Родительское собрание на тему: «Как помочь выпускнику выбрать профиль обучения»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

«Как помочь выпускнику выбрать профиль обучения».

(проводится в начале учебного года).

Цель:

Помочь учащимся 9-х классов в выборе профиля обучения в старшей школе.

Задачи:

Дать родителям информацию о профильном обучении в старшей школе и предпрофильной подготовке в 9-м классе.

Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.

Дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9-го класса.

Предварительная подготовка:

а) Анкетирование учащихся по следующим вопросам:

  1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?

  2. После окончания 9 класса:

    • ты продолжишь обучение в 10 - 11 классах;

    • пойдёшь учиться в какой-либо колледж;

    • пойдёшь работать;

    • ещё не решил.

  3. Выбрал ли ты уже профессию?

  4. С кем ты, прежде всего, посоветуешься при выборе профиля обучения:

    • с сотрудниками школы (учителем, классным руководителем, школьным психологом);

    • с родителями;

    • с друзьями;

    • сам всё решу.

б) Подготовка анкеты для родителей, которая предлагается им на собрании:

  1. Обсуждали ли вы с ребёнком его профессиональное будущее?

  2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учёба в 10 - 11 классах; колледже, другие варианты)?

  3. Доверяете ли вы своему ребёнку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)?

  4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребёнка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

  5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

Ход собрания

  1. Анкетирование родителей.

Классный руководитель предлагает родителям ответить на вопросы небольшой анкеты (её бланки заранее приготовлены классным руководителем). Возможные варианты ответов - либо «да», либо «нет».

  1. Информация для родителей «Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка?»

По решению правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

Учащиеся 10 - 11 классов могут выбирать профиль обучения, то есть изучать актуальные для себя предметы в большем объёме, а предметы, которые не пригодятся им в их будущей профессии, в меньшем объёме.

Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9-м классе, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбирать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество получит хорошего профессионала.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Предпрофильная подготовка - это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но и в отношении конкретного места и формы продолжения образования.

Если профильная школа характеризуется разнообразием образовательных траекторий, то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18 - 20 часов (по выбору учащихся). Эти предпрофильные курсы выросли из давно забытых факультативных курсов, которые помогали школьникам углубить свои знания по тем или иным предметам.

Родители могут помочь подростку разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них нужно посещать, в какой очерёдности.

Школа в плане своей деятельности предусматривает информационную работу с учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приёма, посещение дней открытых дверей и др., а также мероприятия профориентационного характера (классные часы, занятия с психологом, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников).

Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребёнка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.

  1. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.

Классный руководитель рассказывает родителям об обобщённых результатах анкетирования учащихся:

  • какие пути продолжения образования выбрали учащиеся: сколько из них планируют учиться в школе, сколько - в колледже, сколько - решили пойти работать;

  • сколько человек уже выбрали конкретную профессию;

  • кто является главным советчиком для детей при выборе профессии.

  1. Информация для родителей «Как помочь ребёнку правильно выбрать профессию»

Родители должны знать, что они могут обратиться за помощью в Психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС-центры). Там учащимся школьного возраста оказывают бесплатные консультационные и диагностические услуги по профориентации, в таких центрах также проводятся развивающие и коррекционные занятия для детей различного возраста. Для подростков нередко проводятся тренинговые занятия по профессиональному самоопределению.

В системе временной занятости создана и эффективно действует программа «Молодёжная практика». Она рассчитана на юношей и девушек от 16 до 26 лет. Суть в том, что при содействии центра на наиболее стабильных предприятиях города открываются временные рабочие места, где подростки могут приобрести профессиональный опыт.

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребёнка: вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В этом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Именно родители и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность, которую они несут за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребёнка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определённых статусов практически детерминируется учёбой, прохождение через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока.

Следует отметить новую интересную тенденцию в получении образования тех учащихся, родители которых имеют высокий достаток и занимаются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает действовать новая схема: после школы - в бизнес, лишь потом (или параллельно с этим) - в то образовательное учреждение, которое принесёт наибольшую пользу для профессионального роста (не обязательно в вуз).

Данный, достаточно прагматичный, подход к образованию вообще и высшему - в частности у людей, имеющих высокий материальный достаток, можно признать в определённой степени прогрессивным. Более того, именно этот социальный слой оказывается потенциальным союзником модернизации общего образования: он настроен на переход от «школы науки» к «школе жизни», когда вместо ориентации на получение определённого набора знаний для поступления в вуз на первое место выходит подготовка к практической жизни в современном обществе.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребёнка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, нежели мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно» со своими друзьями. Подростки выбирают углублённое изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретно случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно вестись очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

  1. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель говорит о важности обсуждаемой проблемы, о том, что её обсуждение не закончено, впереди ещё целый учебный год. Классный руководитель предлагает родителям обращаться за помощью и к нему, и к учителям-предметникам, и к школьному психологу.

Классный руководитель обращается к родителям за помощью в организации профориентационной работы (выступление специалистов на классном часе, посещение учащимися производственных предприятий и т.п.).


© 2010-2022