Использование педагогических принципов А. С. Макаренко в воспитании детей дошкольного возраста

  Использование педагогических принципов А.С.Макаренко в воспитании детей дошкольного возраста Воспитатель Гуляева Надежда Александровна Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Ручеёк» Республика Хакасия. Город Сорск, ул. Дружбы 3 а mdou.rucheek7@уandex.ru т.р.83903325098 Список ключевых слов: педагог Макаренко А.С., главный принцип воспитания, игра в жизни ребёнка, наказания, актуальность учения Макаренко в наши дни. В статье говорится об использовании принци...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Использование педагогических принципов А.С.Макаренко в воспитании детей дошкольного возраста

Использование педагогических принципов А.С.Макаренко

в воспитании детей дошкольного возраста

Воспитатель Гуляева Надежда Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеёк» Республика Хакасия.

Город Сорск, ул. Дружбы 3 а

mdou.rucheek7@уandex.ru

т.р.83903325098

Список ключевых слов: педагог Макаренко А.С., главный принцип воспитания, игра в жизни ребёнка, наказания, актуальность учения Макаренко в наши дни.

В статье говорится об использовании принципов педагога Макаренко в дошкольном воспитании в наше время.



Использование педагогических принципов А.С. Макаренко в воспитании детей дошкольного возраста.

Антон Семёнович Макаренко - один из виднейших отечественных педагогов. Свой педагогический опыт он описал в литературных произведениях: « Педагогическая поэма», « Флаги на башнях» и «Книга для родителей».
Педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко имеет исключительное значение. В его произведениях рассматриваются многие важнейшие вопросы этики, педагогики, психологии, которые актуальны и в наше время. Он кладёт в основу теории воспитания следующие разделы воспитательной работы: воспитание в процессе обучения, воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике. Только сейчас они направлены на воспитание «вообще» человека, а по мнению Макаренко цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на каждом этапе его развития. Он говорил: « Мы желаем воспитать культурного советского человека. Он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком». Те метода, которые он предлагал, могут быть использованы и в современном обществе.

Многое из того, о чём писал Макаренко в своих книгах, относится не только к школьному возрасту, но и к дошкольному, ведь успех воспитания определяется в младшем возрасте до 5 лет. « Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким его сделают к пятому году жизни, но принципы воспитания те же, что и в 10, 11 лет.»-утверждал А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей»
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать. При «проектировании личности» А.С. Макаренко считает необходимым предусмотреть как общие, так и индивидуальные качества ребёнка. Мы не можем отрицать это утверждение в дошкольной педагогике.
Главный принцип в воспитании - найти середину - меру воспитания активности и тормозов. С первого года жизни нужно воспитывать так, чтобы ребёнок мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться и, в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными. Если эта середина найдена до 6 лет, то он воспитан в правильном направлении. Но как её найти? Я думаю, что для этого надо обладать педагогическим чутьём. Умение воспитывать - это всё-таки искусство, такое же, как хорошо играть на скрипке или рояле. Обладание этим искусством должно быть подкреплено опытом и знанием физических, психических особенностей возрастов.
мне близка мысль о том, что должна быть близость между ребёнком и взрослым, но должно быть и расстояние. Приблизиться совершенно вплотную к ребёнку нельзя. Чем-то в глазах ребёнка мы должны быть выше. Чувство расстояния необходимо воспитывать с первых дней. Это не разрыв, не пропасть, а только промежуток. Если ребёнок с трёх лет будет в вас видеть какое-то высшее существо, авторитетное по отношению к нему, он будет выслушивать каждое слово с радостью и верой. Нужно чтобы иногда правота приходила без доказательств, просто потому что мы это сказали. Тот ребёнок, которому всё доказывают, может вырасти циником.
Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию чувства ответственности. Именно это чувство ответственности важно при подготовке к школе.
Тема, которая выдвинута Макаренко в своё время, актуальна и сейчас. Это тема о способности ориентироваться в окружающей обстановке. Ощущение своего и чужого нужно воспитывать с трёх-четырёх лет. В пять лет ребёнок также должен знать, о чём говорить можно и о чём нельзя, знать своих и чужих. Только тогда мы можем быть спокойны за жизнь ребёнка.
По мнению Макаренко в действиях воспитателя должна быть предельная требовательность. Это вовсе не значит, что он должен кричать. Можно иногда и « прошипеть», но это будет действеннее, чем крик. Только требовательность может помочь воспитать дисциплинированность. А это в свою очередь поможет в дальнейшем при учёбе в школе. В детском саду этот процесс заключается в различных формах: после еды унести посуду, накрыть на стол, после сна застелить кровать, убрать после игры игрушки.
В отличие от дисциплины, которая является результатом воспитательного процесса, режим представляет средство, при помощи которого она достигается. В детском саду, где ребёнок находится весь день, выполнение режима дня является главным в воспитании дисциплинированности, в закаливании, в создании хорошего настроения детей. Однако это иногда воспитателями игнорируется. Режим дня должен быть обоснован и регламентирован. Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштрой. Дети должны чувствовать себя свободными.
А.С. Макаренко говорил, что метод подражания в воспитании имеет большое значение. Только своим примером, игрой, обсуждением игровых ситуаций, а не ценой мудрых назиданий, можно добиться положительных результатов. Наблюдая за детьми в детском саду, как они играют, общаются между собой, можно определить, каковы отношения в семье, что они видят в окружающем их мире. А иногда видишь и себя в них. Поэтому малыш должен видеть перед собой взрослого весёлого и жизнерадостного, доброжелательного. Как же ребёнок будет подражать, если видит перед собой воспитателя или другого взрослого человека злого или всё время с « кислой» физиономией. Каждый ребёнок должен чувствовать, что ему рады, что он любим. Он будет стараться сохранить такое отношение к себе, стремиться ему соответствовать. Такой ребёнок сразу же почувствует, когда взрослый недоволен его поведением.
Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает им и почти всегда вызывает некоторое противодействие. Ребёнок - маленький человек, относиться надо к нему без тютюканья.
Большое значение Макаренко придавал игре. Мы добавляем: особенно в дошкольном

© 2010-2022