Материал для родительского собрания

Материал для выступления школьного психолога на родительском собрании по теме: «Взаимоотношения подростков со сверстниками». (Рекомендуется после проведения социометрического исследования в учебном коллективе.)Данный материал содержит рекомендации для родителей по улучшению межличностных взаимоотношений подростков. Описывается ведущая деятельность подросткового возраста, отмечается важность общения для подростков; раскрывается проблема отверженности, ее причины, последствия; рассматривается ситу...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание «Взаимоотношения подростков со сверстниками»


Отрочество - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, иметь друзей отмечалось и раньше, сейчас эта потребность приобретает новое качество. Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.

Общение становится ведущей деятельностью в этот период. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Как правило, близкие друзья - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе. Поэтому отношения в классе очень важны.

В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эта детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. Отверженность может повлечь за собой преследование (травлю), а отверженные могут стать жертвами.

В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.
Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться.

Зачинщиками становятся несколько человек - все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, подхватывают обидные прозвища, прячут его вещи в туалете, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать в свои игры.
Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего лично им ничего плохого сверстника?
Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому «стадному чувству»: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно. (Учить детей сочувствию.)
Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.
В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).
В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.
Наконец, небольшой процент среди преследователей таким образом самоутверждаются, берут реванш за свои неудачи. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Они не становятся жертвами, потому что могут дать отпор.

Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным формам взаимодействия. Чем опасно бездействие окружающих? Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства.

Рекомендации родителям:

-Приглашайте одноклассников ваших детей домой, наблюдайте за общением подростков, ненавязчиво предлагайте конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций.

-Интересуйтесь жизнью ребенка, общайтесь доверительно, чтобы ребенок знал, что вы его не отчитаете, не покритикуете, а поймете и поддержите в любой ситуации.

-Объясняйте ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними - пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнуться от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.


© 2010-2022