Гражданско-патриотическое воспитание в условиях детского дома

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Яйский детский дом «Колокольчик»



















Гражданско-патриотическое воспитание

в условиях детского дома







Автор-составитель: Киященко Т.В.

Зискова Е.К.

































2015год

ВВЕДЕНИЕ



Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство - силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский



За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей в детском доме становится одной из актуальнейших.

Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Равнодушие, чаще всего возникает от незнания. Воспитанники детского дома родились, живут и учатся в Кузбассе, но не все знают историю своего края, посёлка его героев, почетных граждан, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому еще больше усилилась актуальность проблемы патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей детского дома, становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детском доме, является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, имеющих огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности воспитанника, т.к. в детском доме воспитываются дети разных национальностей.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Дети, поступающие в детский дом из асоциальных семей в школьном возрасте, как правило, имеют опыт бродяжничества, опыт вовлечения в асоциальную деятельность, опыт искаженной системы ценностей.

На основании вышеизложенного, в нашем учреждении возникла потребность организации работы по патриотическому воспитанию, которое является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива детского дома по формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.

Цель: развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.

Задачи:

1) отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

2) организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

3) обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;

4) демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами детского дома. Большую роль здесь выполняют и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.

Нормативно-правовая база

гражданско-патриотического воспитания

Название нормативно-правового акта

Изложение сути нормативно-правового акта

Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Определяет воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Программа воспитания и социализации обучающихся начального, основного и среднего общего образования

Определены важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

В документе изложено представление о национальном воспитательном идеале, базовых национальных ценностях, целях, задачах, принципах духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество, которые должны быть взяты за основу воспитания школьников.

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Определены 11 основных направлений организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, из которых на первом месте гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание.

Государственные программы «Гражданское образование населения Российской Федерации», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

В документах говорится, что «в последние годы…у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Среди этих качеств гражданственность, долг, патриотизм… В сложившейся ситуации представляется необходимым продолжить работу, направленную на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания граждан программными методами».

Региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области»

Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 годы

В программу включено мероприятие (1.17) «Патриотическое воспитание граждан, допризывная подготовка молодежи, развитие физической культуры и детско-юношеского спорта».

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (№32-ФЗ, последние изменения №340-ФЗ)

Историко-правовая основа патриотического воспитания школьников

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях детского дома

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Важным при работе с подростками является необходимость соблюдения следующих принципов:

Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».

Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация).

Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование

Педагогические технологии по Г.К. Селевко

Название технологий

Краткое описание технологий

Формы работы

Игровые технологии

Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые праздники; театральные игровые действия; театр; игровые тренинги и упражнения; соревнования, состязания; конкурсы, эстафеты.

Интерактивные технологии

Воспитание с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов воспитания, с двусторонним обменом информации между ними.

Дискуссия; дебаты; конференция; «круглый стол»; виртуальная экскурсия.

Технологии проектного обучения

Суть проектного обучения заключается в том, что деятельность воспитанников имеет характер проектирования, подразумевающего получения конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Исследовательский проект

Творческий проект

Информационный проект

Социально значимый проект

Информационно-коммуникативные технологии

Средства ИКТ - программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, применяемые для транслирования информации, информационного обмена и обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных)

Телекоммуникационный проект; предметные викторины; конкурсы; издательская деятельность; поисковая деятельность; компьютерное моделирование; слайдовая презентация; видеопрезентация; компьютерная презентация; сетевые игры.

Технологии трудового и профессионального воспитания

Цель состоит в том, чтобы помочь воспитанникам выявить свои способности, склонности к определенным профессиям, развивать профессиональные интересы и воспитывать готовность трудиться в интересах личности, общества, государства.

Деловая игра (и другие виды игр); учебная деятельность (лекции, семинары, дискуссия); профильная практика; научно-исследовательская деятельность; проект.

Технология коллективного творческого дела И.П. Иванова

Технология коллективного творческого дела (КТД) - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и которая направлена общественную пользу.

Игра, деловая игра, «руг»; коллективного творческого дела (КТД); «мозговой штурм»; сбор, поход, лагерь, поездка; театрализация.

Технология дополнительного образования

Объединение разнообразных форм и видов внеурочной воспитательной работы

Художественная деятельность; технические занятия; путешествия; экскурсии; досуговые формы. деятельности; занятия физкультурой, спортом; детское самоуправление

Технология внутриучрежденческого контроля и мониторинга

Контроль и мониторинг - важнейшие и относительно самостоятельные звенья в управленческом цикле. Управление не может осуществляться без обратной связи - информации о состоянии и результатах педагогического процесса, необходимой для принятия управленческих решений.

