Выступление педагога-психолога Психологическая готовность к школьному обучению

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление педагога-психолога

Психологическая готовность к школьному обучению.




«...Школьное обучение

никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития,

проделанную ребенком».

Л.С. Выготский


Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность между психологами сада и школы осуществляется следующими мероприятиями:

1) взаимопосещение (открытых) занятий;

2) рекомендации педагога-психолога ДОУ

3) анализ психологической готовности детей к школе на основе диагностики психологов ДОУ и школы;

4) рекомендации педагога-психолога школы:


  • уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе - развитию восприятия, воображения, художественно - творческой деятельности и пр.;

  • создание условий, благоприятных для психолого - педагогической и социальной адаптации детей к школе;

  • развитие мелкой моторики (активизирует развитие речевого центра);

  • вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

  • формирование мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам (развитие любознательности, умственной активности)

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.

Критерии психологической готовности:


  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учебы; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

  • пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять "выше-ниже", "больше-меньше", "вперед-назад", "слева-справа");

  • координация в системе "глаз-рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например из книг);

  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);

  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 мин).


© 2010-2022