Сказкотерапия для младших школьников

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Проблема развития и укрепления психического здоровья детей в настоящее время становится все более очевидной. Рост нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, среди детей и подростков, требует широких профилактических и психокоррекционных мер в системе образования. Обогащение практической психологии новыми средствами и методами эффективной работы с детьми, в частности таким направлением, как сказкотерапия, является отрадным фактом последнего десятилетия.

Развивающий и психотерапевтический потенциал сказок при всей его очевидности используется практической психологией образования недостаточно.

Привлекательность сказкотерапии как метода коррекционной работы психолога заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия активизирует ресурсы, потенциал личности. Работая с проблематикой в русле метода сказкотерапии, происходит процесс объективации проблемных ситуаций, процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия это безопасная среда, которую создает психолог для развития внутренних ресурсов личности. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психокоррекционный фактор.

Метод сказкотерапевтической коррекции органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста. Актуальность и новизна данной программы заключается в объединении методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка и подростка.

Данная программа отличается методологической простотой использования в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднительных ситуаций.

Программа рекомендуется для младших подростков 9-12 лет. Программа направлена на развитие личности ребенка, на повышение уверенности в себе, на нормализацию самооценки, на разрешение проблем личностного характера.

Занятия данного цикла включают в себя сказкотерапевтические технологии. Драматизация сказок помогает подростку раскрыть себя, найти внутренний ресурс и способности, помогает в решении личностных проблем, способствует развитию личности, способствует формированию рефлексии и адекватной самооценки.

Материал программы основан на метафорах, с использованием сказкотерапевтических упражнений и игр; песочной терапии и драматизации.

Цель: способствовать развитию личности и межличностных отношений подростков.

Задачи:

1.Способствовать в развитии воображения, творческого мышления, творческих способностей младшего подростка;

2.Способствовать развитию личности подростка;

3.Повышать самооценку у детей;

4.Помогать в решении личностных и межличностных проблем;

5.Формирование умений слушать другого;

6.Раскрытие внутренних способностей ребенка;

7.Повышать уверенность в себе и своих силах.

Первый год обучения - подростки изучат методы сказкотерапии.

Второй год обучения поможет подросткам в развитии личности, проработке межличностных отношений.

Ожидаемые результаты: развитие личности подростка, повышение уверенности в себе, повышение низкой самооценки, способствует разрешению проблем личностного и межличностного характера.

Программа рассчитана на 53 часа при условии проведения одного занятия в неделю и состоит из практических занятий.

Форма занятий:

- занятия групповые - 10-12 человек;

- занятия в малых группах - 4-5 человек;

- индивидуальные занятия.

Режим занятий: 1 раз в неделю; практические занятия.

Способы определения результативности: психодиагностика.


Содержание программы:

1. Психодиагностика. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2.Коррекция. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей подростка, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций».

3. Профилактика. Сказкотерапия, является также профилактикой негативного поведения ребенка и подростка. То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира .

Формы работы со сказками в рамках данной программы:

1. Интерпретация сказок. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.

2. Рассказывание сказок. Рассказывание сказок может проходить по нескольким принципам: рассказывать может сам ребенок, либо рассказчик психолог.

3. Сочинение сказок. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед подростком. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой его сказки.

4. Дописывание сказок. Данный метод применяется, когда ребенку или подростку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление является диагностичным, т. к. отрицание чего-то указывает на актуальную нерешенную проблему.

5. Сказочная куклотерапия. Ребенок или подросток, проигрывая сказку, просматривает ее в своем воображении, представляет себе место действия и героев сказки. Прием драматизации - важный компонент в сказкотерапии.

Виды постановок сказок, используемые в данной программе:

- спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол;

- спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки; либо использование «Би-ба-бо»;

- театрализованные игры;

- сказки на песке (с использованием метода «Sand-play»).

Сказкотерапевтические постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.

6. Сказочное рисование. Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов:

1. Проективное диагностическое рисование.

2. Спонтанное рисование.

С помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность.

9. Медитативные сказки. Главное назначение медитативных сказок - сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие в них конфликтов и злых героев.

Данная программа направлена на формирование созидательной системы ценностей, положительного образа будущего и конструктивного целеполагания у младших подростков.

Методическое обеспечение программы:

Тренинг «Деревья-Характеры» ( по материалам И.Вачкова)

Сказка о деревьях-Характерах должна носить медитативный характер и рассказываться на фоне релаксирующей музыки.

Сказка о Деревьях-характерах рассказывается в два этапа психологом.

Первый этап сказкотерапевтического тренинга: введение аудитории в соответствующее настроение и разъяснение общей схемы задания рисуночного теста.

Второй этап сказкотерапевтического тренинга: после окончания общей работы и обсуждения, Ведущий рассказывает (опять же в интонации сказки) о том, что могут означать те или иные детали созданного каждым рисунка в этом рисуночном тесте.

Листы бумаги и материал для рисования - карандаши, фломастеры, краски.


Сказочный Зачин

В волшебном мире, который лежит далеко отсюда, растёт странный лес. Его деревья - суть Характеры всех живущих в нашем мире людей. Все деревья - похожи и не похожи между собой. Похожи потому, что устроены одинаково. Каждое Дерево-Характер имеет всего четыре главные ветви, от которых уже растут веточки более мелкие.

Вот эти четыре ветви, которые образуют Дерево-Характер:

  1. Ветвь Отношения к Себе,

  2. Ветвь Отношения к Людям.

