Статья «Детский аутизм»

Выдержка из текста: Психологи уже давно заметили, что общение – основное средство мышления. Это совершенно верное утверждение. Ведь каждый из нас взрослых оценивает, пусть даже неосознанно, уровень развития ребенка именно по содержанию его разговора и умению выстраивать речь. Данный материал будет полезен начинающим психологам, особенно работающим в дошкольных образовательных учреждениях. JОпорная сравнительная таблица развития детей поможет молодому психологу провести первичную диагностику реб...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детский аутизм.

Дети с дефектами речи и трудностями в общении уже с детского сада испытывают сложности во взаимодействии со сверстниками: им прикрепляют обидные ярлыки, не хотят играть, ребята оказываются на положении изгоев. В школе они становятся объектами насмешек и оскорблений. После получения образования такие люди начинают испытывать трудности с работой и в отношениях с коллегами. В итоге можно говорить о социальной несостоятельности и бесперспективности.

Всего этого можно было бы избежать, если бы родители более внимательно присматривались к своим детям и периодически, в профилактических целях, обращались к врачу или психологу. Среди нарушений коммуникативной сферы не последнее место занимает детский аутизм.

Аутизм (от греческого - сам) - это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. К основным симптомам этого отклонения традиционно относят замкнутость; пассивную эмоциональную сферу; слабое развитие внимания, памяти и речи.

Признаки аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. Он практически не реагирует на свет и посторонние звуки, даже при виде матери не тянется к ней и не плачет при ее уходе. У такого малыша часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в кроватке и однообразно размахивать руками. Родители должны насторожиться, если их ребенок позднее остальных начинает самостоятельно одеваться, раздеваться, пользоваться горшком.

В более старшем возрасте в поведении аутичного ребенка сильнее проявляется отчужденность, безразличие к окружающему миру, нежелание общаться. В группе такие дети обычно сидят в стороне от других, механически перекладывая кубики или куклы, категорически отказываясь от предложений поиграть с другими ребятами.

Если аутичный ребенок владеет фразовой речью, то в ней часто отсутствует местоимение «Я». О себе он говорит во 2-м и 3-м лице. Речь аутиста часто представляет собой бессмысленное повторение услышанных раннее высказываний, нередко с нарушением интонации, ритма речи и неверными ударениями в словах.

Аутизм - это медицинский диагноз, ставить который имеет право только специалист. Однако родители должны знать, что раннее выявление нарушения и своевременная коррекция помогут ребенку раскрыть свои потенциальные возможности и активизировать его психологические функции.

В целях создания наиболее полной картины особенностей аутичных детей ниже приведена сравнительная таблица развития ребят 2-4 лет в норме и при аутизме.

Сравнение развития детей в норме и при аутизме


Возраст

Сравнительные

параметры

Ребенок с нормальным развитием

Развитие при аутизме

2 года

Речь


Имеет достаточный словарный запас, задает простые вопросы.


Словарный запас менее 10-15 слов. Очень редко что-либо спрашивает.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми


Появляются элементы примитивного общения по схеме: «Догони - не догони», «Отдам - отниму».

Не наблюдается стремление к совместной деятельности. Предпочитает одиночество.

Игра

Играет с игрушками: хаотично собирает кубики, кормит кукол.

Мало играет с игрушками.

3 года

Речь


Начинает активно использовать сочетания слов.


Сочетания слов использует редко. Больше молчит.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми


Активно взаимодействует со сверстниками. Пытается помогать взрослым.

Не допускает к себе других детей. Пассивно взаимодействует со взрослыми.

Игра

Владеет символической игрой, например, машину может заменить кубиками и наоборот.

Не владеет или очень слабо использует символическую игру.

4 года

Речь

Уже может поддерживать тему разговора и вносить свои дополнения и замечания.

Начинает создавать комбинации из 3-4 слов Редко вступает в разговор.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми


Выполняет установленные правила, например, моет посуду, убирает постель.

Не понимает или игнорирует просьбы окружающих.

Игра

Преобладает ролевая игра - распределение ролей между сверстниками, обыгрывание взрослых ситуаций.

Если играет, то только с самим собой. Использует предметы по их прямому назначению.

Самой распространенной формой коррекционной работы с аутичными детьми является игра. Ее могут использовать не только психологи, но и обычные родители. Специалистами разработано великое множество игр, которые помогают ребенку вступать в первоначальный контакт, поддерживать общение, повышают эмоциональный и интеллектуальный уровень и, самое главное, учат поверить в себя.

Однако в любой работе есть свои «подводные камни». Аутичный ребенок, скорее всего, вначале вообще откажется играть, а тем более не захочет вступать в групповую игру. Лучше всего начинать с индивидуальных игр, постепенно увеличивая число участников. В запасе нужно иметь несколько игровых упражнений, так как ребенок будет играть только в ту, которая ему наиболее интересна.

Предлагаем вам несколько игр, специально разработанных для работы с аутичными детьми 3-6 лет, время: 10-15 минут.

«Кто я?» (психолог-дефектолог Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие представлений и воображения; настроить ребенка на общение.

Содержание: Взрослый поочередно с помощью мимики и жестов изображает представителей различных профессий: врача, артиста, милиционера, писателя и т.д. Ребенок должен отгадать, кто это был.

«Солнечный зайчик» (психолог-дефектолог Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Содержание: Ведущий говорит: «К нам в гости пришел солнечный зайчик. (Включает фонарик и светит им на стену). А теперь он будет двигаться. Запомни, как он двигается, и нарисуй его путь на бумаге». Вместо фонарика можно использовать лазерную указку или зеркальце.

«Щепки на реке» (психолог Фопель К.)

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу, заложить умения взаимодействовать в группе.

Содержание: Участники встают в два ряда, один напротив другого на расстоянии вытянутой руки. Первый ребенок - Щепка, которая плывет по реке. Остальные - Вода одной реки. Щепка сама решает, как ей двигаться: быстро или медленно, хаотично или кругами. Вода аккуратными прикосновениями помогает ей добраться до конца реки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

«Рукавички» (психолог Кряжева Н.Л.)

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

Содержание: Ведущий раскидывает вырезанные из бумаги рукавички, количество пар которых равно количеству пар участников игры. Дети отыскивают свою «пару» - рукавички с одинаковым орнаментом, отходят в уголок и с помощью цветных карандашей стараются как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички.

При взаимодействии с аутичными детьми важно помнить о том, что им свойственна быстрая психическая и физическая пресыщаемость. Учителям и родителям не следует загружать ребенка непосильными для него заданиями или играми. Необходимо как можно чаще переключаться с одного вида деятельности на другой. Даже если ваш подопечный не справляется, нельзя его ругать. Только искренняя помощь и похвала помогут повысить уверенность ребенка в себе, настроиться на общение с окружающими людьми.

© 2010-2022