Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят акти...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колмакова Марина Григорьевна

Воспитатель

МБДОУ № 101 г. Тула

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе.

Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят активность непосредственно с деятельностью, другие - с результатом деятельности, третьи судят, что активность понятие намного шире по значению, чем деятельность [1, c.14].

Так, по мнению Леонтьева А.Н. активность - это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т.е. раздражителей раздражителей [1, с. 5].

Н.Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем [2, c.75]. Собственную активность ребенка автор видит в специфической и универсальной формах. По его мнению она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [3, c.79]. Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т.е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности и т.д. [2, c. 80].

Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом - ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

В активной деятельности дошкольник выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.

Именно на собственной активности, по мнению Н.Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности, данное педагогом-воспитателем, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.

Второй вида активности - активность стимулируемая взрослым - характеризуется тем, что взрослый организует и сопровождает деятельность дошкольника, показывает, помогает, рассказывает. В ходе такой деятельности дошкольник получает результаты, которые были заранее определены взрослым. [2, c.16].

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что описанные два типа активности обычно не выступают в чистом виде, т.к. они крайне тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в во всяком случае связана с деятельностью, направленной и исходящей от взрослого, а знания, умения, навыки (ЗУН), полученные от взрослых, принимаются ребёнком, перерастая и преобразовываясь со временем в его опыт.

Теперь, разобравшись с определением понятия «активность», возможно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира и действительности» [1, c.394]; «Познание обусловлено развитием общественно-исторической практики, это процесс, отражающий и воспроизводящий действительность в мышлении; это взаимодействие субъекта и объекта, в результате которого появляются новые знание о мире» [1, c.360].

В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека. Для обозначения данного явления существует множество терминов: Г.И. Щукина - «ценное личностное Т.И. Шамова - «деятельное состояние», Т.И. Зубкова - «стремление человека к познанию».

С помощью анализа психолого-педагогической литературы сформировано обобщенное понятие «познавательной активностью младших дошкольников» - это личностное образование, состояние, которое выражает в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т.д.

Известно, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности ребенка. Главным образом это дошкольное детство.

По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 - 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности. Среди них Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев.

Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. Известно, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

Т.И. Шамова, руководствуясь особенностями развития детей в младшем дошкольном возрасте, полагает, что познавательная активность - это деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предметам и процессам осуществляемой деятельности [3, c.18].

В физиологической основе познавательной активности лежит несогласованность между существующей, реальной ситуацией и прошлым опытом.

Важное значение на этапе включения дошкольника в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, который подразумевает под собой реакцию организма на любые изменения во внешней среде, которые приводят кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение и начало активности исследовательского рефлекса является важным и необходимым условием познавательной деятельности ребенка в младшем дошкольном возрасте [3, c.37].

Таким образом, в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами окружающей действительности. ПРПознавательная активность младших дошкольников - это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях (навык).

Список литературы:

1. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37

2. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - Просвезение-Альфа, М., 2012. - 341с.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - Фортуна, М., 2013. - 207с.

© 2010-2022