Заседания родительского клуба по теме: «Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке ребенка к школе»

Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе. Задачи:  1.     Познакомить родителей с характеристиками физической, психологической и интеллектуальной готовности; 2.     Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи; 3.     Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей; 4.     Предоставить родителям практическ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка - детский сад

«Медвежонок»

УТВЕРЖДАЮ:

Воспитатель - методист

Казанцева Н.В.

_____________



Заседания

родительского клуба

«Первоклашка»


по теме:

«Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке ребенка к школе»




Выполнили:

Педагог-психолог Минибаева И.Н.

п.Таксимо

2015 г.

Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с характеристиками физической, психологической и интеллектуальной готовности;

  2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;

  3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

  4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп, педагог-психолог, логопед, руководитель по физическому воспитанию.

Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, аудиозапись песен о школе, мягкая игрушка, спички, памятки с рекомендациями родителям.







Быть готовым к школе - не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит,

быть готовым всему этому научиться.


Л. А. Венгер

Ход мероприятия:


Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы искренне рады видеть Вас. Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться, а помогут вам в этом логопед Новикова Наталья Владимировна, руководитель по физическому воспитанию Карнаухова Татьяна Михайловна и я педагог-психолог Минибаева Ирина Николаевна.
Психолог: А начать нашу встречу я хотела бы с упражнение-визуализации "Первый раз в первый класс"

На экране слайд - шоу - фотографии родителей в первом классе под музыку.



Психолог: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это - школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая - то комната - это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, а поможет нам в этом упражнение имена

Психолог: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня зовут Ирина Николаевна". Тот, кто принимает игрушку, должен произнести: "Вас зовут Ирина Николаевна, а я……"

Психолог: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё одно упражнение, которое называется «Спичка»

Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички, решать вам. Главное условие - держать одним пальцем.

Спасибо, уважаемые родители, проходите на свои места.

Ответьте на вопросы:
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Что мешало дойти до финиша?
В этом упражнение была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребенка к школе. Каждого "ребенка" - им была спичка - вели к цели (подготавливали к школе) родители, воспитатели. На пути каждого ребенка встречались препятствия (физические и моральные), которые он должен был преодолеть с помощью взрослого. Успех сопутствовал той группе, которая сумела наладить взаимодействие и выработать единую стратегию.

Психолог: Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг - жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе - психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
1. физиологическая готовность.
2. Психологическая готовность

3. Педагогическая готовность


И сейчас подробнее о физиологической готовности нам расскажет руководитель по физическому воспитанию Карнаухова Т.М.

Выступление Карнауховой Т.М.

Психолог: Спасибо Татьяна Михайловна. После физической готовности прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, при сущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся:

Эмоциональная готовность - желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольно го возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Волевая готовность - это способность соподчинять свои мотивы, управлять свои поведением.

Важно подчеркнуть, что от таких волевые качества такие как : настойчивость, трудолюбие, прилежность, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, будет завесить сможет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Исходя из этого, взрослый должен:

а) ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении;

б) приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

г) воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх - головоломках и т.д.

Мотивационная готовность к школе - это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. У ребенка готового к школьному обучению должен преобладать учебно-познавательный мотив, то есть желание научиться чему-то новому: «В школе я узнаю обо всем», «Буду изучать много интересного». Для таких ребят характерна инициативность: они стараются задавать вопросы учителю или родителям, чтобы получить больше информации по заинтересовавшему их предмету. Чтобы развить учебно-познавательные мотивы у малыша, нужно много ему читать, обсуждать с крохой прочитанное, организовывать экскурсии и различные поездки, постоянно предлагая ребенку новую интересную информацию. Также важно, чтобы вы научили малыша, что информацию можно добыть самостоятельно - из книг, журналов, научно-популярных программ для детей, детских энциклопедий и из Интернета.

Социально-личностная, коммуникативная готовность - это межличностные взаимодействия в обществе, умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Готовность детей к школе в сфере общения включает: развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя при этом своих интересов; способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Развитие социально-личностной и коммуникативной готовности к школе необходимо потому, что: а) умение налаживать контакты с другими детьми способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни и к новым социальным условиям, б) умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие морально-нравственных качеств как доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие будет способствовать созданию эмоционально-теплой атмосферы общения в классе и школе.

Конечно, успех ребёнка в школе зависит в первую очередь от физиологической и психологической готовности ребёнка к школе, но не мало важно и интеллектуальное развитие и об этом нам расскажет наш логопед Новикова Наталья Владимировна.

Выступление Новиковой Н.В.


Психолог: Спасибо Наталья Владимировна. Итак, давайте подведем итог:

Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению"

(высказывание родителей)


  • Физическое здоровье.

  • Наличие мотива учения (познавательного и социального).

  • Сформированность произвольности поведения: умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

  • Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи)


Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?

В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: покупать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.

Психолог: В заключении хочется сказать: как бы ни продвигались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, он для вас самый любимый!

Только мы, взрослые, можем сделать каждый новый день спокойным и добрым, только мы можем помочь своему ребенку вырасти не задерганным неврастеником, а здоровым и уверенным в себе человеком. Нам только нужно помочь ему. Давайте начнем это делать с сегодняшнего дня.

Желаем вам успешной предшкольной подготовки!



Правила для родителей:

Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Только всестороннее развитие ребенка может стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению к школе.

Относитесь серьезно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребенка перед школой.

Памятка для родителей первоклассников

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе:

  1. Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

  2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса

  3. Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

  4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

  5. Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка - это его работа, как потом его работой станет учение.

  6. Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть дисциплинированными.

  7. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком.

Список литературы

  1. Бабаева Т. И. "У школьного порога"

  2. Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"

  3. Ковалёва Е., Синицына Е. "Готовим ребёнка к школе"

  4. Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Г. К. Кислица и другие

  5. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника"

  6. Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу"

  7. Рогов Е. И. "Настольная книга практического психолога" Книга 1." Система работы психолога с детьми разного возраста"


© 2010-2022