Статья Межэтнические конфликты в школе

Живут в России разные народы с давних пор. Одним тайга по нраву, другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд: Один черкеску носит, другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод, Один кумыс готовит, другой готовит мед. Одним милее осень, другим милей весна. А планета у нас у всех одна.   «Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового разви...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд:
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А планета у нас у всех одна.

«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав­ливающие необходимость существенных изменений в системе образо­вания: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабель­ности и толерантности».

Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира; чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира. Конфликты исходят из того, что предрассудки по отношению к культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности.

В 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы.

В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время необходимо больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходимо формировать толерантность, то есть внутреннюю установку личности относительно ценностей, традиций и других особенностей различных этносов. Развивать толерантность как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для взаимодействия с представителями разных этносов.

Для осуществления данных задач следует проводить воспитательные мероприятия, соответствующие возрасту учащихся. Дети должны знакомиться с народным фольклором, посещать музеи, театры, выставки; изучать творчество национальных поэтов и писателей, знакомиться с историей своего края, участвовать в поисковой работе. Стимулировать познавательный интерес к языку, истории, литературе, культуре в результате проведения концертов, праздников, викторин, народных игр. Также, в процессе изучения учебных дисциплин, на факультативных занятиях больше уделять внимания истории, традициям, языкам различных народов мира, что откроет возможность для всестороннего развития школьника. Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению вопросов, связанных с культурой разных народов. Вооружение знаниями о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте, а совместная групповая работа сплачивает детские коллективы.

В нашей школе, МОУ Подгоренская СОШ, обучаются дети разных национальностей, несмотря на то, что школа небольшая по количеству учащихся. Большая часть детей - цыгане. Может быть это покажется удивительным, но особых проблем у педагогического коллектива с этими детьми не возникает, конфликтных ситуаций практически нет. Возможно причина этому в том, что в школе уделяется большое внимание воспитанию у детей с первого класса чувства толерантности. Для этого проводятся беседы, тематические классные часы, национальные игры, викторины (традиции и особенности нации), совместные походы и экскурсии, праздники.

В рамках изучения данной темы я провела мини - исследование, в котором приняло участие 20 учащихся начальных классов. Дети в письменной форме отвечали на следующие вопросы:

  1. Вы положительно относитесь к людям разных национальностей?

  2. Хотели бы вы иметь друзей другой национальности?

  3. Считаете ли вы нужным воспитывать в себе чувство толерантности?

  4. Хорошо ли вы относитесь к классам в школе, где много детей разных национальностей?

  5. Считаете ли вы полезным общение между детьми разных национальностей?

В результате опроса я получила следующие результаты:

№ вопроса

1

2

3

4

5

Количество детей, ответивших да

15

15

20

10

20

Количество детей, ответивших нет

5

5

0

10

0

Таким образом, можно сделать вывод: 50% детей хорошо относятся к многонациональным классам; 75% ребят относятся положительно к детям других национальностей и хотели бы дружить с ними; 100% опрошенных считают нужным воспитывать в себе чувство толерантности и хотят общаться с детьми других национальностей.

Я считаю, необходимо помнить, что всегда, во все времена в школе в каждом классе были представители разных этнических групп. Конфликты всегда возникали и разрешались. Главной нашей задачей в современном обществе не допустить даже возникновения конфликтов. Нужно сделать так, чтобы было приятно общаться и дружить, ходить друг другу в гости. В семьях будут угощать национальными блюдами и рассказывать о своих традициях, сформируется дружная душевная атмосфера. Формирование такой атмосферы начинается с семьи, школы, общества и в результате закрепится дружественный настрой в целых государствах. Вот так, небольшая ячейка общества может повлиять на настрой всего общества, поэтому необходимо каждой школе уделять огромное внимание вопросу отношений между детьми разных национальностей. Ведь дети - это наше будущее, будущее государства и всего мира.

Учитель - душа образовательного процесса. Для развития толерантности он может и должен: воспитывать с любовью и во имя любви; привлекать в процесс воспитания родителей; поощрять совместную деятельность; признавать значимость каждого; формировать чувство справедливости; не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования.

Необходимо формировать следующие черты толерантной личности: расположенность к другим; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; умение владеть собой; доброжелательность; гуманизм; любознательность; способность к сопереживанию.

Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Говоря о модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, т.к. формирует ценностные отношения, развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Подводя итоги, нужно сказать, что воспитание национальной толерантности со школьных лет это залог получения в дальнейшем полноценной, развитой личности, толерантной и гуманной. А главное, выработка иммунитета к различным вредоносным попыткам повлиять на умы молодого поколения различных националистических движений и организаций.

3


© 2010-2022