- Преподавателю
- Школьному психологу
- Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. Занятие 1
Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. Занятие 1
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Афонина М.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коррекционно-развивающие занятия
для детей с задержкой психического развития.
Актуальность занятий.
Начало обучения детей в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития.
Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.
Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.
Специфика реализации занятий:
Требования:
-
Занятия должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.
-
Методическая особенность ведения занятия - проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение и чувства.
-
Важное условие реализации занятий - диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года», ковровое покрытие.
Длительность занятий: 45 минут.
Целевая группа: дети с ЗПР, учащиеся 7-10 лет.
Занятие №1.
Цель:
-
развитие навыков самопознания, Я - концепции ребенка
-
развитие чувства единства и сплоченности;
-
развитие тактильного восприятия;
-
развитие внимания, памяти, мышления;
Материал:
-
плакаты с изображением правил поведения на занятиях;
-
открытки, разрезанные на две части;
-
альбомы и карандаши;
-
магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки.
Ход занятия:
Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! (Психолог представляется детям).
Упражнение 1.
Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто-кто в теремочке живет?».
Дети «забираются» в теремочки - для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Что ты не любишь?»
Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях.
Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения.
Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях.
Правила наших занятий:
-
помогать друг другу;
-
когда говорит один - другой слушает и не перебивает;
-
хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос - подними руку;
-
правило «СТОП», когда звенит колокольчик или раздается хлопок - устанавливается тишина.
Упражнение 2.
А сейчас мы поиграем в игру «Поезд».
Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет поезд в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит (побывать «машинистом» должны все дети). В конце «крушение», все падают на пол.
Обсуждение игры:
-
Понравилось вам играть?
-
Кому было неудобно? Почему?
Упражнение 3.
Следующая игра называется «Делай по заданию».
Психолог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Обсуждение:
-
Понравилась ли вам игра?
-
Легко ли вам было играть в эту игру?
Упражнение 4.
Наша следующая игра называется «Спаси птенца».
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Упражнение 5.
Игра «Ладушки».
А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого ученика. Кто найдет, становится парами. Мы поиграем в игру «Ладушки».
Ладушки, Ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Дети перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
Пары меняются.
Обсуждение:
-
Ребята, у кого получилась игра? Кто ни разу не сбился?
-
С кем вам было легко играть? Почему?
-
С кем игра не получалась? Почему?
-
Были ли вы внимательны друг к другу?
Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».
Просмотр рисунков.
Обсуждение:
-
Понравилось вам рисовать?
-
Что было трудно?
-
Что общего вы увидели в наших рисунках?
Упражнение 6.
Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и кто почувствует мое прикосновение выходит из круга.
До свидания!