Элективный курс Профориентация. Психологическая подготовка к единому национальному тестированию (ЕНТ)

Программа адресована школьным психологам. Также может использоваться социальными педагогами, завучами, классными руководителями в организации развивающих занятий, классных часов, тренингов. Программа окажет неоценимую помощь в организации и проведении элективного курса по подготовке к ЕНТ в 11 классах. В программе содержится ценный практический материал для работы с учащимися в 11 классах: занятия по профориентации; групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга; методы для...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Элективный курс


Профориентация.

Психологическая подготовка к единому национальному тестированию (ЕНТ).





Автор: педагог - психолог

Шумейко Марина Сергеевна














Программа элективного курса: «Профориентация. Психологическая подготовка к ЕНТ».

Программа адресована школьным психологам. Также может использоваться социальными педагогами, завучами, классными руководителями в организации развивающих занятий, классных часов, тренингов.

Программа окажет неоценимую помощь в организации и проведении элективного курса по подготовке к ЕНТ в 11 классах. В программе содержится ценный практический материал для работы с учащимися в 11 классах: занятия по профориентации; групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга; методы для диагностики учащихся. Учебный материал структурирован по разделам. Весь материал апробирован на практике и дан в удобной для работы форме.










Пояснительная записка

к программе элективного курса «Профориентация. Психологическая подготовка к ЕНТ» в 11 классах.

Для успешного усвоения знаний в школе необходим достаточно высокий уровень психологического развития учащихся в целом. Поэтому всестороннее психологическое развитие старшеклассников в настоящее время выступает как весьма актуальная задача. В старшем звене происходит профессиональное самоопределение школьников. В результате чего формируется способность личности выбирать профессию, соответствующую ее интересам, возможностям, склонностям и запросам современного рынка труда. Личность школьника при этом выступает в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.

Профиль элективного курса

«Профориентация. Психологическая подготовка к ЕНТ»: изучение профессионального самоопределения и интеграция личности в систему общественных отношений.

Цели элективного курса:

  1. Формировать и развивать у старшеклассников когнитивные и личностные качества для успешного прохождения ЕНТ.

  2. Актуализировать процесс профессионального самоопределения, развить у учащихся способности к адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи элективного курса:

  1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

  2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в современном мире.

  1. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

  2. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями современного общества.

  3. Развить творческие способности, навыки общения.

  4. Укрепить веру в свои силы и заложить основы психологически грамотного практического поведения.







Общая характеристика учебного процесса

Личностно-ориентированная модель образования имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. Элективный курс разработан в контексте гуманистического образования. В последние годы идеи ненасилия все шире проникают в различные сферы нашей жизни и деятельности, науку и культуру, в том числе и в педагогику. Это связано, прежде всего, с тем, что ненасилие, выступая в качестве альтернативы насилию, относится к фундаментальным общечеловеческим ценностям. Целью педагогики ненасилия является воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других, толерантности.

К сожалению, традиционная практика обучения и воспитания остается по своей сути авторитарной. Учителя осознанно или неосознанно применяют широкий арсенал методов и форм работы, в основе которых лежит скрытое или открытое принуждение, что замедляет процесс развития личности школьников.

Личностно-ориентированная модель образования базируется на равноправии субъектов педагогического процесса, принятии ценности внутреннего мира каждого каждым, организации совместной деятельности на основе сотрудничества. Для реализации этой модели необходимо введение нетрадиционных методов, форм и средств работы с учащимися. По сравнению с типовыми и другими программами к педагогу предъявляются требования в рамках гуманистического подхода для оказания психолого-педагогической поддержки старшеклассников. По мнению известного гуманистического психолога Карла Роджерса, это - искренность, эмпатия, безусловно позитивное отношение к другим людям, уверенность в себе, настойчивость, критичность мышления. Без этих качеств невозможно достичь результата в проведении занятий элективного курса.

На педагогах и психологах лежит ответственность за создание таких условий, которые способствовали бы раскрытию индивидуальных творческих потенций учащихся этого возраста. Такую возможность дают групповые занятия с элементами социально-психологичекого, когнитивно-поведенческого тренинга. В 70-е гг. под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных навыков самопознания и саморазвития. Тренинг, будучи формой практической психологической работы, всегда отражает своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько.

