Практическое занятие Я и моя будущая профессия

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие: «Познай себя: я и моя будущая профессия».

Цель: Повышение уровня психологической грамотности учащихся, познание себя и окружающих людей для бесконфликтного и правильного построения взаимоотношений в социуме.

Задачи:

Углубить и закрепить знания учащихся о темпераменте и свойствах нервной системы. Познакомить детей с характеристикой каждого типа темперамента.

Определить свой тип темперамента с помощью таблицы «Соотношение основных типов темперамента и личностных параметров», понять, в каких профессиях будут наиболее успешными.

Показать влияние типа темперамента на характер профессиональной деятельности.

Наглядность и оборудование: Дети работают в группах. Каждая группа имеет своё название, связанное с профессией. На столах лежит раздаточный материал:

- «Типы нервной системы» по Павлову.

- «Соотношение основных типов темперамента и личностных параметров».

- Картинки: волк, ослик, Карлсон, кот Матроскин.

- табличка «Формула выбора профессии: хочу, могу, надо, должен».

- карточки разноцветные - светофорчики типов темперамента.

На доске:

- тема практического занятия: Познай себя: я и моя будущая профессия».

- Плакат «Правила работы в группе».

- Плакат «Указатель профессий».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Учитель: Пока в пространстве крутится планета,
На ней, пропахшей солнцем,
Никогда - не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня - чтоб не было труда! Слайд 1.

Учитель:

О чем пойдет речь на нашем занятии, как вы думаете?

Если конкретнее, то мы будем говорить о выборе профессии, исходя из темперамента человека.

Наше занятие начинается с игры.

Игра «Самая - самая».

… самая зелёная профессия;

… самая волосатая профессия;

…самая сладкая профессия;

…самая детская профессия,

… самая смешная профессия.

Знаете ли вы, что такое жизненный успех?» Информация.

/Ученики по ходу выступления заполняют анкету «Что такое жизненный успех?»/

II. Актуализация знаний учащихся

1.Притча "Всё в твоих руках». Слайд 2 .

В чем суть этой притчи?

Психолог:

Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни-очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой - неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

-Как вы думаете, от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека.) Верно. Всё, что вы назвали, относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека. Слайд 3

Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Такое деление на темпераменты весьма условно. Это вовсе не значит, что все сангвиники как близнецы похожи друг на друга. Более того, в природе редко встречаются люди с чистым типом темперамента, обычно преобладает смешанный тип. Нельзя сказать, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. У каждого типа есть свои слабые и сильные стороны. Наверное, вам интересно узнать, какой же тип темперамента преобладает лично у вас. Для этого мы проделаем практическую работу.

III. Практическое задание.

1.Посмотрите на табличку «Тип нервной системы», «Соотношение типов темперамента». Определите ваш тип темперамента.

Слайд 4.

(Дети определяют свой тип темперамента).

Зачем нужны знания о типах темперамента? Чтобы лучше понимать себя и других, принимать те особенности человека, которые даны от природы. А когда мы лучше понимаем себя и других, меньше возникает ошибок, конфликтов и т.п. А это так важно в наше неспокойное время.

2.Практическое задание. Определите тип темперамента сказочных героев: сказка и

Действительность.

слайд 5.

- Ослик / Меланхолик /

- Карлсон / Сангвиник/

- кот Матроскин / Флегматик/

- Волк / Холерик/

3.А ещё существует формула выбора профессии «Хочу-могу-должен»

слайд 6,7.

Ребята, давайте посмотрим, детей какого типа темперамента больше всего в вашем классе. Поднимите карточку соответствующего цвета: сангвиники - красную, холерики - желтую, флегматики - зеленую, меланхолики - черную. (Подсчитывается количество карточек по цветам. Делается вывод о преобладающем типе темперамента в данном классе).

4.Рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента.

Следует отметить, что по одному тесту делать окончательные выводы о типе темперамента не стоит. Для полной достоверности необходимо пройти еще несколько тестов.

5.Сферы деятельности человека очень разнообразны. Их разделяют на 5 типов. Слайд 8, 9.

6.В психологии составлены специальные рекомендации. Давайте с ними и познакомимся: на столах - карточки. Подходит ваш тип темперамента к этим рекомендациям?

Слайд 10-13.

IV. Задание для закрепления.

Учитель: Для того, чтобы закрепить полученные знания о психологических особенностях основных типов темперамента, я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Задание 1.

Угадайте, какому типу темперамента посвящено стихотворение.

Очень радостно живёт,
Вечно песенки поёт,
Всем поможет, всех простит,
И на праздник пригласит
Добрый, ласковый, смешной
И немного озорной (сангвиник).

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явился ты,
Как реактивное явленье,
Стремлений полный красоты (холерик).

Спокойствие главный мой козырь,
Мне хочется лишь одного:
Уверенно, четко работать.
И верить, и помнить, и ждать (флегматик).

Я хочу себя сдержать:
Не заплакать, не стонать.
Но любое сообщенье,
Вызывает огорченье:
Ведь натура у меня очень хрупкая, о да (меланхолик)

Попробуйте дома сами сочинить четверостишия о типах темперамента.

V. Итог. Обобщение

- Что нового вы сегодня узнали? Какие советы вам надо запомнить.

Слайд 14 .

- Где вам пригодятся полученные знания? Например, в нашем городе, как и в других, работают центры занятости, где вы можете получить консультацию о наличии вакантных специальностей, познакомиться с квалификационными характеристиками на каждую из выбранных.

Я думаю, что с помощью знаний, полученных на этом занятии, вы сможете без труда определить темперамент своих родных, близких, и просто людей, с которыми вам придется общаться в жизни. Помните о том, что на свете нет одинаковых людей, все мы разные и каждый человек интересен по-своему.

Рефлексия: Слайд 15

Больше всего мне запомнилось сегодня…

В сегодняшней встрече мне не удалось…

Пожалуй, для себя я возьму…

-А сейчас запишите на шарах черты вашего характера, которые, на наш взгляд, помешают вам достичь цели /дети пишут, кладут шары в мусорный пакет, прокалывают их/.

Литература.

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2003.

2.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.

В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии - 2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

3.Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии. Материалы к классным собраниям и факультативным занятиям в 8-9 классах.

© 2010-2022