Диагностика (комплексное обследование); опрос. Интервью, беседа, наблюдение, сочинение, проба. педагогическая

Формы работы:

- беседы;

- воспитательные часы;

- концерты;

- викторины;

- кинолектории;

- информационные часы;

- выпуск газет, листовок, буклетов;

- выставки детского творчества, различного уровня;

- конкурсы;

- игры;

- поисковая работа;

- встреча с ветеранами ВОВ, интересными людьми;

- оформление уголков в группах;

- сочинение;

- посадка деревьев;

- военно-спортивные игры, эстафеты;

- музыкально-литературный салон;

- КТД;

- книжные тематические выставка;

- поездка в музей;

- волонтерское движение.

Через решение ранее перечисленных задач патриотическое воспитание выступает в детском доме в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития личности воспитанников, становления активной гражданской позиции и готовности к служению своему Отечеству.

Таким образом, мы выделили три основных направления работы:

1. Гражданско - патриотическое.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в детстве. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность у воспитанников детского дома, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у воспитанников детского дома будут сформированы гражданственность и патриотизм.

В нашем детском доме сложилась комплексная система гражданско-патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через экскурсии в музеи, воспитательные часы, воспитанники знакомятся с историей родного края, его традициями. Используются такие формы работы, как встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые воспитательные часы в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих занятий является раскрытие смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников детского дома на занятиях «Школы Правовед».

Ведётся работа в рамках волонтерского отряда «Пламя», по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, ветеранам ВО войны,

Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга... 9 мая такой особый день, когда можно и нужно об этом поговорить. Рассказать о дедушках, или уже прадедушках, которые воевали, посмотреть старые военные фото. Поговорить об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны. 2015 год - юбилейный, прошло 70 лет со дня Победы. Особое внимание в воспитательной работе детского дома уделили этому событию. Мы разработали план мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.











План мероприятий,

посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Мы этой памяти верны»

МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Яйский детский дом «Колокольчик»

Дата

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь

-Посадка деревьев.

-Оформление уголков в группах к 70 летию победы.

-Викторина «Мы - патриоты»

-Оформление фасада здания детского дома.

-Презентация «Великие люди ВОВ»

-Информационный урок «70-лет Курской битве»

Арышева Н.И

Воспитатели групп

Бова Т.В.

Алешина А.М.

Лупиногова Л.А

Парастаева Л.Е.

Октябрь

-Творческий рисунок «Страна добрых дел»

-Поучительный урок «Богатыри земли русской»

- В.ч «Сталинград»

-Познавательный час «Курская битва»

- Круглый стол «Дети войны»

-Заочное путешествие «Города-герои в ВОВ 1941-1945 гг.»

-Тематическая игра «Я - счастливчик»

Сафиулина Е.Н.

Бова Т.В.

Арышева Н.И

Лупиногова Л

Певная О.А

Шурикова А.В.

Беспалова К.Ю.

Ноябрь

-Выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава»

- П.ч «Фронтовыми дорогами»

-Акция «Для них война не закончилась»

-Участие в областной выставке, посвященной 70- летию победы.

-Информационный час «Военные тайны в ВОВ»

-Встреча с ветераном «Как это было…» -70 лет Победы

- В.ч. «В единстве наша сила»

-Боевая эстафета.

Воспитатели групп

Лупиногова Л.А

Волонтерский отряд

Егренцева Л. Н.

Арышева Н.И

Лупиногова Л.А

Арышева Н.И.

Беспалова К.Ю.

Декабрь

-В.ч. Поклонимся великим тем годам»

-Музыкальный вечер «Песни военных лет»

-В ч «Ими гордится Кузбасс»

-В.ч «Вспомним Великие битвы, ведущие к Победе»

-П.ч «Битва за Москву»

-Викторина «Сталинградская битва»

-Лыжные гонки на приз Деда Мороза посвященные 70-летию Победы.

Сафиулина Е.Н.

Арышева Н.И.

Арышева Н.И.

Певная О.А

Лупиногова Л.А.

Парастаева Л.Е.

Беспалова К.Ю.

Январь

-Игра знатоков «Кузбасс в годы войны»

-В.ч. «У войны - не женское лицо»

- «Мария Черкасова - подвиг во имя жизни»

-Музыкально-литературный салон «Песни, с которыми мы победили»

- П.ч «27 января 1944 год Блокада Ленинграда»

-П.ч «Великая держава СССР»

- Презентация «Награда за смелость.»

-Информационный час «Блокадный Ленинград»

-Конкурсно-игравая программа «Военно-полевые забавы»

Сафиулина Е.Н.

Бова Т.В.

Шурикова А.В.

Парастаева Л.Е.