В данном элективном курсе педагог придерживается таких парадигм, как:

  1. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

  2. тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие умений и навыков;

  3. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на занятии и осознанности участников группы. «Тренер» делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается развитием необходимых умений и навыков. «Учитель» способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не отдает полностью членам группы ответственности за них. «Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Принципы организации занятий с элементами социально-психологического тренинга

1.Организация взаимодействия в интерактивном ключе, построении диалога между учащимися.

2.Постоянный состав группы. Мы отождествляем классный коллектив и группу.

3.Ускорение. Поскольку занятия ориентированы на относительно непродолжительный отрезок времени, а именно на урок - 45 минут, то исключительно важным для ведущего является инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование «разогревающих» упражнений.

4.Образность. Это означает, что работа учащихся над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должна быть зафиксирована в рабочих тетрадях. Это не только помогает участникам запомнить и проанализировать полученную информацию, но и уловить суть той или иной проблемы, сформировать алгоритм действий и системность мышления.

5.«Проекция». Все знания, навыки и умения, полученные учащимися в ходе занятий элективного курса, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях.

Данная форма работы отличается от урока и тренинга. Так как занятия с элементами тренинга это уже не урок, так как исключены контрольно-оценочные отношения, а для достижения обучающего компонента используются приемы как теоретического, так и практического обучения, но это еще и не тренинг, поскольку не соблюдены принципы добровольности участия; гетерогенности, то есть включения в группу людей разных возрастных категорий и статусов, принцип «погружения» - это работа по 3-7 часов.

На занятиях используются интерактивные методы обучения:

  1. «Аквариум»

Цели метода:

- дать возможность учащимся анализировать действия, исполняемые другими и при этом не участвовать самим. Развить критическое мышление учащихся и умение самостоятельно вырабатывать пути решения возникшей проблемы без помощи педагога.

  1. «Моделирование ситуации»

Цели метода:

- развить способность вырабатывать альтернативные способы действия, а также способность сопереживания. Дать возможность участникам отреагировать на специфическую проблему в заданной ситуации.

3. «Карусель»

Цели метода:

- включить всех участников в активную работу с разными партнерами. Развивать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

4. «Ролевая игра»

Цели метода:

- развивать воображение и навыки критического мышления. Воспитывать у учащихся способность находить и рассматривать альтернативные возможности действий для достижения лучшего результата. Создать для участников возможность взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя.

5. Проективные техники.

Цели метода:

- научить учащихся проецировать свои взгляды и отношение к определенным явлениям, среагировав на некоторый незавершенный стимул. Развить воображение и другие творческие навыки.

6. Мозговой штурм.

Цели метода:

- развить творческую инициативу и умение быстро генерировать идеи.

7. «Шкала мнений» (ранжирование)

Цели метода:

- дать возможность учащимся выразить свое мнение по изучаемому

вопросу. Дать педагогу возможность составить представление о ценностях, взглядах учащихся и отследить изменения после изучения информации.


Формы групповой работы

На занятиях используются следующие формы работы.

  • Индивидуальная работа. Индивидуальная работа над заданиями, упражнениями, тестами позволяет участнику глубже разобраться в себе, в своих чувствах, в отношениях к окружающим - это позволяет достигнуть рефлексии.

  • Работа в парах. Данная форма работы позволяет учащимся приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться приемам сближения с партнером по общению, слушать и слышать человека, который находится с тобой.

  • Работа в малых группах («Тройки и четверки»). При ограничении времени и пространства - это наиболее эффективный способ сблизить участников. Эта форма работы позволяет участникам лучше узнать друг друга.

  • Работа в группах по 5-7 человек, работа в два круга («Карусель»). Цель такой работы - формирование навыков эффективного взаимодействия, распознавания статусов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, социального) по характерным вербальным и невербальным проявлениям.

  • Работа всей группы («Круг»). Участники осваивают приемы и способы взаимодействия с большим количеством людей, что требует концентрации внимания, помогает развивать интуицию, достигать ожидаемого результата элективного курса.

Средства обучения

На занятиях используются следующие средства обучения:

  • тесты;

  • таблицы;

  • схемы;

  • ТСО;

  • дидактические карточки;

  • иллюстрации;

  • статьи из журналов и газет.

