Адаптация первоклассника в школе

Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму,...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация первоклассника в школе

Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребёнка.

Большинство воспитанников интернатных учреждений не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности: не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т.д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений.

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решать сам и взрослые призваны помочь ему в этом.

Можно привести следующие семь причин трудностей и тревог у первоклассников:

  1. Ребенок попадает в малознакомое место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».

  2. Новые формальные отношения: директор, учитель, психолог, воспитатель, дежурный, вахтер и т.д.

  3. Наличие большого количества просто незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве неформальных отношений.

  4. Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребенка, т.е. «нерасписанность» всех возможных проблем и путей их решения - может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, их просто нет в арсенале ребенка, а взрослые часто просто запугивают детей, считая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.

  5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими - «ведь я уже взрослый!». Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.

  6. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные нагрузки, хоть формально и без домашнего задания.

  7. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все шесть вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.

В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все участники образовательного процесса могут наблюдать, что дети истощены, расторможены, раздражены. Из этого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. За отношения отвечает всегда старший.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

Однако необходимо помнить, что учитель, взявший первый класс, родители, переживают тот же непростой период, что и первоклассник - период адаптации к классу, новым детям и т.д. После взрослых, все понимающих с полуслова четвероклассников снова вернутся на уровень детского сада - это не всем дается легко.

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях (академическое определение).

Адаптация к школе имеет две стороны: социально-психологическую - коренным образом меняется социальная ситуация, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная, физиологическую - организм должен привыкнуть работать в новом режиме.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Поэтому и приспособление к школе протекает у детей по-разному.

Какова же позиция психолога по организации адаптации учащихся в школе?

В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в специальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей.

Провожу индивидуальные и групповые занятия с учащимися 1 класса. Один раз в неделю проводятся коррекционнно-развивающие занятия по программе «Учимся жить в мире!», направленные на преодоление барьеров в общении, социализации воспитанников в обществе, снятие психического и эмоционального напряжения, ознакомление детей с некоторыми правами человека в доступной для них форме. Уменьшить уровень тревожности и улучшить условия благоприятного психического состояния, условия учебы и жизни, к вновь поступившим детям, нуждающимся в поддержке прикрепляются во время занятий сами учащиеся этого класса и дети помогают друг другу.

Если поступает такой ребенок, от которого исходит угроза, то провожу организационную работу с воспитанниками по предупреждению потенциальных опасностей от вновь поступивших детей; желательно получение объективной первичной информации о ребенке с дальнейшей проверкой ее на всех уровнях, начиная от учебной деятельности и кончая ролью в обеспечении безопасности; оказание помощи новичкам в учебе, в преодолении трудностей включения в новую социальную ситуацию; психолого-педагогическое изучение вновь прибывших в интернат воспитанников с целью разработки индивидуальных подходов к ним; обеспечение нормального, психологически и эмоционально приемлемого, активного включения в новые условия жизнедеятельности.

Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка - в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Вместе с тем кадры воспитателей именно для коррекционных учреждений интернатного типа (сложной категории воспитательных учреждений) нигде отдельно не готовят. Профессионально неподготовленным взрослым очень трудно создать обстановку, благоприятную для психического и личностного развития ребенка и следовательно оказать эффективное влияние на развитие, воспитание и обучение детей. В результате адаптационный процесс растягивается на долгое время и не приводит к адекватной социализации ребенка в обществе.

Хочется отметить, что в первом классе работают педагоги с большим опытом работы, они в первую очередь сталкиваются с проявлениями у детей дезадаптивных форм поведения и от того, какую педагогическую позицию они занимают, во многом зависит процесс адаптации ребенка к обучению в школе интернатного типа. Любому ребенку желателен друг, способный к настоящему пониманию. Особенно важно это для ребенка, воспитывающегося в школе-интернате. Поэтому, эффективность педагогических контактов с такими детьми во многом определяется присутствием чуткости, искренности у учителей, воспитателей, умения вызывать у детей доверие, чувство привязанности. Очень важно уметь быть снисходительным к ошибкам ребенка, уметь окружить его вниманием и заботой, и именно таким образом расположить к окружающему миру.


Признаки дезадаптации

1.Отвлекаемость.
2. Двигательная расторможенность.
3.Непослушание.
4. Пассивность на уроке.
5. Скованность при ответах.
6. Растерянность при малейших замечаниях.
7. Печальное, тревожное настроение.
8. Легкая смена окраски лица, плаксивость, переход на крик.
9.Раздражительность.
10.Застенчивость.
11.Страх перед ответом или письменным заданием.
12.Занятие посторонними делами.
13.Ответы тихим голосом.
14.Жалобы на головные боли, боли в животе.
15.Одиночество на переменах, нежелание выходить из класса.
16.Снижение работоспособности и эмоциональное неблагополучие.

Проявление 80% и более признаков говорит о начавшейся дезадаптации.

Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых во время признать свои ошибки во благо своего ребенка.

  1. Меры, облегчающие процесс адаптации:

Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения являются:

  • Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика;

  • Приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.

В работе с родителями делать упор на том, что первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника, насколько они поддержат, помогут и поймут своего ребенка. Учителям предложены несколько коротких правил и советов.

Несколько коротких правил:


  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - есть худший вариант нравственного воспитания.

  • Признавайте права ребенка на ошибки.

  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда


Совместные усилия учителей, родителей, служб сопровождения

способны снизить риск возникновения у ребенка

школьной дезадаптации и трудностей обучения.



© 2010-2022