций
3
26.
Выходная диагностика
1
27.
Заключительное занятие.
1
Всего: 34 часа
Материально - техническое обеспечение
-
Компьютер,
-
Проектор,
-
Интерактивная доска,
-
Фотоаппарат,
-
Аудиовизуальная техника.
Список литературы.
-
Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. Профилактическая развивающая программа «Тренинг безопасности подростка».
-
Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности /Под ред. И.А. Баевой. М.: Нестор-история, 2011.
-
Возняк И.В., Узянова И.М., Лебедева С.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС, Волгоград, 2014 г.
-
Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - СПб: Питер, 2009.
-
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск.
-
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008 г.
-
Луценко Т.В. Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков "Путь к успеху".
-
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.