Общие рекомендации по организации и проведению занятий

  1. Аудитория, по возможности, должна быть просторной. В ней должны быть столы и стулья для выполнения участниками письменных работ, а также свободное пространство для выполнения упражнений, проведений ролевых игр.

  2. У каждого участника должна быть тетрадь для записей и альбом для выполнения рисунков, а также набор цветных карандашей или фломастеров.

  3. Теория излагается кратко и четко. Двигательные упражнения чередуются с теоретическим и диагностическим материалом.

  4. На занятиях поддерживается атмосфера творческого подъема.

  5. В соответствии с групповыми процессами выбирается стиль руководства.

  6. Если группа не готова и не настроена на выполнение определенных заданий, необходимо экспериментировать- менять ход занятий. Творить вместе со старшеклассниками!

Технические указания к тексту программы в констатирующей части программы в разделе «Профориентация. Психологическая подготовка к ЕНТ. 11 класс (34 ч)».

В программе представлены все темы элективного курса. Содержание курса состоит из 7 разделов. Занятия разработаны таким образом, чтобы обеспечить быстрое получение практических результатов. Для этого мы используем специальные обозначения, которые помогут ориентироваться в учебном материале.

[…] - отсылаем Вас к материалу в списке литературы, в скобках записывается число, обозначающее № источника литературы.

* Д. - Диагностика. Звездочка с буквой Д. означает процедуру диагностики.

Т. Опросник Климова Е.А. - Буква Т. (означает «тест») и далее следует название теста, набранного курсивом.

«Аквариум» - название интерактивных методов обучения набрано курсивом.





Констатирующая часть

В программе элективного курса продумана логика предъявленного материала на нескольких уровнях: всего курса, каждого раздела и каждого конкретного занятия.

В структуре элективного курса выделяются следующие разделы.

Разделы элективного курса

Вводный раздел. Его цель - ознакомление учащихся с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, развитие навыков самоанализа, способствующих личностному росту. Задача ведущего на этапе вводного занятия сформировать у каждого установку на творческую, осознанную работу, принять и соблюдать на протяжении всей работы принципы групповой работы. В ходе данной деятельности с первых минут работы, создается и удерживается среда со следующими параметрами:

  1. проблемность;

  2. неопределенность;

  3. принятие;

  4. безоценочность.

Раздел «Профориентационная диагностика». Его цель - познакомить учащихся с результатами современной психодиагностики по изучению профессиональных склонностей, профессиональных интересов, направленности личности и соотнести эти данные с уже имеющимся выбором профессиональной карьеры. На каждом занятии этого раздела учащиеся получат необходимую информацию для того, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии и успешно сдать ЕНТ. Для решения этих задач старшеклассникам предлагается выполнение тестов на определение личностной направленности. Для определения личностной направленности в настоящее вре­мя используется ориентационная анкета, впервые опубликован­ная Б.Бассом в 1967 году. Учащиеся выполняют диагностику по опроснику Е.А.Климова и определяют, к какому типу профессий относятся их склонности (человек - природа, человек - техника, человек - человек, человек - знак, человек - художественный образ). На заключительном занятии раздела учащиеся определяют сферы своих профессиональных интересов по методике «Карта интересов» по пятнадцати направлениям, включая физику, математику, автодело и др. Все данные диагностики заносятся в таблицу «Сводная таблица результатов обследования» (см. Приложение №1)

Раздел «Научная организация интеллектуальной деятельности учащихся» посвящен тем аспектам познавательной деятельности, которые связаны с эффективной подготовкой и сдачей ЕНТ. В процессе работы старшеклассники освоят важнейшие приемы умственной деятельности, необходимые в процессе учебы.

Раздел состоит из двух частей:

  1. Рациональные способы запоминания;

  2. Рациональные способы чтения.

Для оказания помощи в учении, в овладении методикой работы с различными материалами научно-технической, учебной литературы был разработан данный раздел. В этом разделе учащимся предлагаются методы тренировки познавательных процессов. Суть предлагаемых методов состоит в том, чтобы научить учащихся приспосабливать запоминаемый материал к особенностям своей памяти в зависимости от количества и качества информации, которую нужно запомнить. В ходе работы старшеклассники, получая информацию о возрастных и индивидуальных особенностях ЦНС, стремятся эффективно использовать возможности внимания и памяти, их скрытых ресурсов.