Арышева Н.И.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А

Парастаева Л.Е.

Беспалова К.Ю.

Февраль

-Видеофильм «Дети огненного Сталинграда»

-Герои России - кто они?

-Конкурс рисунков «Профессия - Родину защищать»

- В.ч «Дети в лагерях во время ВОВ»

-Час памяти «Мальчишки военной поры»

-КТД «Сыны Отечества»

-По следам боевой славы наших земляков.

Шурикова А.В.

Бова Т.В.

Арышева Н.И.

Певная О.А

Лупиногова Л.А

Беспалова К.Ю.

Волонтерский отряд

Март

-Увлекательный урок «Зоя Кирилловна Леонтьева- участница Сталинграда битвы»

-Сочинение «Какая мера у счастья?»

-Участие в районной выставке, посвященной 70 летию победы.

-В.ч. «Война - страшное слово»

- В.ч «Фашизм - это страшно»

-Проект «Наши земляки на войне»

-Спортивное шоу «А на войне, как на войне»

-Акция «Ветеран живет рядом»

Шурикова А.В.

Воспитатели групп

Егренцева Л. Н.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А

Арышева Н.И.

Беспалова К.Ю.

Волонтерский отряд

Апрель

-В.ч. «Подвигу народа, жить в веках»

-Познавательный час «Ах, война, что ты, подлая, сделала»

-Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь победы»

-В.ч «Вспомним о людях, погибших без пуль» (конц. лагерь в ВОВ)

-Кроссворд «Полководцы и герои ВОВ»

-Всемирный день здоровья, посвященный 70 летию победы.

-Операция «Красная гвоздика»

Сафиулина Е.Н.

Шурикова А.В.

Егренцева Л. Н.

Арышева Н.И.

Лупиногова Л.А.

Беспалова К.Ю.

Волонтерский отряд

Май

-В.ч. «Никто не забыт, ничто не забыто»

-«Памяти павших, будим достойны»

-Беседа «Давайте поговорим о войне»

- В ч «Ради жизни на земле»

-П.ч «Курская дуга»

- Конкурс рисунков для детей и сотрудников «Во имя жизни на земле»

- Акция «Повяжи Георгиевскую ленточку»

- «Дарим людям радость» - субботник во дворе ветерана, труженика тыла.

-Книжная выставка «Их не забудем имена»

-Митинг 9 мая. Торжественная церемония возложения цветов к памятникам погибшим воинам.

Сафиулина Е.Н.

Шурикова А.В.

Бова Т.В.

Арышева Н.И.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А.

Певная О.А.

Арышева Н.И.

Парастаева Л.Е.

Воспитатели групп

2. Духовно - нравственное

Духовно-нравственное воспитание - это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания является: формирование чувства долга и у воспитанников детского дома ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Направлением работы педагогов детского дома в рамках духовно-нравственного воспитания является осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Воспитательный процесс нашего учреждения оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании доверенного нам государством ребенка - сироты потребности вести духовно - нравственный образ жизни, получать образование и искать своё место в жизни.

Данное направление позволяет воспитанникам увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, которые не получили положительного примера проживания в семье. В связи с этим в детском доме разработана программа «Секреты общения», направленная на формирование у воспитанников социально одобряемых взглядов и отношений в жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. При составлении перспективного плана на учебный год особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Для передачи воспитанникам культурных ценностей нашего народа, составлен план мероприятий, посвящённых году русской литературы.

План мероприятий, посвященный году русской литературы

МКОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЯЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

«КОЛОКОЛЬЧИК»


% п/п

Дата

Мероприятие

Ответственный

1

2

3

4

5

Январь

Конкурсная программа «Сказки Пушкина»

Поле чудес «Знатоки литературы»

Конкурс рисунков «Золотая коллекция сказок»

Игра «Счастливый случай»

Информационная беседа «Букварь и азбука», с показом видеофильма «Русская азбука или послание предков

Арышева Н.И.

Бова Т.В.

Сафиулина Е.Н.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А.

6


7


8


9



10


11

Февраль

Литературная гостиная «Стихи наших земляков»

Сказочная викторина «В гостях у сказки»

«В мире загадок» по сказкам Л.Н. Толстова

Игра «Озорные буквы в русских пословицах и поговорках

Игра-викторина «Произведения Н.Н.Носова»

Литературная гостиная «Времена года» «Однажды в студеную зимнюю пору»

Арышева Н.И.

Бова Т.В.

Сафиулина Е.Н.

Лупиногова Л.А

.

Певная О.А.

Парастаева Л.Е.

12



13


14


15


16

Март

Творческий вечер «Любимый герой нашего детства»

КВН «Сказки Пушкина»

Конкурс «Сочини сказку»

Выпуск стенгазеты «Герои русской поэзии»

Игра-викторина «Произведения Н.Н.Носова»

Арышева Н.И.

