Доклад Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида











ДОКЛАД

на тему:

«Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом»









Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Золотарева Алена Геннадьевна













Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выражение умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печально, смех - слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Большинству из них доступны также простые эмоции, как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, в то время как встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Эмоции детей с умственной отсталостью обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обидчивы, проявляют негативизм, могут быть вспыльчивы, агрессивны. Вместе с тем им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.

Характерными особенностями умственно отсталых является смена настроения, проявления аутичных черт в поведении (радость, возможному контакту, желание его, но в то же время уход от него, иногда через агрессию, самоагрессию, проявление аутостимуляции), радость, удовольствие от активной деятельности, но обычная слабая мотивация, неустойчивый интерес к учебной и в целом к производственной деятельности.

Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоциональной сферы, им свойственны тенденции к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определенным нормам в поведении.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

Формирование способности переживать различные настроения (печаль, счастье, сочувствие) - это развитие индивидуальности.

Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний, показать разницу между плохим и хорошим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше.

Необходимо также учить детей чувствовать состояние души людей.

Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию, одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения.

Наиболее адекватными из всех чувств, чувство безопасности и доверия к окружающему миру - к людям и всевозможным предметам и явлениям. Если умственно отсталый ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков любой деятельности у умственно отсталых учащихся большое внимание уделяется чувствам и эмоциям.

Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:

индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого;

комплексного подхода к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).

Музыка как средство эмоционально интеллектуального общения

Таким средством нами была выбрана музыка.

Что такое музыка? Это энергетическое поле личности. Понимать музыку - значит понимать другого человека, чувствовать его, находясь в его энергетическом поле.

Слушать музыку не так просто. В.Сухомлинский писал: "Ребенок должен знать, что мелодия, интонация, лад, ритм, гармония, отражают нашу действительность - природу, общество, будущее человека".

Что дает музыка на воспитательном мероприятиях? Создает определенный эмоциональный настрой, который зовет к размышлению. Музыка дает не только возможность посмотреть другими глазами на окружающий мир, не только помогает в трудную минуту - она воспитывает наши чувства.

Музыка выступает своего рода средством эмоционально-интеллектуального общения, творцом настроения, стимулятором культуры чувств.

Приобщение взрослеющего ребенка к музыкальным произведениям, выработка потребности в прекрасном, желание жить по законам красоты и гармонии - это наиболее эффективный путь пробуждения ценностного отношения к миру искусства и к себе в этом мире.

Основное чему должны научиться дети с умственной отсталостью - адекватное эмоциональное и речевое общение.

Такой формой общения нами была выбрана музыкально-танцевальная студия «Непоседы», целью которой была: коррекция эмоционально - волевой сферы ребенка, развитие познавательной и творческой деятельности (расширение представлений об окружающем мире, формирование навыков слушать и понимать язык музыки; развитие чувства сопереживания, сочувствия, памяти, воссоздающего воображения, зрительных и слуховых функций, мелкой моторики рук, речь; учить умению выражать свои эмоции и чувства).

На основании диагностической работы нами были разработаны занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы и развития познавательной деятельности средствами музыки.

Мы посмотрели, как дети различного возраста воспринимают музыкальные произведения различного характера, какие образы, чувства возникают у них при этом.

Каждое музыкальное произведение воспроизводилось дважды в записи (сначала не сообщалось его название, а потом после его названия).

После прослушивания детьми музыкального произведения устанавливался, путем опроса характер образа, его оформление, устойчивость, наличие деталей.

В результате анализа и сравнения образов, возникающих у детей разного возраста при слушании ими специально подобранных музыкальных произведений, выяснился и подтвердился факт, что большое значение в процессе восприятия имеет речь, название, т.е. словесное обозначение предмета.

Так как у наших детей преобладает наглядно-образное мышление, трудности восприять и представить (т.е. уровень восприятия низкий и клочкообразный), поэтому нужно было объединить ощущения детей (действия слуховых и зрительных анализаторов).

Как мы знаем, важнейшее значение в развитии воображения детей имеет рисование, лепка и каждый ребенок испытывает потребность в практической деятельности, поэтому, после каждого прослушивания детям было предложено реализовать свои чувства, отношения к героям через палитру красок, лепку, движение тела (пантомиму). Все это дети делали с удовольствием, что в свою очередь откладывало отпечаток на их настроение.

Выражать свои чувства тяжело даже взрослому, не говоря уже о ребенке с нарушенным интеллектом. Но создание теплой атмосферы, творческой деятельности на занятиях способствует раскрепощению ребенка, самовыражению.

Важным результатом работы с умственно отсталыми детьми является их эмоциональное удовлетворение от общения, от совместной деятельности.

Групповая поддержка, возможность действовать вместе с другими вызывают у умственно отсталого ребенка чувство психологической защищенности, которая облегчает любой шаг в неизведанное. Лишь ребенок, принятый воспитателем и сверстниками, имеющий их поддержку, способен на полное самораскрытие и самовыражение.

В результате творческого дела дети общаются между собой, обсуждают увиденное и услышанное, помогают друг другу.

Музыкальные занятия имеют важное значение в развитии эмоций и воспитании чувств у умственно отсталых детей - необходимо научить их управлять чувствами, подчинить их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье.

Итак, систематическая целенаправленная работа по коррекции эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей средствами музыка дает отчетливые положительные результаты.

Коррекционные занятия способствовали развитию высших психических функций детей с нарушенным интеллектом, формированию личности ребенка, развитию навыков общения и социализации в обществе.

Занятия позволяют раскрыть не только особенность творческой деятельности, интересов, способностей ребенка, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни. Занятия создают предпосылки для эстетического воспитания.



© 2010-2022