«Эмоционально-личностное развитие подростков»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы  подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.          Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.          Задачи программы: ·     Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа. ·     Дать понятие об эмоционально-личностной сфере. ·     Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания. ·     Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности. ·     Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании. ·     Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений. ·     Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.       Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБС(К)ОУ С(К)ОШ V вида










Программа:

«Эмоционально-личностное развитие подростков»










Исполнитель: Хворова О.В.

Педагог-психолог
















Березники 2013

Пояснительная записка

Эмоционально-личностная сфера - сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.

У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст - это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, возможны более серьезные нарушения, отклонения.
У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.

Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.

Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Задачи программы:

  • Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.

  • Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.

  • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.

  • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.

  • Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.

  • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

  • Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.

Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет.

Учебно - тематический план



№ п/п

Тема

Кол-во часов

Раздел I. Личностное самоопределение

7

1

Представление о самом себе.

1

2

Познание своего Я.

1

3

Формирование адекватной самооценки.

1

4

Самопринятие.

1

5

Моя индивидуальность.

1

6

Я в своих глазах и глазах других людей.

1

7

Чувство собственного достоинства.

1

Раздел II. Учимся жить в современном мире.

10

1

Эмоции и чувства.

1

2

Работа с обидами.

1

3

Как справиться с гневом.

1

4

Агрессивное (конфликтное) поведение.

1

5

Навыки саморегуляции.

1

6

Мотивы наших поступков.

1

7

Взаимопомощь.

1

8

Управляем действиями и поступками.

1

9

Взаимодействие с окружающими людьми.

1

10

Будьте собой, но в лучшем виде.

1


Итого

17



Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня.

Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию во втором полугодии учебного года и представляет цикл занятий 17 часов. Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 20 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий - 1 раз в неделю.

Содержание работы



Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание,

- рефлексию по поводу данного занятия,

- ритуал прощания.

В ходе работы используются:

- игровые методы,

- метод группового обсуждения,

- ролевые игры,

- работа в парах и тройках,

- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,

- сказкотерапия,

- метод аутогенной тренировки,

- психогимнастика.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

Все занятия имеют одни и те же цели:

- познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;

- регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;

- коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.

Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

Ожидаемые результаты

К педагогическим результатам в рамках реализации данной программы

относятся:


  • становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;

  • умение адаптироваться в сложных современных условиях;

  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;

  • развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;

  • уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность);

  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;

  • формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;

  • формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. М., 1986.

  2. Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2001.

  3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - Москва, 1994.

  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.,1973.

  5. Вязникова, Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен /Л.Ф. Вязникова. - Хабаровск, 2002.

  6. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1986.

  7. Дерманова, И.Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте / И.Б. Дерманова. - СПб., 2004.

  8. Карпинский, К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности / К.В. Карпинский. - Гродно, 2002.

  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981.

  10. Лубовский B.И, Н.А.Цыпиной/ НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1984.

  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис 2000.

8


© 2010-2022