Программа на тему: Адаптационный тренинг для обучающихся первых классов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

городского округа город Салават Республики Башкортостан



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №15»

г.Салавата

___________А.И.Васильев

«____»_____2015 г.








АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ






Составил:

педагог-психолог

С.В.Бычкова








Салават

2015г.


Пояснительная записка

Адаптация первоклассников к школьному обучению - один из основных видов деятельности школьного психолога. Уже один этот факт говорит об актуальности и значимости работы в этом направлении.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией понимается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным.

К числу основных первичных внешних признаков и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учёбе и различные нарушения школьных форм поведения.

Среди основных причин, вызывающих школьную дезадаптацию можно выделить следующие:

  1. Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запущенность.

  2. Соматическая ослабленность.

  3. Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.

  4. Двигательные нарушения.

  5. Эмоциональные расстройства.

В зависимости от социальных условий жизни ребёнка и её индивидуальных особенностей различают разные уровни дезадаптации:

  1. При отсутствии заинтересованности в ребёнке значимых взрослых, у него формируется низкая самооценка, закрепляется опыт неудач и происходит потеря смысла обучения и развития; как следствие наблюдается плохая успеваемость, трудности общения, а иногда и отказ от обучения.

  2. В группу лёгких случаев дезадаптации попадают дети, для которых учёба - тяжкий и непосильный труд, они сильно устают, у них нет направленности на обучение, их интересы связаны в основном с общением. У таких школьников обычно не сформированы цели и интересы, нет ожидания собственных успехов, они не умеют планировать свою деятельность - они скучают.

  3. «Хорошие» дети, которые радуют взрослых хорошими оценками, но при этом боятся ошибок и неудач и реализуют не свои цели, а ожидания родителей и учителей. Порой такие дети учатся на пределе своих возможностей и сильно истощаются. Для них характерны периодические срывы - вдруг резкое падение успеваемости, увеличение соматических заболеваний, депрессии. В этом случае можно говорить о скрытой дезадаптации.

Цель : адаптация первоклассников.

Задачи тренинговой и развивающей работы -устранить или смягчить эффект дезадаптации и вернуть ребёнка на путь развития..

Основные принципы тренинговой работы реализованы в представленных тренинговых занятиях. Тренинг состоит из 2 занятий, каждое из которых не ограничено по времени, что позволяет психологу более гибко подстраиваться к особенностям каждого класса, учитывая уровень подготовки детей, атмосферу в классе и степень открытости родителей. Участники занятий - дети и родители.

Критериями эффективности проделанной работы можно считать:

  1. Снятие психологического напряжения у детей и родителей.

  2. Сплочение классного коллектива.

  3. Развитие у детей чувства доверия ко взрослым (родителям, учителю, психологу).

ЗАНЯТИЕ 1

Объяснение цели адаптационного тренинга и правил работы в группе.

I. Знакомство, разминка.

Игра «Любит-не любит».

«Семья» представляет друг друга - взрослый-ребёнка, ребёнок-взрослого. Нужно кратко рассказать, что близкий тебе человек любит, а что не любит, от чего у него бывает хорошее настроение, а от чего плохое.

Общий вывод: Чтобы лучше знать друг друга, нужно больше разговаривать и чаще делать что-то вместе.

II. Основная часть.

1. Игра «Компот».

Участники меняются местами по определённому признаку или качеству.

Общий вывод: всегда есть рядом человек с похожими интересами, чувствами, склонностями.

2. Игра «Снежинка».

Всем участникам раздаются листы бумаги. Участники с закрытыми глазами выполняют инструкцию ведущего: «Сложите лист пополам. Ещё раз пополам. И ещё раз пополам. Теперь оторвите у листа уголок, разверните лист и посмотрите, что у вас получилось».

Общий вывод: чтобы тебя поняли, нужно давать конкретную информацию.

3.Упражнение «Общий рисунок».

