Семинар-практикум с элементами тренинга по теме: «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика»»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 50

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД

КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

(МДОУ ДС № 50)

* ул. Заводская, 9, г. Копейск, Челябинской области, Россия, 456604

( 8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20

E-mail: [email protected]



СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА


«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА: ПРИЧИНЫ, КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА»

__________________________________________________________________

(тема)



Выполнил: ___педагог-психолог___________

(должность,

Макарова Н.В.__________

ф.и.о.)












Копейск

2015г.

Семинар-практикум с элементами тренинга по теме: «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика»»

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современных образовательных организаций на личностно ориентированные модели образования, введение системы оценки качества обуславливает повышение требований к личности педагога, его роли как субъекта образовательных отношений. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции - одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Цель:

Профилактика профессионального профессионального выгорания педагогов

Задачи:

  • Актуализировать знания участников по теме проблемы;

  • Систематизировать знания о профессиональном выгорании и причинах, вызывающих данный синдром;

  • Провести самодиагностику состояния П.В.;

Ознакомить с техниками и принципами помощи при СПВ.

Участники программы: педагоги ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1.Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.

2. Активизация личностных ресурсов.

3.Овладение педагогами приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

4.Снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.

5.Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, развитие чувства эмпатии.

Время: примерно 1-1,5 ч.

Тематическое планирование

Тема этапа

Задачи этапа

Время

1.

Организационный момент

Встреча участников. Приветствие. Вступительное слово ведущего.

1 мин.

2.

Практическое задание 1: Мозговой штурм «Профессиональное выгорание - это...»

Настрой на деятельность, подготовка к групповой работе, активизация личного опыта, выражение собственных установок, чувств; сплочение, осознание возможности позитивного выхода при наличии мотивации; выработка групповых стратегий решения проблемы

15 мин

Выход на тему семинара

Добиться того, что бы участники семинара сами вышли на тему семинара.

2 мин

3.

Теоретическая часть: показ слайда.

Определение «синдром профессионального выгорания»; проблема, опасность, симптомы, чувства, мысли, действия, проявление синдрома, ситуации, влияющие на появление

15 мин

4.

Практическое задание 2:

«Диагностика профессионального выгорания»

Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова Н.Е.

10 мин

5.

Практическое задание 3:

«Ловец блага»

Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.

5 мин

6.

Практическое задание 4: «Стратегия самопомощи»

Цель: снятие напряжения, получение психологической поддержки.

10 мин

7.

Заключительная часть: практические рекомендации

Личные качества, позволяющие не выгореть. Принципы помощи при СПВ. Выдача памяток.

15 мин

8.

Рефлексия


  • Я научился...

  • Я узнал, что...

  • Я нашел подтверждение тому, что...

  • Я обнаружил, что...

  • Я был удивлен тем, что...

  • Мне нравится, что...

  • Я был разочарован тем, что...

  • Самым важным для меня было..

5 мин



  1. Практическое задание 1:

Мозговой штурм «Профессиональное выгорание - это...»

Цель: настрой на умственную деятельность, подготовка к групповой работе, активизация личного опыта, выражение собственных установок, чувств; сплочение, осознание возможности позитивного выхода при наличии мотивации; выработка групповых стратегий решения проблемы.

Предполагается, что будут названы: раздражительность, тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, эмоциональная сухость педагога.

А также на уровне чувств: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

На уровне мыслей это могут быть рассуждения о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве и т.д.

Таким образом, мы приходим к такой схеме, которая собственно говоря и отражает современные представления о синдроме профессионального выгорания.

  1. Практическое задание 4:

Упражнение «Стратегии самопомощи»

Педагогам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?»). Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. Участники по очереди называют самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния.

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется педагогом-психологом.

Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышления о хорошем, приятном;

  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • чтение стихов;

  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

  • прослушивание спокойной, тихой музыки;

  • общение с супругом (гой), детьми, внуками;

  • рукоделие;

  • общение с искусством.

В результате обсуждения можно сделать вывод, что педагоги имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают.

Умение позаботиться о собственном эмоциональном состоянии (умение удовлетворять свои потребности, умение их слышать, быть открытым себе, жить здесь и сейчас, видеть стакан всегда наполовину полным) - это умения, которые требуют новых форм поведения и нестандартных решений и действий. Практически все трудности - внутренние, психологические, субъективные, личные. Это наши ограничения, которые следует преодолеть. Это есть такие "трудности самоорганизации", как нерешительность, сомнения, лень, негативные эмоции, неблагоприятные состояния, соблазны ухода от решения. Личная сила человека в ресурсе преодоления состоит в его способности опираться в своих действиях на реальный, конкретный, яркий, точный образ желаемого достижения - образ желаемого состояния. Самый надежный источник ресурса - вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться.

Спасибо за внимание!



© 2010-2022