- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа на тему: Адаптационный тренинг для обучающихся первых классов
Программа на тему: Адаптационный тренинг для обучающихся первых классов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бычкова С.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №15»
г.Салавата
___________А.И.Васильев
«____»_____2015 г.
АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
Составил:
педагог-психолог
С.В.Бычкова
Салават
2015г.
Пояснительная записка
Адаптация первоклассников к школьному обучению - один из основных видов деятельности школьного психолога. Уже один этот факт говорит об актуальности и значимости работы в этом направлении.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией понимается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным.
К числу основных первичных внешних признаков и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учёбе и различные нарушения школьных форм поведения.
Среди основных причин, вызывающих школьную дезадаптацию можно выделить следующие:
-
Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запущенность.
-
Соматическая ослабленность.
-
Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
-
Двигательные нарушения.
-
Эмоциональные расстройства.
В зависимости от социальных условий жизни ребёнка и её индивидуальных особенностей различают разные уровни дезадаптации:
-
При отсутствии заинтересованности в ребёнке значимых взрослых, у него формируется низкая самооценка, закрепляется опыт неудач и происходит потеря смысла обучения и развития; как следствие наблюдается плохая успеваемость, трудности общения, а иногда и отказ от обучения.
-
В группу лёгких случаев дезадаптации попадают дети, для которых учёба - тяжкий и непосильный труд, они сильно устают, у них нет направленности на обучение, их интересы связаны в основном с общением. У таких школьников обычно не сформированы цели и интересы, нет ожидания собственных успехов, они не умеют планировать свою деятельность - они скучают.
-
«Хорошие» дети, которые радуют взрослых хорошими оценками, но при этом боятся ошибок и неудач и реализуют не свои цели, а ожидания родителей и учителей. Порой такие дети учатся на пределе своих возможностей и сильно истощаются. Для них характерны периодические срывы - вдруг резкое падение успеваемости, увеличение соматических заболеваний, депрессии. В этом случае можно говорить о скрытой дезадаптации.
Цель : адаптация первоклассников.
Задачи тренинговой и развивающей работы -устранить или смягчить эффект дезадаптации и вернуть ребёнка на путь развития..
Основные принципы тренинговой работы реализованы в представленных тренинговых занятиях. Тренинг состоит из 2 занятий, каждое из которых не ограничено по времени, что позволяет психологу более гибко подстраиваться к особенностям каждого класса, учитывая уровень подготовки детей, атмосферу в классе и степень открытости родителей. Участники занятий - дети и родители.
Критериями эффективности проделанной работы можно считать:
-
Снятие психологического напряжения у детей и родителей.
-
Сплочение классного коллектива.
-
Развитие у детей чувства доверия ко взрослым (родителям, учителю, психологу).
ЗАНЯТИЕ 1
Объяснение цели адаптационного тренинга и правил работы в группе.
I. Знакомство, разминка.
Игра «Любит-не любит».
«Семья» представляет друг друга - взрослый-ребёнка, ребёнок-взрослого. Нужно кратко рассказать, что близкий тебе человек любит, а что не любит, от чего у него бывает хорошее настроение, а от чего плохое.
Общий вывод: Чтобы лучше знать друг друга, нужно больше разговаривать и чаще делать что-то вместе.
II. Основная часть.
1. Игра «Компот».
Участники меняются местами по определённому признаку или качеству.
Общий вывод: всегда есть рядом человек с похожими интересами, чувствами, склонностями.
2. Игра «Снежинка».
Всем участникам раздаются листы бумаги. Участники с закрытыми глазами выполняют инструкцию ведущего: «Сложите лист пополам. Ещё раз пополам. И ещё раз пополам. Теперь оторвите у листа уголок, разверните лист и посмотрите, что у вас получилось».
Общий вывод: чтобы тебя поняли, нужно давать конкретную информацию.
3.Упражнение «Общий рисунок».