Вторая часть раздела посвящена рациональным способам чтения. Здесь учащиеся осваивают информацию, касающуюся процесса чтения и характеристики умений, которыми должен владеть опытный читатель. Старшеклассникам дается возможность освоить приемы скорочтения, или «динамического чтения», понять недостатки традиционных методов чтения, использовать алгоритм при чтении, познакомиться с системой упражнений, устраняющих недостатки традиционного способа чтения.

Раздел «Мир профессий», в рамках которого учащимся представляется актуальная информация, посвященная современному рынку труда и законам, существующим в этой сфере. Старшеклассники познакомятся с профессиями, которые будут востребованы на протяжении 10-15 лет на современном рынке труда. Учащиеся также узнают о том, кто и что влияет на выбор профессии, каковы типичные ошибки при выборе профессии, как составить резюме и т.п. Старшеклассники получат необходимые теоретические сведения, подкрепляя их усвоение выполнением практических заданий. В заключение работы проводится профориентационная ролевая игра «Собеседование при приеме на работу». В ходе занятий у старшеклассников есть возможность еще раз проанализировать, являются ли представления о будущей профессии достаточными и правильными, а также оценить уровень своей психологической подготовки к построению профессиональной карьеры.

Раздел «Образ «Я» посвящен групповой психокоррекционной работе, позволяющей воссоздать условия реальной жизни, показать старшекласснику возможности его развития, сильные и слабые стороны его «Я». Работа со старшеклассниками в этом разделе направлена на развитие адекватной самооценки, на формирование умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его невербальные и вербальные проявления. Занятия этого раздела помогают раскрыть возможности учащихся, эффективнее использовать собственные ресурсы, особенно в трудных ситуациях, таких как ЕНТ. Также учащиеся получают возможность осознать, что такое креативность, каковы ее проявления и барьеры, препятствующие актуализации собственных творческих ресурсов. Учащиеся познакомятся с методикой построения планов на ближайшие 5 лет.

Раздел «Подготовка к ЕНТ». Его цель - ознакомление учащихся с информацией, которая поможет подготовиться к ЕНТ и успешно пройти процедуру тестирования. С каждым годом значимость тестирования становится все выше. Умениям сдавать тесты специально нигде не учат. Вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к тестированию, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Важная информация этого раздела дается накануне тестирования. Сюда входит знакомство с методами, которых необходимо придерживаться при прохождении ЕНТ.

Заключительный раздел. Он представляет собой ряд встреч, на которых обсуждаются те результаты, которые учащиеся наблюдают после завершения курса. К ним относится личностное развитие, реализация творческого потенциала, достижение оптимального уровня развития познавательных процессов, необходимого для успешного прохождения ЕНТ. Цель заключительного раздела - получение обратной связи, дать возможность участникам поделиться переживаниями и впечатлениями от занятий. Учащиеся в конце прохождения элективного курса пишут сочинение на тему «20 лет спустя», описывая свою жизнь, когда им исполнится 37 лет.














Профориентация. Психологическая подготовка к ЕНТ.

11 класс (34 ч)

Введение (2 ч)

Принятие правил работы группы. [1], [14]

Ролевая игра: «Самопрезентация». [14]

Ролевая игра: «Необитаемый остров».

1.Склонности и профессиональная направленность (1 ч)

Личность. Мотивы выбора профессии. [6], [10], [11]

Склонности [17]. Профессия. Профессиональная направленность. [10], [11] Профпригодность и призвание. [6], [10], [11]

Подвижная игра «Пройдись иначе». [7], [14]

*Д. Т. Опросник Е.А. Климова. [14]

Самоотчет по результатам диагностики.

Анализ профессий по видам (человек - природа, человек - техника,

человек - человек, человек - знак, человек - художественный образ).

2. Интересы и выбор профессии (2 ч)

Интерес. Профессиональный интерес. [6], [10], [11]

Практическая работа по схеме понятия «Интерес» (метод «паутины»).

*Д. Т. «Карта интересов». [14]

«Шкала мнений» (ранжирование).

