Коррекционно-развивающая программа для одаренных детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ


Работа на тему:


«Программа развивающего занятия для детей»
















Ростов-на-Дону


2014

Содержание

Введение ….. 3-4

Глава I. Коррекционно-развивающие программы

  1. Цель, задачи программы ….. 5

  2. Организационный этап занятия ….. 5-9

Структура занятия ….. 9-15

Список литературы ….. 16






Введение

Одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения ребёнком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнение с показателями других детей. Полное раскрытие способностей и талантов одарённого ребенка- задача, важная не только для него самого, его родителей и близких, но и для общества в целом, поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны и её успешное социальное развитие. Изучением одарённости занимались такие ученные как : «Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов»

Выявление одаренных детей на основе, изучения психологических особенностей: (речи, памяти, логического мышления) и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.

Самым интенсивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Главными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей. Коррекционно- развивающая программа состоит их 4-ёх эпатов:

1 этап - диагностический (сбор проблематики для последующей коррекции)

2этап - коррекционно-развивающий (проведение занятий с целью овладения навыками саморегуляции психического состояния)

3 этап-консультативный (организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников группы риска)

4 этап - итоговый ( проведение срезовой и итоговой диагностики с целью выявления динамики происходящих изменений дошкольников)

Глава I. Коррекционно - развивающая программа

  1. Цель, задачи программы

Целью моей коррекционно - развивающей программы является, выявление и формирование максимальной реализации способностей одаренных детей.

Задачами программы являются :

  1. Выявить интеллектуально одарённых детей и вести их развитие

  2. Способствовать эмоциональному и коммуникативному развитию детей

  3. Просвещать родителей на тему одарённости


  1. Организационный этап занятий

  1. Выявить интеллектуально одарённых детей и вести их развитие

Работа со всей группой.

На этом этапе работу ведут воспитатели, они занимаются с детьми по программе «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности - игрой, конструированием, рисованием.

В средней группе появляются новые виды деятельности (ознакомление с природой, математика и ознакомление с пространственными отношениями).

В старшей и подготовительной группах образовательная деятельность по математике и грамоте имеет не узкопрагматический характер (научить чтению и счету),но и общеразвивающий (дети проводят звуковой анализ слова, сравнивают числа между собой). Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями - с помощью средств - моделей, схем (круги Эйлера, древо и т.д.) дети упражняются в анализе-синтезе, делать умозаключение, выводы. Воспитатель отбирает в конце года детей, которые хорошо выполняли задания, показали оригинальность и разнообразие.

1. Отбор детей в группу одаренных. Так как в наших детских садах не существует отдельных групп для одаренных детей, то при занятиях, детей разделяют на 2 группы: 1.одареных, 2.дети без оригинальности мышления. Для выявления одаренных детей существуют следующие диагностические методики.

- Перцептивное моделирование. Могут быть использованы и картинки из лото, и вырезки из журналов, и рисунки - важно только, чтобы они были одина­ковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изобра­жений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть оди­наково, то есть 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д. Инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать" - после этих слов взрос­лый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он пере­дает их ребенку, говоря: "А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».

-Методика « Действия систематизации». Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице).

  1. Оценка особенностей продвижения интеллектуально-одарённых детей.

Оценка проводится с помощью методик:

Направленные на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.

  1. Социометрическая проба «День рождение» М.А. Панфилова. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим - звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки - снежинку.)

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке - порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок.

После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.)

Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

Направленные с целью отследить переносимость перенапряжения.

  1. Тест «Тревожности» Р.Тэммл. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, воспитатель дает инструкцию.


  1. Изучение эмоциональной и коммуникативной сферы одаренных детей можно с помощью методик :

  • Тест «Люшера» (направлена на выявления фона настроения) . Тест состоит из стимульного материала (8 карточек: серый - 0, синий - 1, зеленый - 2, красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7) и методического руководства (описание теста, процедура тестирования, числовые показатели и их расчет, обработка, интерпретация результатов и бланки ответов). Процедура выкладки цветовых карточек (от приятного цвета до неприятного) позволяет рассчитать суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК) - характеристика энергетического баланса организма. Время проведения - 5-8 минут. Выбор цветов говорит о:

  • Зеленый - спокойствие, уверенность.

  • Красный - активность, раскрепощенное поведение.

  • Желтый - эмоциональная вовлеченность, оптимистичность.

  • Фиолетовый - трудности социальной адаптации.

  • Коричневый - повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость.

  • Серый - ограниченность в общении, усталость.

  • Синий- дружелюбность, хорошая социальная адаптация.

  • Черный- категоричность, эмоциональная неустойчивость, усталость.

