- Преподавателю
- Школьному психологу
- Выступление педагога-психолога Психологическая готовность к школьному обучению
Выступление педагога-психолога Психологическая готовность к школьному обучению
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пучкова Е.Г. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление педагога-психолога
Психологическая готовность к школьному обучению.
«...Школьное обучение
никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную
стадию развития,
проделанную ребенком».
Л.С. Выготский
Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность между психологами сада и школы осуществляется следующими мероприятиями:
1) взаимопосещение (открытых) занятий;
2) рекомендации педагога-психолога ДОУ
3) анализ психологической готовности детей к школе на основе диагностики психологов ДОУ и школы;
4) рекомендации педагога-психолога школы:
-
уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе - развитию восприятия, воображения, художественно - творческой деятельности и пр.;
-
создание условий, благоприятных для психолого - педагогической и социальной адаптации детей к школе;
-
развитие мелкой моторики (активизирует развитие речевого центра);
-
вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.
-
формирование мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам (развитие любознательности, умственной активности)
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.
Критерии психологической готовности:
-
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учебы; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
-
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
-
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
-
пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять "выше-ниже", "больше-меньше", "вперед-назад", "слева-справа");
-
координация в системе "глаз-рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например из книг);
-
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);
-
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 мин).