• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Доклад на тему: «Проблемы социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Доклад на тему: «Проблемы социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальной (коррекционной) школы VIII вида


Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернатном учреждении и специфика первичной социализации таких детей, затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Также причины затруднений социализации связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории.

Исходя из многолетнего опыта работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, мы выявили следующие проблемы, которые на наш взгляд затрудняют социализацию данной категории детей. Условно мы их разделили на три группы:


  1. Проблемы в личностной сфере:

- отсутствие опыта социальных контактов, трудности в общении (неумение общаться);

- недостаточный уровень развития регулятивного и волевого контроля;

- нет устойчивой мотивации;

- несформированность потребности и способности трудиться;

- нет потребности в саморазвитии;

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;

- отсутствие опыта жизни в семье;

- отсутствие нравственного иммунитета;

- отсутствие здоровья.


  1. Проблемы профессионального самоопределения:

- незнание мира профессий или поверхностное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег;

- выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности (завышенная или заниженная), незнание состояния своего здоровья, а также неумение или нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии;

- незнание правил выбора профессий, т.е. как выбрать - это формула «хочу» (интересна, привлекательна), «могу» (доступна, посильна), «надо» (имеется спрос на рынке труда);

- выбор учебных заведений и специальностей, как правило, ограничен списком, представляемым социальным педагогом, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение выпускников коррекционных учреждений. После окончания обучения в школе-интернате выпускники поступают учиться в учебные учреждения на такие специальности как: «маляр-штукатур», «озеленитель», «швея», «повар», «мастер отделочных» и «мастер столярно - плотничных работ». Круг профессий из года в год один и тот же.

Ежегодно при устройстве выпускников в учреждения начального профессионального образования, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями: не все училища могут брать наших детей, так как не все имеют лицензию на обучение детей с нарушением интеллекта; у некоторых училищ для зачисления обязательным требуют, чтобы за воспитанниками было закреплено жилье, а основная масса детей стоят на льготной очереди на получение жилья.


  1. Проблемы постинтернатной адаптации:

При выходе из детского дома сама система жизнеобеспечения детей-сирот работает против выпускников. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья (льготная очередь не всегда подходит к моменту окончания воспитанником училища и дети заканчивая училища, оказываются на улице), поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др. Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходит успешно. После окончания учреждений начального профессионального образования была заметна тенденция к частой смене работы выпускников, значительная часть их либо не работает совсем, либо работает не по приобретенной специальности. Некоторые наши выпускники сами находят пути решения проблемы профессионального самоопределения, заканчивая училища, в которые их направляет школа, одновременно заканчивают вечернюю школу и приобретают вторую специальность.

Выпускники, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Как правило, вчерашние воспитанники школ-интернатов и детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.

Сегодня общество в целом осознает актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни, ведь это приводит к неустроенности молодых людей, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу.

Направления работы нашего учреждения по преодолению проблем социализации детей - сирот заключаются в следующем:

- проводится углубленная диагностическая работа различного профиля всеми специалистами школы, так как знание индивидуально - психологических особенностей ребенка дает возможность реализации потенциальных возможностей ребенка, и предупреждению возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;

- коррекционно - развивающая, профилактическая и просветительская работа (занятия по полоролевой идентификации «Быть мужчиной, быть женщиной», профориентационная работа, тренинги по социальному и личностному развитию подростков и профилактике отклоняющегося поведения; профилактика зависимостей; тренинговые занятия по развитию жизненных целей; психология для мальчиков или Будь сильным и успешным; психология для девочек или Будь счастливой и привлекательной)

- проводятся различные тематические недели, классные часы, клубы «Мир профессий», «ЗОЖ», «Человек и закон», «Улица и я», «Домашний очаг»;

- действуют в учреждении творческая студия «Буратино», хореографический кружок;

- введены факультативные курсы «Компьютерная грамотность», «Этика и психология семейных отношений», «Будьте здоровы», «Цветоводство», «Прикладное творчество», «Элементарная экономика»;

- совместно с социальным педагогом осуществляем выездные экскурсии в учреждения НПО;

- на базе нашей школы имеются учебно - производственные мастерские, в которых дети осваивают обувное, столярное и швейное дело, ежегодно проводятся праздники труда, конкурс «Лучший по профессии»;

- в помощь выпускникам нашего образовательного учреждения, на основе материалов центра Областного ПМПК, совместно с администрацией школы разработан путеводитель выпускника школы - интерната (справочное пособие) В этой памятке содержится информация, которая может быть полезной на начальном этапе самостоятельной жизни;

- наше учреждение совместно с центром Областного ПМПК участвовало в апробации пилотного проекта «Путь к успеху», цель данного проекта: подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Продолжительность проекта два года. Разделы, которые изучались учащимися: Я и другие. Мир, в которым я живу. Здоровый Образ Жизни. Человек и общество. Я и закон. Я и мое будущее. Труд в моей жизни: мой дом, цветы в нашем доме, овощеводство, готовим сами.

- собираем катамнестические данные о выпускниках, делаем запросы в учреждения НПО, где учатся наши дети, организуем встречи выпускников, оказываем помощь различного характера и ведем переписку через соц. сети.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта было и остается становление личности каждого ребенка в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере достаточно сложно.

4

© 2010-2022