Программа внеурочной деятельности Азбука общения (6 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина»

Программа внеурочной деятельности Азбука общения (6 класс)



Программа

внеурочной деятельности

«Азбука общения»

для 6 классов

Разработчик: педагог-психолог М.Е. Зайцева

















Шексна

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..стр.3

  2. Содержание программы внеурочной деятельности…………. стр.10

  3. Тематическое планирование…………………………………….стр.11

  4. Описание материально-технического обеспечения ………… .стр. 14

  5. Литература……………………………………………………….стр. 15







Пояснительная записка.

Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения» рассчитана на 1 год и составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г № 1089.

  2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Учебного плана МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина»»

  4. Образовательной программы МОУ "Школа №1 имени адмирала А.М. Калинина"

  5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина».

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Цель данной программы: повышение нравственной составляющей личности, умение конструктивно общаться.

Задачи:

1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Принципы, которые позволяют достичь поставленные задачи:
-принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

-принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания программы на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
-принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели.

- принцип активности ребенка;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия.

-принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

-принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

-принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.

-принцип психологической безопасности.

Программа подразумевает одно занятие в неделю в 6 классах. Длительность занятия - 1 час. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий.

В основе программы внеурочной деятельности «Азбука общения» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- достижение планируемых результатов освоения внеурочной деятельности программы «Азбука общения», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности в области общения.

Методы и приемы, используемые при изучении программы:

Игра - психологический метод, с помощью которого подростки могут учиться при помощи игрового пространства осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими, как инструмент познания.

Организационно-деловая игра - построена на принципе моделирования различных школьных ситуаций. Цель- выработка наиболее эффективных решений.

Психологическое занятие - насыщает картину мира подростка психологическим содержанием, делает мир более понятным.

Психологический тренинг (использование элементов тренинга) - форма активного обучения, позволяющая учащемуся «самоформировывать» навыки и умения строить социальные межличностные отношения, анализировать возникающие ситуации со своей позиции и с позиции другого человека, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Тест - это инструмент диалога.

Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса. (круглый стол, дебаты).

Ролевые методы - предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

Формы проведения занятий:

-индивидуальная работа;

-работа в паре;

-групповая работа;

-коллективная работа.

Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука общения» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития коммуникативных способностей, умения сглаживать конфликты и вести конструктивный диалог.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Маленькими шагами к будущей жизни»

Особенность внеурочной деятельности по программе «Азбука общения» заключается в том, что полученные знания о своих коммуникативных возможностях помогут учащимся выстраивать взаимоотношения с окружающими, что будет способствовать успешному усвоению школьной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

- умение договариваться,

- знание своих коммуникативных способностей;

- учащиеся получат возможность для формирования внутренней позиции школьника;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы являются следующие знания и умения:

- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

- знание правил работы в тренинговой группе;

- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

- умения вести конструктивный диалог;

- умение определять жизненные цели и задачи.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

· профилактика конфликтного поведения у учащихся 6 классов;

· улучшение условий для развития коммуникативной составляющей личности каждого ребенка;

· воспитание у детей толерантности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу;

-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;

- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

обучающиеся должны знать:

-понятие коммуникации, конфликт;

- об уникальности внутреннего мира каждого;

-о способах ведения конструктивного диалога;

обучающиеся смогут узнать:

- о способах поведения в конфликтных ситуациях;

-о понятиях «нравственность», «уважение», «медиация»;

- анализировать поступки других людей и свои собственные.

обучающиеся смогут научиться:

- самостоятельно анализировать конфликтное поведение героев фильма;

-анализировать сказки, притчи, рассказы;

-анализировать собственные конфликтные ситуации и конструктивное их решение.

Содержание программы внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».

Занятие № 1: «Предварительное занятие. Входная диагностика ».

Изучение коммуникативных навыков учащихся.

Занятие № 2: «Вводное занятие. Снятие эмоционального напряжения».

Подготовка и настрой детей на еженедельные занятия. Снятие эмоционального напряжения.

Занятие № 3: «Умеешь ли ты общаться? Занятие-самопознание».

Диагностика качеств, определяющих успешность общения. Понятие «эмпатия». Беседа «Что значит сочувствовать человеку?»

Занятие № 4, 5: «Занятие-практикум «Учимся общаться со сверстниками»».

Отработка практических приемов по развитию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Упражнение «Аукцион». Рисунки «Рисуем радость». Дискуссия «В чем мы схожи, а чем отличаемся?»

Занятие № 6: «Как общаться с учителем».

Осознание учениками наличия у человека особых прав в общении. Составление «Списка прав».

Занятие № 7: «Психологические портреты моих учителей».

Активизирование у учащихся рефлексивных процессов по оценке и самоанализу своих взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Игра «Я учусь общаться».

Занятие № 8. «Кто я? Мои силы, возможности».

Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон. Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?».

Занятие № 9: «Мы такие разные».

Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?». Дискуссия «Мужественность и женственность».

Занятие № 10: «Элементы системного подхода в мышлении».

Осознание учащимися взаимосвязей между понятиями. Обсуждение метафор, притч, сказок. Упражнение «Цепочка».

Занятие № 11: «Учимся планировать».

Осознание учащимися значения организации времени для достижения результата. Аукцион «Планы в моей жизни». Игра-размышление «Что было бы, если бы все часы в мире вдруг остановились».

Занятие № 12: «Я расту, я изменяюсь».

Особенности подросткового периода. Безусловное принятие себя и других. Релаксационные техники и упражнения.

Занятие № 13: «Права и обязанности учащегося».

Составление и обсуждение прав и обязанностей пятиклассника, зафиксированных на ватмане. Игра: «Моя роль».

Занятие № 14: «Необычное в обычном».

Снятие эмоционального напряжения. Релаксация. Упражнение «Волшебная сказка».

Занятие № 15: «Преодоление барьеров в общении».

Понятие «барьера». Повышение уверенности в себе. Пути преодоления барьеров общения.

Занятие № 16: «Креативное решение трудностей».

Выход из конфликтных ситуаций необычными способами. Задания на карточках. Групповое обсуждение.

Занятие № 17: «Развитие внимания в рамках коллективной деятельности».

Знакомство со способами сохранения внимательности.

Занятие № 18, 19, 20: «Овладение способами самоконтроля, саморегуляции».

Приемы и техники саморегуляции. Аутогенная тренировка. Проигрывание ролей.

Занятие № 21, 22: «Учимся договариваться».

Отработка практических приемов по развитию коммуникативных приемов по развитию коммуникативных навыков саморегуляции. Техники эффективного слушания. Приемы ведения конструктивного диалога.

Занятие № 23, 24: «Учимся решать проблемы вместе!».

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Совершенствование навыков «слушания».

Занятие № 25: «Я и мои друзья».

Психологический практикум «Я и мои друзья»

Занятие № 26: «Стиль и манера общения».

Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.

Занятие № 27: «Коммуникативная культура личности ».

Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.

Занятие № 28: «Слушать и слышать».

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».

Занятие № 29 «Совершенствование навыков устной речи».

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности. Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».

Занятие № 30, 31, 32: «Приемы медиации. Способы разрешения конфликтных ситуаций».

Знакомство с видами конфликта. Проигрывание конфликтных ситуации. Способы ведения конструктивного переговоры. Выход из конфликта.

Занятие № 33: «Выходная диагностика».

Мониторинг диагностического исследования в конце занятий с целью выявления результативности курса, а также с целью разработки дальнейших вариантов психологического сопровождения учащихся (как индивидуальных, так и групповых).

Занятие № 34: «Заключительное занятие».

Подведение итогов. Обратная связь.







Тематический план для 6 класса.

Тема

Количество часов

1.

Предварительное занятие. Входная диагностика.

1

2.

Вводное занятие. Снятие эмоционального напряжения.

1

3.

Умеешь ли ты общаться? Занятие -самопознание.

1

4.

Занятие-практикум «Учимся общаться со сверстниками»

2

5.

Как общаться с учителем

1

6.

Психологические портреты моих учителей

1

7.

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

1

8

Мы такие разные

1

9.

Элементы системного подхода в мышлении

1

10.

Учимся планировать

1

11.

Я расту, я изменяюсь

1

12.

Права и обязанности учащегося

1

13.

Необычное в обычном

1

14.

Преодоление барьеров общения

1

15.

Креативное решение трудностей

1

16.

Развитие внимания в рамках коллективной деятельности

1

17.

Овладение способами самоконтроля, саморегуляции

3

18.

Учимся договариваться

2

19.

Учимся решать проблемы вместе

2

20.

Я и мои друзья

1

21.

Стиль и манера общения

1

22.

Коммуникативная культура личности

1

23.

Слушать и слышать

1

24.

Совершенствование навыков устной речи

1

25.

Приемы медиации. Способы разрешения конфликтных ситуаций

3

26.

Выходная диагностика

1

27.

Заключительное занятие.

1

Всего: 34 часа


Материально - техническое обеспечение

  • Компьютер,

  • Проектор,

  • Интерактивная доска,

  • Фотоаппарат,

  • Аудиовизуальная техника.





















Список литературы.

  1. Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. Профилактическая развивающая программа «Тренинг безопасности подростка».

  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности /Под ред. И.А. Баевой. М.: Нестор-история, 2011.

  3. Возняк И.В., Узянова И.М., Лебедева С.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС, Волгоград, 2014 г.

  4. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - СПб: Питер, 2009.

  5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск.

  6. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008 г.

  7. Луценко Т.В. Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков "Путь к успеху".

  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.


© 2010-2022