Бова Т.В.

Сафиулина Е.Н.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А.

17


18



19



20



21




22

Апрель

Л.Н. Толстой «Детские сказки»

Интеллектуальный марафон «Самый начитанный»

Литературный кроссворд «По произведениям В.В. Бианки»

«Творим вмести с П.П. Ершовым», конкурс рисунков по произведениям П.П. Ершовым

Урок-путешествие «Преданья старины глубокой» (о былинах)

Литературная гостиная «Времена года» «Шумят ручьи, блестят ручьи»

Арышева Н.И.

Бова Т.В.

Сафиулина Е.Н.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А

Парастаева Л.Е.

23


24


25



26




27

Май

Викторина «Фантастика - это жанр литературы"

Игра - презентация «Сказка о золотом петушке»

Конкурс стихотворений собственного сочинения «Волшебное перышко»

Игра «Крести - нолики» по произведениям Виталия Бианки

Информационная беседа «7 иллюстраторов русских сказок»

Арышева Н.И.

Бова Т.В.

Сафиулина Е.Н.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А.

28


29


30



31



32


33



34




Лето

Час поэзии «В.Ф. Федоров»

Викторина «Читай город»

Литературный поединок «Умницы и Умники»

Конкурс рисунков «Ах лето» по произведениям русских поэтов

Викторина «Знатоки сказок»

Поездка в музей поэта В.Ф. Федоров «Назаркина гора»

Литературная гостиная «Времена года» «Незримый жаворонок поет»

Арышева Н.И.

Бова Т.В.

Сафиулина Е.Н.

Лупиногова Л.А.

Певная О.А.

Парастаева Л.Е.

Парастаева Л.Е.

3. Творческое.

Одним из важных звеньев в системе патриотического воспитания детей детского дома является творческое направление.

Через творческую активность воспитанников, педагог создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия воспитанников в творческом процессе, что связанно с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим воспитаннику постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов, что особенно ценно, воображение.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность, рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, узнает культуру своего народа, его традиции.

Одним из эффективных способов преодоления отклонений в развитии детей-сирот, по нашему мнению, является организованная творческая деятельность. В детском доме этому уделяется большое внимании. Организована работа кружков: «Очумелые ручки»; «Бумажная фантазия»; «затейники»; «Ритм»; «Кукляндия»; «Тропой туриста». Участие в творческих конкурсах, выставках. Районного, областного и всероссийского значения. Большое значение уделяется выявлению и развитию творческих способностей одарённых детей.

Запланированная работа по направлениям, реализуется в три этапа:

Этапы:

I этап: подготовительный ( август )

Цель: подготовка условий для реализации работы.

Включает в себя:

- анализ и подготовку материально - технической базы.

-разработка, обсуждение и утверждение планирование по патриотическому воспитанию.

II этап: практический (сентябрь-апрель)

Цель: реализация работы по патриотическому воспитанию.

Включает в себя:

- расширение и укрепления связей и отношений детского дома с учреждениями, согласно схеме.

-вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов воспитательного процесса.

- отработать содержание деятельности наиболее эффективные формы и методы воспитательного процесса.

- проведение культурно - исторических мероприятий и групповых занятий согласно плану.

- участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический (май)

Цель: анализ итогов организации работы по патриотическому воспитанию.

Включает в себя:

- обобщение результатов работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

- коррекция затруднений, возникших при выполнении работы по патриотическому воспитанию.

- планирование работы на следующий год.

Ожидаемые результаты:

- активная гражданская позиция воспитанников;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность

- воспитание и повышение интереса к военной истории России и ее героическому прошлому, сознательное отношение к народному достоянию, отчизне, воспитание уважения к ветеранам ВОВ

- выявление одаренных детей, способных к творческой, исследовательской деятельности

- уважение чести и достоинства других граждан других национальностей

- развитие творческих способностей воспитанников

- повышение уровня гражданского самосознания и ответственности у воспитанников

- воспитание у детей гордости за принадлежность к Яйскому району, Кемеровской области и Российской Федерации

- снижение уровня правонарушений в социуме

- сформированность гражданско-правовой компетентности воспитанников

- развитие у молодежи потребности в изучении истории своего края и Отечества

- дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в детском доме

- внедрение новых форм и методов организации и проведения гражданско-патриотического воспитания с подростками

- активизация волонтерской работы

- установление партнерских взаимоотношений с учреждениями и общественными организациями

Исполнители: воспитанники, воспитатели, психолог, социальный педагог, зам по УВР, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, инструктор по физическому воспитанию.







© 2010-2022