Практическое занятие с элементами тренинга: «Что такое общение»

Практическое занятие с элементами тренинга: «Что такое общение».  Для обучающихся 5-7 классов.  Занятие начинается с эмоционального настроя на урок (Упражнение "Поздоровайся, так как"). Далее идет упражнение разминка "Спиной к спине". Основная часть начинается с прочтения и обсуждения стихотворения "Дом с колокольчиком". Продолжает основную часть обсуждение - беседа на тему "Что такое общение". Основная часть также содержит практические игры и упражния, направленные на развитие правильного общен...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Открытое занятие в 5 классе

На тему

«Что такое общение»












Подготовила:

Педагог-психолог

Козлова А.И.


Практическое занятие с элементами тренинга: «Что такое общение».

Цель: Развитие у детей интереса к проблемам общения.

Задачи:

- сформировать представление у детей о понятии «Общение».

- Дать представление о роли общения в жизни людей.

- Способствовать овладению навыками общения.

- благоприятствовать содействию нравственных ценностей, уважения детей к другим людям.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Упражнение «Поздоровайся как…»

Цель: Создание эмоционального настроя на урок

Детям предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:

- поздороваться как старые друзья;

- поздороваться как незнакомые люди;

- как депутаты;

- как японцы;

- как военные.

Разминка. Упражнение «Спиной к спине»

Цель: получить опыт общения недоступный в повседневной жизни.

Всем участникам надо разбиться по парам. Сесть спиной к спине друг к другу и стараться в таком положении в течение 2-3 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

При обсуждении спросить:

  • О чем разговаривала каждая пара;

  • На что был похож этот разговор? (телефонный разговор, разговор через стену)

  • какие трудности вы испытали при разговоре с собеседником;

  • все ли вам было понятно в разговоре;

  • а как лучше, когда ты видишь, или не видишь своего собеседника? Почему? (не видишь глаз собеседника, выражение лица и мимику)

  • какой получается беседа - более откровенной или менее откровенной?

2.Основная часть

Попросить прочитать стихотворение Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком».


Дом с колокольчиком.

Стоит небольшой старинный дом над земляным бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка, и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок».

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (тема нашего занятия «Что такое общение?»)

Снова посмотрим на экран. Кто прочитает высказывание. («Общение - самая большая человеческая ценность» А.де С. Экзюпери).

Почему Экзюпери назвал общение - «Самой большой человеческой роскошью»? (общаясь, мы узнаем много нового; меняемся чувствами, приносим радость, говорим друг другу приятное). Учитесь общаться, зачем отказывать себе в роскоши!?

Итак, что же такое общение. Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю подобрать однокоренные слова к слову общение. (Общаться, общительный, общество, общий)

Что главное, объединяющее в этих словах? (общее)

Итак. Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. Давайте заглянем в толковый словарь В. Даля, найдем там слово «общаться» и прочитаем, что оно означает. Быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.

Упражнение «Дом».

Цель: показать, какую роль в нашей жизни играет общение.

Детям дается инструкция: представьте, что вы решили провести выходной в загородном доме. Внезапно поднялся сильный ветер, пошел снег. Понятно, что никто сегодня к вам приехать не сможет. В доме есть запас воды, еды, топлива, тренажерный зал, бассейн, библиотека, магнитофон. Опишите свои ощущения при условии, что связь с внешним миром отсутствует.

(Ответы детей) Какие трудности у вас будут возникать? (Запасов воды и еды у вас достаточно, в доме тепло, сухо и уютно.) Какую потребность вы будете испытывать? Почему?

Затем задание усложняется тем, что:

- ситуация продолжается на следующий день;

- ситуация продолжается неделю:

-ситуация продолжается месяц.

  • Какую потребность вы будете испытывать? Почему?

  • Какую роль играет в жизни общение?

(Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, напоминающим человека).

Упражнение «Очередь»

Цель: развитие непосредственного коммуникативного общения.

Из группы выбирается 1 человек, остальные встают в «очередь», друг за другом. А водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. Каждый из «Очереди» при этом имеет право решить пропускать или не пропускать его к «покупке».

Давайте проанализируем это упражнение. Кто из стоящих в очереди пропустил ил не пропустил водящего? Почему вы это сделали? Какие чувства вы испытывали, пропуская или не пропуская его вперед себя. Какие средства были применены водящим для достижения своей цели (угроза, шантаж, просьба).

3.Окончание занятия

Наше занятие подошло к концу, давайте обсудим, что мы узнали на занятии. Каждый выскажет по кругу, что узнал нового и интересного, а также, что понравилось или не понравилось на занятии.

А теперь поблагодарим, друг друга. Встанем в круг, и передадим друг другу рукопожатие.

Всем спасибо за работу, с вами было очень интересно.

4

© 2010-2022