  • Воспроизведение художественных произведений (для лучшего навыка коммуникаций)

  • Как я уже писала ранее, что все занятия у детей проходят в игре, главной методикой является игротерапия , к ней может относиться (ролевые, подвижные, познавательные игры)

  1. Ролевые игры.

  • Хозяюшки

Куклы лежат в кроватках. Участники игры должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить им зубы, причесать, убрать постель, одеть кукол, накормить, погулять с куклой, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть, положить в постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого это быстрее и лучше получится.

  • Большая семейная фотография

Эту игру можно использовать для выявления лидера.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка" он тоже может участвовать в расстановки членов "семьи". Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "дедушек" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других "членов семьи". Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки "членов семьи" "фотограф" считает до трёх. На счёт "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.

  1. Подвижные игры.

  • Надень колпак

Бумажный колпак, расположенный на длинной палке, необходимо надеть на голову соперника. Участники стараются как можно быстрее "околпачить" друг друга.

  • Узнай меня

В игре принимает участие много детей. Ведущему завязывают глаза, он становится в центр круга. По сигналу (хлопку) ведущего играющие начинают двигаться по кругу. Повторный хлопок останавливает движение. Теперь ведущий должен указать на кого-то из играющих и попытаться его узнать. Он имеет право дотронуться до игрока и, если не может угадать, попросить его что-либо произнести (изобразить животное - промяукать, пропищать, прогавкать, прокукарекать и т.д.). Если ведущий не узнает ребенка, он водит вторично.

  1. Познавательные игры.

  • Продолжи рисунок

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?.

  • Кто я?

«Кто я?» - спрашивает ведущий у игроков и изображает (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта ребенка.

Структура занятия


Занятие проводится в кабинете педагога- психолога, где дети могут свободно расположиться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть в форме круга, чтобы создавалась ощущение целостности. Начинается и заканчивается занятие с помощью игры, у детей создается определенный настрой, стиль занятия эмоциональный и не принуждённый. К каждому ребенку применять индивидуальный подход, учитывать его личностные особенности.

Занятие состоит из 4-ёх этапов:

  1. Подготовительная часть- несложные упражнения, которые помогают детям позитивно настроится на работу в группе.

  2. Основная часть - специальные упражнения, соответствующие тематике занятия.

-развивающие игры- драматизации

- игры на развитие навыков общения

1. Кинолента (автор - М.Сигимова)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова. Первый ребенок придумывает сло­во, второй должен повторить его и добавить одно своеслово, третий повторить первые два слова и

сказать свое, четвертый повторить первые три слова и сказать

четвертое т. д. Когда все дети проговорят желае­мое,

они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

2. Интервью (авторы - О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

  1. На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор­ной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо­стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости­ку», остальные за них активно «болеют».

  1. Охота на тигров (авторы - Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети встают в круг, водящий отврачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку.

Ког­да ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вы­тягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

- упражнения подражательно- исполнительского и творческого характера

1. Установление метрического пульса простыми способами: шлепки по коленям, хлопки в ладоши, удары кулачками, притопы и т. д. 2. На фоне установленного пульса выразительное и ритмичное чтение стиха.

3. «Ритмическое эхо» - повторение стиха со звучащими жестами по фразам.

4. «Ритмическое эхо» с использованием ударных инструментов.

5. Придумывание вместе с детьми пластических жестов к стихотворению и декламация с жестами.

6. Инструментальная импровизация - озвучивание стихов музыкальными инструментами (когда это возможно по содержанию) .

7. Придумывание простого движения к стихотворению.

-музыкальные этюды

1. Осенние листья

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

2. Бабочки

Рекомендуемое музыкальное произведение. ("Мотылек", муз. Д. Кабалевского).

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

3. Игра в снежки

Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве «Веселая горка».

Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

4. Игра с камушками

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Психогимнастические упражнения

С нашей точки зрении лучше всего будет использовать следующие темы:

- тряпичная кукла. Покажите детям тряпичную куклу. Пусть каждый по очереди попробует, как двигаются ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и отпустите их. Пусть дети повторят. После работы с куклой предложите детям стать тряпичной куклой. Пусть они расслабляют руки, а вы поднимайте их и отпускайте.

- сонный котенок. Предложите дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд.

- уставший пес. Предложите ребятишкам показать уставшего пса. Пусть немного наклонятся и пройдут наклоненными по кругу. Ноги должны почти не отрываться от пола, голова опущена. Затем пес садится и засыпает.

Умение выражать разные эмоции.