3. Направленность личности (1 ч)

Направленность личности. [10], [11]

*Д. Т. Ориентационная анкета Б.Басса. [14]

Диалог по результатам диагностики по выбору профессии в зависимости от типа направленности: 1. Направленность на себя (Я);

2. Направленность на общение (О);

3. Направленность на дело (Д).

4. Проективные методики в профконсультировании (3 ч)

Проективные методики в современной психологии. [12]

Проективная техника:

*Д. Т. «Конструктивный рисунок человека». [3]

*Д. Т. «Четыре персонажа». [9]

«Шкала мнений» (ранжирование).

5. Мнемотехнические приемы запоминания (2 ч)

Память. Внимание. Основы НЛП. [12]

Рациональные способы запоминания. [4]

Принципы воссоздания зрительного образа информации.

Кривая забывания. [12]

Знакомство с таблицей «Работа мозга». Игра «Муха».

6. Тренировка памяти (1 ч)

Мнемотехника. Принципы мнемонического запоминания. [4], [16]

Работа со схемой «Строение нейрона».

Система loci: «римская комната». [16]

Мозговой штурм по системе LOCI.

7. Карты «памяти» (1 ч)

Ментальные карты Тони Бьюзена. [16]

Принципы создания карт «памяти». [16]

Информационные уровни карты.

Моделирование карт «памяти».

8. Свойства центральной нервной системы и их учет при подготовке к ЕНТ (1 ч)

Возрастные и индивидуальные особенности ЦНС. [10], [11], [18]

Темперамент. [12]

Экстраверсия и интроверсия. [12]

Типы ЦНС («художественный» и «мыслительный»).

Биоритм.

*Д. Т. «Совы» или «жаворонки». [15]

*Д. Т. «Левый - правый: тип характера». [15]

«Шкала мнений» (ранжирование).

9. Скорочтение (1 ч)

Скорочтение.

Приемы скорочтения. [16]

Недостатки традиционных методов чтения. [4]

Знакомство с алгоритмом динамического чтения,

с системой упражнений, устраняющих

недостатки традиционного способа чтения.

10. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 ч)

Современный рынок труда. [10], [11]

Профессиональное самоопределение. [10], [11]

Рейтинг востребованных специальностей на ближайшие 10-15 лет. [8], [14]

Работа с таблицей «Десять профессий будущего десятилетия».

«Шкала мнений» (ранжирование): анализ современной литературы.

11. Ошибки при выборе профессии (1 ч)

Адаптация в современных социально - экономических условиях. [10], [11]

Стереотип.

Объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний. [10], [11]

«Карусель»: «Типичные ошибки при выборе профессии». [14]

«Шкала мнений» (ранжирование).

12. Как достичь успеха в профессии (2 ч)

Разминка: «Путаница» [7].

«Аквариум»: «Деловые качества».

Дискуссия «Биографии знаменитых людей».

Знакомство с биографиями Олжаса Омаровича Сулейменова,

Гейтса Билла, Диснея Уолта, Шанель Коко. [2], [14]

13. Организация примет на работу (2 ч)

Ролевая игра: «Организация примет на работу»:

I этап. Ролевая игра: «Как составить резюме».

II этап. Ролевая игра: «Собеседование при приеме на работу».

14. Потерпевшие кораблекрушение (2 ч)

Информация относительно паттернов коммуникации. [13]

Экстремальная ситуация. Эффективное поведение.

Мозговой штурм: «Потерпевшие кораблекрушение». [13]

Самоотчет по результатам игры.

15. Тренинг креативности (2 ч)

Креативность [1].

Основы творческого мышления [1].

Образ «Я» [10].

Проективная техника: «Футболка с надписью».

Мозговой штурм: «Креативные качества личности».[1]

16. Стресс. Релаксация. Концентрация. (2 ч)

Теоретическая информация «Стресс. Релаксация. Концентрация». [5]

Эмоции и чувства [5].

Шкала, определяющая силу стресса (Т. Холмс и Р. Рей).

Проективная техника: «Чертим кару своей невосприимчивости к стрессу».

Информация о негативной установке. [5]

Релаксационное упражнение: «Луг-лес-река-луг».