Взрослый и ребёнок из одной семьи должны, держась за один карандаш, нарисовать каждый свой рисунок.
Общий вывод: нужно думать друг о друге, уступать друг другу; взрослые не «конкурируют» с детьми, потому что любят их; взрослые умнее, мудрее и детям нужно чаще прислушиваться к мамам и папам.
III. Заключительная часть.
Рефлексия занятия.
Домашнее задание: придумать и нарисовать герб и девиз семьи (родители должны объяснить детям, что такое герб и девиз). Придумывают вместе, рисуют дети.
ЗАНЯТИЕ 2
Повторение правил группы.
Проверка домашнего задания: Каждая семья представляет свой герб. Почему именно такой герб и девиз выбрали, как он отражает особенности семьи; трудно ли было.
-
Разминка.
-
Игра «Считаем вместе».
На счёт 3 все участники на одной руке показывают какое-то количество пальцев. Задача членов одной семьи показать одинаковое количество. Договариваться можно, но без использования речи.
Общий вывод: понять друг друга можно иногда и без слов, главное - быть внимательными к людям, которые тебя окружают.
-
Основная часть.
-
Упражнение «Угадай».
Дети загадывают животное, на которое они хотели бы быть похожими (по характеру или по внешности). Родители (или лица их замещающие) должны угадать, какое животное выбрал ребёнок. Затем и дети и родители объясняют свой выбор.
Общий вывод: иногда мы приписываем близким людям какие-то качества, которых нет на самом деле; иногда не замечаем тех качеств, которые есть.
-
Упражнение «Писатели».
Каждая семья должна придумать окончание сказки.
Начало 1.
Жил - был в одной волшебной стране мальчик. Он был не простым мальчиком, он был учеником мага. Поэтому звали его Учмагом. Был Учмаг и добрым, и умным, и заклинания все знал на зубок. Но когда пробовал Учмаг своё мастерство на деле, у него ничего не выходило. То волшебный порошок забудет, то не спросит, чего же хотят попавшие в беду, то долго решает, какое заклинание выбрать. И решил Учмаг исправить это дело. Пошёл он в волшебный магазин, в котором продаются качества личности…
Начало 2.
Вася Ленивцев всегда ленился. Ему было лень учиться, лень заниматься спортом, лень дружить с одноклассниками.
И вот одна слишком добрая Фея его пожалела и подарила ему 3 конфетки:
- Это волшебные конфеты для ленивых людей, которым лень махать волшебной палочкой и дуть в волшебную дудочку. Эти конфеты исполнят 3 твоих желания. Но помни, что назад пути нет..
И хотя Васе Ленивцеву думать было лень, он решил воспользоваться предложением Феи…
Начало 3.
Апполон Штирлицев, ученик 1 класса I Школы волшебства, шёл на урок по траво- и звероволшебству. Апполон к нему долго готовился и надеялся на хорошую оценку. Но тревожила его одна мысль - как только Апполон видел учителя траво- и звероволшебства, ноги его подкашивались, руки начинали дрожать и все знания из головы улетучивались. А применять магию по отношению к себе в Школе строго воспрещалось.
Вот и думал Апполон Штирлицев по дороге в Школу волшебства, как же ему победить свой страх…
Общий вывод: для того, чтобы быть хорошим учеником и хорошим другом, нужно быть трудолюбивым, смелым, добрым, отзывчивым; нужно уметь просить о помощи и уметь её предлагать.
-
Упражнение «Если бы я был директором школы…»
Каждая семья представляет себя директором школы и уговаривает остальных прийти учиться именно в их школу, рассказывая, какая она уникальная.
Общий вывод: ученики и их родители могут сами сделать школу уютнее и интереснее.
-
Заключительный этап.
Рефлексия занятия и тренинга.
Список используемой литературы.
-
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.-М.: Генезис, 2000
-
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.-2-е изд.-М.: Генезис, 2001
-
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.-М.:Генезис,2007