Конспект Личностные универсальные действия

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.ПАСПОРТ (общая характеристика)

УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ


Обучающийся должен обладать способностью к личностным универсальным учебным действиям


СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УУД:

(описание)

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают формирование готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций.

К ним относятся:

  • построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку

  • формирование идентичности личности;

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

  • установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

  • выделение морально-этического содержания событий и действий;

  • построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

  • ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.


Место и значимость универсального учебного действия в результате образования выпускника ОУ средней школы.


Личностный компонент универсальных учебных действий включает в себя понятия:

  • Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение

  • Смыслопорождение и смыслообразование

  • Развитие мотивов учения

  • Развитие морального действия. Ориентация в морально-нравственных основах поведения .

Планируемые уровни сформированности универсального учебного действия у обучающихся лицея

Компоненты

Уровни каждого

компонента УУД

Результаты сформированности

каждого уровня УУД

Информационный

Базовый

Приоритетное внимание уделяется формированию:

нравственно-этических основ личности



- -формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности,

Знает:

  • Ведущие ценности отечественной и мировой культуры,

  • Понятие толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;

  • критерии нравственно-этического оценивания,

  • способы выделения морального содержания действия,

  • определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков,

а также:

  • осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?)

Продвинутый

Приоритетное внимание уделяется формированию основ гражданской идентичности личности;

Знает:

- идентификации основы поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном

-пути решения моральной дилеммы


Деятельностный

Базовый

- целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

Формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

Формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика

Умеет:

- проявить интересы, инициативы и любознательность, мотивы познания и творчества;

-учиться с четкой организацией своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм);

- проявить самостоятельность, инициативу и ответственность как личность в условиях ее самоактуализации:

проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

Продвинутый

Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

Умеет:

  • формировать самоуважения и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты;

  • целеустремленно и настойчиво идти к достижению целей, готов к преодолению трудностей;

  • проявить толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Творческий

Базовый

Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Владеет:

  • формированием способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности

  • основами ценностных суждений и оценок;

  • • уважением к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

  • основами критического отношения к знанию, жизненному опыту;

  • • основами понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Продвинутый

Организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса

Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности

Владеет:

  • основами гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

  • основами социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

  • готовностью к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД


  1. Календарный график (этапы) и возможные траектории формирования данного УУД у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования

Компоненты образовательной среды, участвующие в формировании УУД (дисциплины, курсы по выбору и др.)

Дисциплины/Курсы/полугодия обучения

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2

пол.

1 пол.

2 пол.

1 пол

2 пол.

1 пол.

2 пол.

2.











3.











4.











5.











6.











7.











8.











9.











10.












  1. Формы итоговой аттестации сформированности данного универсального учебного действия и необходимые оценочные средства

[ Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых обучающийся сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данного универсального учебного действия ]

Компоненты



Уровни каждого компонента УУД






Формы текущего, рубежного и итогового контроля




Оценочные средства

и образовательные продукты

Информационный

Базовый

Анкетирование

Тестирование

Наблюдение

Беседа

Оценочные средства:

Результаты анкет/тестов, бесед, наблюдений

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения знаний

Продвинутый

Индивидуальные и групповые работы

Анкетирование

Тестирование

Наблюдение

Беседа

Оценочные средства:

Продукты инд./гр. работы

Результаты анкет/тестов

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Деятельностный

Базовый

Индивидуальные и групповые работы

Анкетирование

Тестирование

Наблюдение

Беседа

Оценочные средства:

Продукты инд./гр. работы

Результаты анкет/тестов

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат

Продвинутый

Индивидуальные и групповые работы

Анкетирование

Тестирование

Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

Проектная деятельность

Оценочные средства:

Продукты инд./гр. работы

Результаты анкет/тестов

Продукт проектной деятельности

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Программа развития способности к самоуправлению.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

Творческий

Базовый

Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий (оргдеятельностные проекты)

Оценочные средства:

Ориентировочная карточка критериев оценки, «поиск» решения или выполнение алгоритма для достижения поставленных целей

Образовательный продукт:

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы

Продвинутый

Индивидуальные и групповые научно-исследовательские работы

(проекты)

Оценочные средства:

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач.


  1. Основные пути, методы и технологии формирования данного универсального учебного действия у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования.

[ Компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги, ролевые и деловые игры, ситуации, кейсы и др. ]

Компоненты компетенции

Уровни

каждого

компонента УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Информационный

Базовый

Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова

Психологические тренинги

Деловые игры

Продвинутый

Технология дистанционного обучения

Технология продуктивного обучения

Ассоциативные мнемонические карты

Деятельностный

Базовый

Кейс- технология

технология ТРИЗ

Продвинутый

Технология проблемного обучения

Проектные технологии

Творческий

Базовый

Технология самообразования

Технология мастер-класса

Технология коллективного творческого дела

Образовательная идеология Пайперта

Продвинутый

Технология портфолио

Технология обогащающего обучения


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у обучающихся данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования

[ Приводится характерное только для данного универсального учебного действия учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое при освоении ОП среднего образования ]

цЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Литература:

Интернет-ресурсы:

УЧИТЕЛЬ

Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009

Фундаментальное ядро общего образования. Проект - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009

Левин Э.А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе: новаторская методика - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка - М.: Педагогика, 1979

РОДИТЕЛЬ

7ya.ru/article/Sovety-roditelyam-detej-vseh-vozrastov

anschool-8.ucoz.ru/publ/roditeljam/ugolok_psikhologa/kak_razvivat_samostojatelnost_u_rebenka/4-1-0-132

школа7.сарапул.рф/parent/sred.php?ELEMENT_ID=491


  1. Условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся только данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования

[ Приводятся характерные только для данного универсального учебного действия условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся данного УУД при освоении ОП среднего образования ]

Условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий - театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Целенаправленное формирование самооценки способствует развитию критичности мышления. Важным условием развития самооценки является создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности себя и сверстников. Однако неудовлетворенность собой, традиционно рассматриваемая как одна из основных предпосылок саморазвития и самовоспитания, может выполнять свою конструктивную функцию только на фоне общего позитивного самопринятия и самоотношения учащегося. Отрицательное отношение к себе выступает препятствием и деструктивно влияет на развитие личности.

Необходимо раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса учения (для чего и ради чего он учится), значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике «взрослой» жизни через организацию как предметности учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Необходимым условием также выступает специально организованная рефлексия учащимся своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности.

Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося, задающих новые уровни мотивации, является стратегией формирования мотивации учения и личностного роста ребенка.



© 2010-2022