Аутогенная тренировка.

17. Концепция жизненных позиций (1 ч)

Интерпсихическое и интерперсональное.

Теория трансактного анализа. [15]

Позитивные и негативные импульсы. [15]

Виды позитивных и негативных импульсов.

Четыре основных жизненных позиции.

Проективная техника: «Что там у меня в корзинке?»

«Аквариум»: «Что Вы кладете другим в их корзинки?»

18. Наши планы (1 ч)

Жизненный план. [3]

План профессиональной карьеры. [10], [11]

Проективная техника: «Карта цели». [3]

Проективная техника: «Мой жизненный план на ближайшие 5 лет».

19. Как настроить себя на ЕНТ (1 ч)

Подготовка к ЕНТ. Основные требования.

20. Как вести себя во время ЕНТ (2 ч)

Характеристика метода тестирования.

Метод «2 круга». Метод исключения.

Роль интуиции.

Моделирование ситуации: «Что делать, если …»

Заключение (2 ч)

Проективная техника: «20 лет спустя» (сочинение)

«Шкала мнений»: творческий отчет по результатам спецкурса.

Нормативная часть

п/п

Разделы

Наименование тем

Кол-во часов

1

Предмет «Профориентация. Психологическая подготовка к ЕНТ в 11 классах» (34 часа)

2


Вводный

раздел

Необитаемый остров

2

3

Профориентационная диагностика

Склонности и

профессиональная направленность

1

Интересы и выбор профессии

2

Направленность личности

1

Проективные методики в профконсультировании

3

4

Научная организация интеллектуальной деятельности учащихся

Мнемотехнические приемы запоминания

2

Тренировка памяти

1

Карты «памяти»

1

Свойства центральной нервной системы и их учет при подготовке к ЕНТ

1

Скорочтение

1

5

Мир профессий

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

Ошибки при выборе профессии

1

Как достичь успеха в профессии

2

Организация примет на работу

2

6

Образ «Я»

Потерпевшие кораблекрушение

2

Тренинг креативности

2

Стресс.

Релаксация.

Концентрация.

2

Концепция жизненных позиций

1

Наши планы

1

7

Подготовка к ЕНТ

Как настроить себя на ЕНТ

1

Как вести себя во время ЕНТ

2

8

Заключительный раздел

20 лет спустя

2

Общее количество часов

34


Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 45 минут. На проведение элективного курса «Профориентация. Психологическая подготовка к ЕНТ» в 11 классах отведено 34 часа.

Основные требования программы

В процессе изучения элективного курса ученик должен

знать:

  1. Основные понятия и термины

    1. профессия;

    2. профессиональные склонности;

    3. профессиональные интересы;

    4. личность;

    5. направленность личности;

    6. психические процессы;

    7. внимание;

    8. память;

    9. объем памяти;

    10. виды памяти;

    11. биоритм;

    12. темперамент;

    13. свойства ЦНС;

    14. Образ «Я»;

    15. творческое мышление;

    16. креативность;

    17. стресс;

    18. стрессоустойчивость;

    19. релаксация;

    20. концентрация;

    21. мнемотехника;

    22. «римская комната»;

    23. карты «памяти»;

    24. скорочтение;

    25. стереотип;

    26. резюме;

    27. метод;

    28. методика;

    29. опросник;

    30. тренинг;

    31. экстраверт;

    32. интроверт;

    33. аудиал;

    34. визуал;

    35. кинестетик;

    36. аутогенная тренировка.


  1. Факты

    1. специфика профессиональной деятельности и новые формы организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

    2. типичные ошибки при выборе профессии;

    3. сильные и слабые стороны «Образа «Я»;

    4. информация, которая поможет подготовиться и успешно сдать ЕНТ.


  1. Законы науки

    1. Актуальная информация, посвященная современному рынку труда и законам, существующим в этой сфере.

    2. Кривая памяти (кривая забывания).


  1. Идеи

    1. развитие личности (приобретение потенциала саморазвития, самообразования, самореализации, творческих способностей, креативного мышления);

    2. сформированность эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации;

    3. успешная социализация.

  2. Теории

    1. Основы НЛП.

    2. Трансактный анализ.

    3. Концепция жизненных позиций.

    4. Ментальные карты Т. Бьюзена.