  3. Ветвь Отношения к Делу.

  4. Ветвь Отношения к Вещам.

А непохожи все эти Деревья-Характеры потому что хоть они и устроены одинаково, но развиваются по-разному и наполняются разным содержанием.
Деревья эти, хоть и растут в одном огромном лесу, согреваются солнцем по-разному, растут на разной почве и по-разному открыты дождю и ветру. Да и сами они имеют право расти так, как им вздумается.
Бывает, что в лес налетает волшебная свирепая буря и тогда она меняет облик Деревьев-Характеров, но и тут каждое дерево меняется по-своему.
Впрочем, рисуйте то, что Вы видите перед своим внутренним взором.

Подростки изображают на листе своё Дерево-Характер. На эту работу отводится не меньше 15 минут.

Психолог даёт подросткам следующее задание - самое важное в этом сказкотерапевтическом тренинге:

Обитатели леса

Психолог даёт задание нарисовать на своей картине персонажа (или нескольких персонажей), которые обитают рядом с Вашим Деревом-Характером.

Обсуждение рисунков

Оно проходит по следующей схеме. Вначале все по очереди берут слово и пытаются «расшифровать» чужие рисунки. Для этого психолог предлагает найти рисунок, похожий на тот, который создал сам выступающий.
Вопросы:

  1. Какой рисунок из тех, что вы видите перед собой, похож на ваш?

  2. Можете ли вы конкретизировать детали, которые говорят об этом сходстве?

Когда обсуждается рисунок конкретного участника , этот человек имеет право - давать комментарии, и право - промолчать. Он может опровергать догадки других членов группы, а может подтверждать правоту.
Главное, от чего нужно предостеречь группу перед обсуждением чужих рисунков - необходимо воздержаться от «постановки диагнозов» и вообще от какой-либо формы навязчивой «интерпретации» чужого рисунка.

***

Психолог кладёт перед собой все собранные рисунки, нарисованные за время этого упражнения, и начинает импровизировать на ходу сказку.
В этой сказке должны быть задействованы все вымышленные персонажи, которых участники семинара пририсовывали к своим деревьям.
Аудитория в этот момент - внимательно слушает голос ведущего, узнавая по ходу сказки своих героев, живущих возле их деревьев характеров.
***

В заключение упражнения психолог раздаёт художникам их творения и рассказывает финал сказки о Деревьях-Характерах.

Итак, вы узнали страну, где растут волшебные Деревья-Характеры. Как вы уже знаете, у каждого такого дерева - по четыре главные ветви:

  • ветвь отношения к себе,

  • ветвь отношения к людям,

  • ветвь отношения к делу,

  • и ветвь отношения к вещам.

Примерный анализ рисунков

Есть ветви отношения к людям - прямые, а есть изогнутые. Изогнула их ложь или «трудности в общении» (которые и ведут ко лжи).

Есть ветви отношения к людям - длинные, а есть короткие. На длинных, как на длинной скамейке, можно усадить сразу много друзей, на коротких - хорошо, если один поместится.
Есть любые ветви - толстые и прочные, а есть хрупкие. На хрупкую ветвь побоишься сесть. Ею можно только любоваться.

Есть ветви отношения к себе, которые торчат так, что, идя по лесу, можно выколоть глаз.
Есть ветви, которые чуть ли не стелятся по земле - от низкой самооценки и бремени возложенных на себя «Я должен»...
Есть ветви отношения к себе, которые смотрят в небо и тянутся к солнцу, спокойные и уверенные в правильности выбранного ориентира, воплощение личного достоинства.

Рефлексия тренинга.

















Тематическое планирование

1-ый год обучения


Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Психодиагностика

Выявление личностных особенностей подростков

2

2

Все мы немного сказочники

Сказкотерапевтический тренинг «Напиши сказку»;

Песочная терапия «Герои и антигерои»;

Скзкотерапевтический тренинг «Любимые и нелюбимые сказки»

Сказкотерапетический тренинг «Деревья-характеры»

Сказкотерапевтический тренинг «В стране Гармонии»

Тренинг «Самосознание»

2,5

2

2

2

2,5

2

3

Волшебная страна внутри нас

Медитации-визуализации:

«Корабль, на котором я плыву»

«Горная вершина»

«Мудрец»

«Сказочное королевство внутреннего мира»

2,5

2,5

2,5

2,5

4

Подведение итогов

Диагностика результативности

2

Итого

27
























Тематическое планирование 2-ой год обучения


Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Песочная терапия

Драматизация сказок «Сказки на песке»

Занятие « В поисках клада»

Занятие «Сказки песочной феи»

6

1

2,5

2

Драма терапия

Пальчиковый театр

Кукольный театр

Театр

2,5

2,5

2,5

3

Радужные сказки

Красная сказка

Оранжевая сказка

Желтая сказка

Зеленая сказка

Голубая сказка

Синяя сказка

Фиолетовая сказка

1

1

1

1

1

1

1

4

Подведение итогов

Диагностика результативности.

2

Итого

26



























Список литературы


  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001. - 144 с.

  2. . Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 325 с.

  3. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб.: Речь, 2002. - 292 с.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.

  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.

  6. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М.: «Киасс», 1996. - 320 с.

  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. - 596 с.

  8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. - С. 53-58.

  9. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»: Прогресс; М.; 1990. - 235 с.

  10. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.

  11. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2006. - 168 с.

  12. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2007. - 176 с.

  13. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, №3-4, С. 7-1


© 2010-2022