Взрослый и ребёнок из одной семьи должны, держась за один карандаш, нарисовать каждый свой рисунок.

Общий вывод: нужно думать друг о друге, уступать друг другу; взрослые не «конкурируют» с детьми, потому что любят их; взрослые умнее, мудрее и детям нужно чаще прислушиваться к мамам и папам.


III. Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

Домашнее задание: придумать и нарисовать герб и девиз семьи (родители должны объяснить детям, что такое герб и девиз). Придумывают вместе, рисуют дети.

ЗАНЯТИЕ 2



Повторение правил группы.

Проверка домашнего задания: Каждая семья представляет свой герб. Почему именно такой герб и девиз выбрали, как он отражает особенности семьи; трудно ли было.

  1. Разминка.

  1. Игра «Считаем вместе».

На счёт 3 все участники на одной руке показывают какое-то количество пальцев. Задача членов одной семьи показать одинаковое количество. Договариваться можно, но без использования речи.

Общий вывод: понять друг друга можно иногда и без слов, главное - быть внимательными к людям, которые тебя окружают.


  1. Основная часть.

  1. Упражнение «Угадай».

Дети загадывают животное, на которое они хотели бы быть похожими (по характеру или по внешности). Родители (или лица их замещающие) должны угадать, какое животное выбрал ребёнок. Затем и дети и родители объясняют свой выбор.

Общий вывод: иногда мы приписываем близким людям какие-то качества, которых нет на самом деле; иногда не замечаем тех качеств, которые есть.


  1. Упражнение «Писатели».

Каждая семья должна придумать окончание сказки.

Начало 1.

Жил - был в одной волшебной стране мальчик. Он был не простым мальчиком, он был учеником мага. Поэтому звали его Учмагом. Был Учмаг и добрым, и умным, и заклинания все знал на зубок. Но когда пробовал Учмаг своё мастерство на деле, у него ничего не выходило. То волшебный порошок забудет, то не спросит, чего же хотят попавшие в беду, то долго решает, какое заклинание выбрать. И решил Учмаг исправить это дело. Пошёл он в волшебный магазин, в котором продаются качества личности…

Начало 2.

Вася Ленивцев всегда ленился. Ему было лень учиться, лень заниматься спортом, лень дружить с одноклассниками.

И вот одна слишком добрая Фея его пожалела и подарила ему 3 конфетки:

- Это волшебные конфеты для ленивых людей, которым лень махать волшебной палочкой и дуть в волшебную дудочку. Эти конфеты исполнят 3 твоих желания. Но помни, что назад пути нет..

И хотя Васе Ленивцеву думать было лень, он решил воспользоваться предложением Феи…

Начало 3.

Апполон Штирлицев, ученик 1 класса I Школы волшебства, шёл на урок по траво- и звероволшебству. Апполон к нему долго готовился и надеялся на хорошую оценку. Но тревожила его одна мысль - как только Апполон видел учителя траво- и звероволшебства, ноги его подкашивались, руки начинали дрожать и все знания из головы улетучивались. А применять магию по отношению к себе в Школе строго воспрещалось.

Вот и думал Апполон Штирлицев по дороге в Школу волшебства, как же ему победить свой страх…

Общий вывод: для того, чтобы быть хорошим учеником и хорошим другом, нужно быть трудолюбивым, смелым, добрым, отзывчивым; нужно уметь просить о помощи и уметь её предлагать.


  1. Упражнение «Если бы я был директором школы…»

Каждая семья представляет себя директором школы и уговаривает остальных прийти учиться именно в их школу, рассказывая, какая она уникальная.

Общий вывод: ученики и их родители могут сами сделать школу уютнее и интереснее.

  1. Заключительный этап.

Рефлексия занятия и тренинга.











Список используемой литературы.


  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.-М.: Генезис, 2000

  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.-2-е изд.-М.: Генезис, 2001

  3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.-М.:Генезис,2007



© 2010-2022