  1. Знания о способах деятельности

    1. личная программа самосовершенствования;

    2. личный план профессиональной карьеры;

    3. как достичь успеха в профессии;

    4. барьеры проявления креативности;

    5. навыки эффективного общения;

    6. основы психологически грамотного практического поведения;

    7. принципы создания карт «памяти».


  1. Методологические знания

    1. Теория Л.С. Выготского, теория «онтогенеза».

    2. Гуманистическая психология К. Роджерса.

    3. Положения гештальтерапии К.Левина.


В процессе изучения элективного курса ученик должен

уметь:

  1. Специальные (частные) умения

    1. поддерживать атмосферу творческого поиска;

2. концентрировать внимание на большом объеме информации;

3. составлять карты «памяти»;

    1. применять приемы мнемотехники и скорочтения в учебной деятельности;

    2. применять эффективные методы во время тестирования;

    3. вычислять результаты диагностики.

  1. Общие учебные умения

        1. соотносить свои профессиональные склонности и способности с требованиями современного общества;

        2. сотрудничать и работать в группе;

        3. учиться и самосовершенствоваться;

        4. решать проблемы;

        5. развивать собственный творческий потенциал;

3. корректировать план профессиональной карьеры в результате полученных данных в ходе прохождения спецкурса;

4. определять неповторимый имидж;

5. составлять резюме;

6. правильно питаться при интенсивных умственных нагрузках;

7. снимать стресс в короткие сроки;

8. составлять план профессиональной карьеры.

  1. Интеллектуальные умения

1. анализировать данные психодиагностики;

2. обобщать данные психодиагностики;

3. сравнивать данные диагностики с целью отслеживания динамики в развитии психических процессов;

4. анализировать психоэмоциональное состояние при интенсивных умственных нагрузках;

5. анализировать эффективность применения рациональных способов умственной деятельности;

6. дифференцировать учебный материал;

7. обобщать результаты групповой работы на занятиях;

8. анализировать типичные ошибки, допускаемые при выборе профессии;

9. сравнивать различные стратегии поведения на занятиях спецкурса;

10. сравнивать различные жизненные позиции;

11. анализировать эффективность различных жизненных позиций;

12. обобщать теоретический и практический материал спецкурса.




Информационно- методическая часть

Межпредметные связи

п/п

Наименование тем

Межпредметные связи


1

Склонности и профессиональная направленность

Этика и психология.

10 класс. Тема «Предмет психологии»

Биология. 8 класс.

Тема «Мотивация и эмоции. Их значение»

2

Интересы и выбор профессии

Этика и психология.

10 класс. Тема «Личность и коллектив»

3

Направленность личности

Этика и психология.

10 класс. Тема «Деятельность и общение»

4

Мнемотехнические приемы запоминания

Биология. 8 класс.

Тема «Память»

5

Тренировка памяти

Биология. 8 класс.

Тема «Память»

Валеология. 11 класс.

Тема «Рациональное питание»

6

Карты «памяти»

Биология. 8 класс.

Тема «Память»

7

Свойства центральной нервной системы и их учет при подготовке к ЕНТ

Биология. 8 класс. Темы: «Сон и бодрствование», «Строение и функции ЦНС», «Рефлексы и рефлекторная дуга».

8

Скорочтение

Биология. 8 класс. Тема «Рефлексы и рефлекторная дуга».

9

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Человек. Общество. Право.

9 класс. Тема «Рынок и человек»

Человек и общество.

11 класс. Тема «Виды деятельности человека и их сущность»

10

Организация примет на работу

Человек и общество.

11 класс. Тема «Социально-психологическая адаптация. Культура речи»

11

Стресс.

Релаксация.

Концентрация.

Валеология. 9 класс.

Темы: «Психическое здоровье», «Организм человека».

12

Концепция жизненных позиций

Этика и психология.

10 класс. Тема «Личность и коллектив»

13

Как настроить себя на ЕНТ

Этика и психология.

10 класс. Тема «Деятельность и общение»

14

Как вести себя во время ЕНТ

Этика и психология.

10 класс. Тема «Психические процессы»



Рекомендации к оцениванию знаний и умений учащихся

Занятия элективного курса с элементами тренинга это уже не урок, так как исключены контрольно-оценочные отношения. Для достижения обучающего компонента используются приемы теоретического и практического обучения.