Главной задачей на этом этапе является стимулирование детей к показу названных в этюдах эмоций. Если в этюде участвует одно действующее лицо, то можно участвовать всем детям одновременно. Взрослый должен читать стихотворение. Со временем дети его выучивают наизусть.

- Предложите детям отыграть этюд «Непослушный Саша». В нем участвуют три ребенка.
Саша не хочет слушаться маму,
Саша капризный и очень упрямый.
Мама ему говорит одеваться,
Саша идет с полотенцем купаться.
Папа собрался с сыночком гулять,
Саша быстрей собирается спать.
Мама не знает и папа не знает,
Когда же их мальчик послушнее станет.

- Этюды «Даша и кукла Катюшка» и «Вова и щенок» предназначен для показа одним ребенком. Пусть все девочки по очереди побывают в роли Даши, а мальчики - в роли Вовы.
Куклу подарили Даше,
Даша очень-очень рада.
Даша прыгает и скачет,
И уже два дня не плачет!
Даша кукле шьет одежку,
Даша куклу кормит с ложки.
Лучше всех ее Катюшка -
Кукла - лучшая игрушка!

- Вове щенка подарили - он рад!
Он с ним играет и бегает в сад.
Любит щенка он сильней, чем игрушки,
Он даже спит на одной с ним подушке.

- Этюд «Щенок удивляется». В этюде участвует один ребенок.

Всему на свете удивляется щенок,
Зачем носить перчатки людям и носок?
Зачем с утра хозяин умывается
И каждый день куда-то собирается?
Зачем летают мухи, пчелки, птички
И почему едят жучков синички?
Все непонятно малышу, но интересно!
Он вырастет - и будет все известно!

Модели желательного и нежелательного поведения (выражение негативных эмоций, сравнение разных моделей поведения).

- «Мама огорчена». Петя разбросал игрушки. Мама вечером просит его собрать игрушки, а Петя не хочет. Мама огорчена, она смотрит на Петю и качает головой. Петя не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки?

- «Лена помогла собачке». Песик Тузик бежал по огороду и поранил лапку. Он жалобно завыл, лег на траву и стал лизать больную лапку. Коля увидел Тузика, посмотрел на его лапку и побежал играть в футбол. Через время песика увидела Лена. Она заметила, что он лижет лапку, помазала ее зеленкой и забинтовала. Тузик в благодарность лизнул Лену в щечку.

- «Костя посадил дерево». Костя приехал в деревню к дедушке. Дедушка встал рано утром и пошел в огород. Костя побежал вслед за дедушкой и увидел, что дедушка копает ямки и собирается садить деревья. Костя попросил дедушку разрешить ему посадить самому дерево. Дедушка разрешил посадить вишню. Костя очень обрадовался. Он выкопал ямку, налил в нее воды, поставил саженец и закопал ямку. Ура, Костя посадил первое дерево в своей жизни!

- чтение сказок

-беседы

- мини-конкурсы ( происходит розыгрыш призов)

  • Морской волк.

Игрокам предлагается на толстой веревочке завязать по пять узлов как можно туже. Когда задание выполнено, предлагается развязать узлы. Кому это удалось сделать быстрее, тот и получает призовое очко.

  • Проверка на вежливость.
    Этот конкурс с подвохом и проводится только один раз. Перед началом состязаний мальчиков перед ними проходит девочка и как бы случайно роняет платок. Выигрывает тот мальчик, который догадался поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс.

  • Собери цветок.

Два больших картонных цветка, мак и василек, с одинаковым количеством лепестков. Цветы разрезают на лепестки и сердцевины. Раскладывают на столе или на полу в беспорядке. Двое игроков по сигналу собирают цветок, каждый свой.

- рисование и обсуждение рисунков

3. Релаксация - упражнение, помогающие снять мышечное и психоэмоциональное напряжение

4. Заключительная часть - прощание, способствующее поддержанию эмоционального настроя на совместную работу.

Работа с педагогами

  1. Рефлексия для педагогов, анкетирование с целью выявления их психолого- педагогического потенциала в работе с одаренными детьми. «Потенциал педагогов в работе с одарёнными детьми» тест опросник В.Ф. Ряховского для оценки уровня общительности.

  2. Консультация, семинар, семинар-практикум, деловая игра.

  3. Тренинговые занятия.

Работа с родителями

  1. Беседы и семинары. Особенности одарённости ребёнка, влияние детско-родительских отношений на его развитие, роль понимание взрослыми одарённости, степени детской одаренности

  2. Опросы, анкетирование, тест-опросник- ОРО А.Я. Варгой и В.В. Столиным, ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

  3. Деловые игры, тренинговые занятия, информационные стенды, тематические встречи, индивидуальные консультации

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 .

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

4. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983


19


© 2010-2022