РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета: Этика и психология общения

Формирование общей культуры обучающихся через овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и социализации обучающихся;Данная рабочая программа создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в ходе её реализации акцентируется внимание на проблемах применения основ этики и психологии общения в различных жизненных ситуациях.Задачи:- развить коммуникативные способности учащихся;-развить способность анали...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский сельскохозяйственный колледж»

Каратузский филиал


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

предмета: Этика и психология общения



Профессия 18545: «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».

Срок реализации программы: 2 год

Составил программу: педагог-психолог И.В. Тонких, на основе примерных программ федерального компонента государственного стандарта, ориентирована на учащихся с ограниченными возможностями здоровья

с. Каратузское, 2015г.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по этике и психологии общения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы института развития профессионального образования, обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 62 часа.

Цель программы:

Формирование общей культуры обучающихся через овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и социализации обучающихся;

Данная рабочая программа создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в ходе её реализации акцентируется внимание на проблемах применения основ этики и психологии общения в различных жизненных ситуациях.

Изучение курса направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;

Выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;

Коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;

Применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи.

Задачи:

- развить коммуникативные способности учащихся;

-развить способность анализировать ситуации межличностного взаимодействия;

- ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт;

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:

  • анализировать процесс общения между людьми;

  • организовывать процесс общения как деятельность, приносящую удовольствие;

  • осуществлять рефлексию межличностного взаимодействия;

  • извлекать положительный опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем.

  • формировать представления:

  • о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

  • о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;

  • об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

  • об основах семейного законодательства;

  • о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

  • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

  • пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира

Методы и формы обучения

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация презентаций, видеофильмов, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

Формы учебных занятий:

  • предметные уроки

Виды деятельности:

  • анализ норм этики и морали с точки зрения конкретных условий их реализации в жизненных ситуациях;

  • выбор форм поведения и способов защиты прав и интересов личности в жизненных ситуациях;

  • изложение и аргументация собственных суждений об этических нормах поведения, конкретных поступках людей;

  • решение спорных ситуаций с учетом социального опыта обучающихся с использованием тренингов, диагностики и тестирования, ролевых и деловых игр, дискуссий.

Планируемые результаты реализации программы:

Овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан.

Выпускник профессионального училища должен уметь

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повседневного общения в малой группе (семье) и коллективе (трудовом).

  • усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;

  • знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;

  • понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.

















Тематический план.

п/п



Наименование тем

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Введение. Самопознание и его значение в жизни человека.

2

2.

Личность.

9

3

3.

Общение.

6

1

4.

Этика и психология семейной жизни

27

5

5.

Коллективы и группы

6

1

6.

Итоговая контрольная работа.

1

Итого:

61

Содержание:

Тема 1. Введение.

Самопознание и его значение в жизни человека. Предмет и задачи психологии. Методы психологии. Понятие о психологических тестах

Тема 2. Личность.

Общая характеристика личности человека. Психологические особенности личности: самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, взаимосвязь с социальной средой. Основные побуждения личности: влечение, желание, интересы, убеждения, мировоззрение.

Темперамент. Виды темперамента и их психологическая характеристика.

Характер. Черты характера и их воспитание. Формирование характера.

Воля и волевые действия. Преодоление трудностей как характерная черта волевых действий.

Эмоции. Внешнее выражение эмоций. Настроения. Аффекты.

Самооценка подростка.

Стресс. Способы борьбы со стрессом.

Тема 3. Общение.

Общение. Виды, средства и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Коммуникативные и организаторские способности. Умение видеть смешное. Чувство юмора. Этикет. Золотые правила общения

Межличностные конфликты и пути их преодоления.

Способы неконфликтного общения. Понятие о комплименте. Умение видеть положительные качества в людях.

Тема 4. Этика и психология семейной жизни.

Взаимоотношения в молодой семье. Быт и экономика молодой семьи. Конфликты в семье. Ребенок в семье. Конфликты с родителями. Любовь и дружба в юношеском возрасте.

Тема 5. Коллективы и группы.

Группа и коллектив. Виды групп. Формальные и неформальные группы. Особенности ученического коллектива.

Психологический климат в группе и пути его улучшения.

Молодежные субкультуры.

Отверженные, изгои в обществе.

Итоговая занятие.

Требования к уровню знаний и умений обучающихся

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

уметь:

- правильно употреблять основные этические понятия и категории;

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа и использования информации этического содержания;

- анализа собственного поведения и поведения других субъектах общения;

выбора соответствующих этическим нормам форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения этики, морали, права.



© 2010-2022