Ожидаемые результаты:

1. Личная программа самосовершенствования.

2. План профессиональной карьеры.

3. Успешная сдача ЕНТ.

Методы проверки достижимости ожидаемых результатов:

1. Мониторинг качества образовательных услуг по элективному курсу

(анкетирование учащихся после прохождения элективного курса).

По результатам анкетирования все учащиеся удовлетворены качеством образовательных услуг по элективному курсу.

Мнения участников о занятиях.

Рахметов Асылхан (выпускник): «Элективный курс помог мне преодолеть страх перед ЕНТ, я узнал свои положительные и отрицательные черты характера, осмыслил свое будущее и построил планы на ближайшее время».

Евтехова Марися (выпускница): «Я будущий филолог казахского языка и литературы. Когда я училась в школе, мне нравился курс по подготовке к ЕНТ. Многие занятия положительно повлияли на мою жизнь. Особенно запомнилась тема «Наши планы». Я сделала себе карту целей в своей комнате в интернате, поместив туда свои цели в виде картинок и надписей. Я не думала, что многое сбудется. Но каждодневная работа над собой привела к исполнению моих желаний и планов. Хочется сказать Вам огромное спасибо!»


Перечень учебно-методического комплекса по элективному курсу

1.Жакенов М.А. Научная организация интеллектуальной деятельности учащихся// Дарын, 2004, №5. - с. 92-115.

2.Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя / Чистякова С.Н., Умовская И.А. и др. -М : Просвещение, 1999.- 189 с.

3. Программа общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера. М.; Просвещение.- 2000.-с 91.

4.Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс.- 1990.

5.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: Вако, 2006, 240 с.

6.Скоростное чтение и запоминание. ЕШКО - Украина, 2002.- 20 с.
































Литература

  1. Аманова Ж.Ш. Тренинг креативности в программе медико- социальной реабилитации зависимых от ПАВ: Методические рекомендации. - Павлодар, 2004. - 55 с.

    1. Ашимбаев Д.Р. Кто есть кто в Казахстане: Биографическая энциклопедия. - Изд. 6-е, доп. - Алматы: ИД «Credo»,2002. - 516 с.

    2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Новосибирск: Издательство Новосибирского университета;1999. -121 с.

    3. Жакенов М.А. Научная организация интеллектуальной деятельности учащихся// Дарын, 2004, №5. - с. 92-115.

    4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Изд-во «Питер»; 1999 - 464 с.

    5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1985.

    6. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.- 144 с.

    7. Короткова О., Попов М. Кем быть? // Оракул, 2004, № 6. - с. 10-13.

    8. Лосева В., Луньков А. Графические проективные методики// Обруч,1998, №5. - с 7- 12.

    9. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя / Чистякова С.Н., Умовская И.А. и др. -М : Просвещение, 1999.- 189 с.

    10. Программа общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера. М.; Просвещение.- 2000.-с 91.

    11. Римская Р. Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. -М.: Аст - пресс, 1997.

    12. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс.- 1990.

    13. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: Вако, 2006, 240 с.

    14. Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. -576 с.: ил.

    15. Скоростное чтение и запоминание. ЕШКО - Украина, 2002.- 20 с.

    16. Способности и склонности: комплексные исследования/Под ред. Голубевой Э.А. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

    17. Франковская О.Н. Виды мышления и возрастные особенности школьников в рамках профилизации образования// Открытая школа, 2007, №2. - с. 12-13.

Приложение 1.

Сводная таблица результатов обследования

___ класс____ уч-ся

№ п/п

ФИО

Направленность

Склонности

Сферы познавательных интересов


Общение

Я

Дело

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек - знак

Человек - худ. образ

Физика

Математика

Автодело

ОИВТ

Химия

Биология

Медицина

География / экология

История

Филология

Искусство

Педагогика

Экономика

Военное дело

Право

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10















Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………...3


  1. Констатирующая часть…………………………....9


  1. Нормативная часть…………………………….….15

4. Информационно-методическая часть…………….19

5. Литература…………………………………………22

6. Приложение 1………………………………….......23






© 2010-2022