- Преподавателю
- Школьному психологу
- Разработка мероприятия Дорога к будущему. .. (работа со старшеклассниками)
Разработка мероприятия Дорога к будущему. .. (работа со старшеклассниками)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Герлак /.О. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Советска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ
Тренинг: «ДОРОГА К БУДУЩЕМУ…»
Направление: профориентационная работа со старшеклассниками
Педагог-психолог: Сийм Ольга Ингмаровна
22 октября
2012 г.
Форма тренинга: аквариум (с элементами групповой работы)
Цель: вовлечение учащихся в решение проблем, связанных с выбором профессии
Задачи:
-
создать «теплую», дружественную атмосферу в коллективе;
-
создать условия, в которых у каждого учащегося появится возможность продемонстрировать свои индивидуальные способности;
-
настроить коллектив на толерантное отношение друг к другу;
-
помочь каждому члену коллектива определиться с выбором профессии;
-
получить 100% возможный результат.
Предполагаемый результат (рефлексия):
-
помочь учащимся самоопределиться, настроить себя на выбор профессии и задуматься о серьезности данного выбора. При помощи тренинга открыть учащимся «реальную картину» их способностей и возможностей и постараться донести до них важность профессии в жизни каждого человека.
- Форма тренинга была выбрана мною не случайно, этому способствовало несколько аспектов:
-
именно эта форма является актуальной и продуктивной, так как она позволяет овладеть не только теоретическим материалом, но и способствует формированию конкретных практических навыков;
-
второй не менее важный аспект заключается в том, что тренинг рассчитан на детей подросткового возраста, а игровая форма является наиболее легкой для восприятия и понимания.
Условия проведения тренинга: класс делится на группы, в двух группах работает по восемь человек, в одной группе - семь человек. Общее количество участников тренинга - 23 человека. Учащиеся и ведущий находятся в кругу (в аквариуме), все желающие могут наблюдать за тренингом, находясь за пределами аквариума и в ходе тренинга по просьбе ведущего выступать в роли экспертов.
Ход тренинга:
(Дети сидят в кругу)
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги и гости. Сегодня у вас есть возможность побывать не на обычном уроке, я проведу с вами психологический тренинг.
- Тренинг - это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат - это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
- Тема нашего тренинга звучит следующим образом: «Дорога к будущему...».
- Позвольте мне зачитать афоризм, принадлежащий Д. Болдуину: «Знание оборотной стороны профессии или призвания - это та цена, которую мы платим за овладение профессиональными навыками».
Как вы думаете, ребята, что может означать данный афоризм, и о чем мы с вами сегодня будем говорить?
(Ответы учащихся)
- Исходя из темы нашего тренинга, давайте вместе попробуем определить цель нашего мероприятия.
(Ответы детей)
- Цель нашего мероприятия - профессиональное самоопределение.
- Я рада приветствовать всех участников тренинга. Сегодня мы будем много общаться, думать, творить. Наш тренинг начинается. Желаю удачи всем нам!
Ледокол «Алфавит»
- Предлагаю на первой ступени нашего пути построиться по алфавиту от А до Я.
(Учащиеся выполняют упражнение)
- Давайте назовем свои имена и проверим, нет ли ошибки, все ли сидят на своих местах.
- А теперь я попрошу на минутку закрыть глаза и попытаться представить свое будущее, но самое главное подумать о том, какой профессией вы бы хотели овладеть… А теперь сядьте по алфавиту от А до Я, но за основу мы возьмем первую букву не вашего имени, а первую букву названия вашей будущей профессии. Назовите нам, пожалуйста, свои профессии.
- Ну, что же, с профессиями определились. А теперь мне хотелось бы узнать, а какой должна быть ваша профессия? По кругу не повторяясь, вы должны назвать, одним словом какой должна быть ваша будущая профессия?
(Учащиеся выполняют задание)
- Ребята, очень замечательно, что многие из вас знают, кем они хотят стать в скором будущем и знают, какой должна быть их будущая профессия. А вот у меня к вам вопрос: «Зависит ли от выбора профессии, ваша дальнейшая судьба? И достаточно ли только желания приобрести данную профессию? А может человеку необходимо учитывать еще и другие аспекты, и параметры для своего профессионального самоопределения? Тогда, что должен учесть каждый из вас при выборе профессии?» Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам поделиться на группы:
Для деления на группы можно применить старую считалочку: «На золотом крыльце сидели: царь-царевич, король-королевич, садовник, портной. Ну, а ты кто такой?»
-
«Цари-царевичи»
-
«Короли-королевичи»
-
«Садовники»
-
«Портные»
- Каждой группе предлагается афоризм и список вопросов. Дается время на их обсуждение и решение, а также на защиту своего плаката с ответами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ГРУПП:
1 группа:
Специалист - это тот, кто знает очень много об очень малом.
Н. Батлер
1. Для Вас профессия - это…
2. Какие качества личности должны быть присущи человеку, чтобы овладеть достойной профессией?
3. Где бы Вы хотели обучаться: в средне-специальном учебном заведении или в ВУЗе и почему?
2 группа:
Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек.
А. Декурсель
1. Для Вас профессия - это…
2. Что необходимо сделать молодому специалисту, чтобы его заметили и предложили достойную работу?
3. Где бы Вы хотели обучаться: в области или в мегаполисе (Москва/Санкт-Петербург) и почему?
3 группа:
Высокий профессионализм - это обращенное в профессию творчество.
Л. Гинзбург
1. Для Вас профессия - это…
2. Какие правила необходимо использовать работнику учреждения, чтобы быть высококвалифицированным специалистом?
3. Где бы Вы хотели работать: в государственном или частном учреждении и почему?
(Работа в группах, презентация групповых плакатов)
- Сейчас каждый из вас работал в группе и решал поставленную задачу, также вы видели презентации плакатов ваших коллег. Задумался ли кто-либо из вас о том, чтобы изменить свое мнение о выбранной профессии, об учебном учреждении?
(Ответы ребят)
- Ребята, огромное спасибо вам за ваши идеи, за вашу открытость, креативность, заинтересованность и активность. Мои юные коллеги, приглашаю вас вернуться в круг.
(Учащиеся садятся в круг)
- Сегодняшний тренинг сплотил нас. Мы узнали информацию друг о друге, поделились своими планами на будущее. Наша сегодняшняя деятельность показала, сколько интересных личностей с положительными качествами и смелыми взглядами на жизнь в скором времени вступят во взрослую жизнь. Я верю в то, что эти качества помогут вам, ребята найти себя и стать настоящими профессионалами в своем роде!
- А теперь я хочу предложить вам подвести итоги нашей работы. Мне хотелось бы услышать мнение каждого из вас о том, что вы взяли сегодня из нашего тренинга, какие выводы сделали для себя. Может кто-то из вас решил поменять что-то в себе для того чтобы получить хорошее образование и достойную работу в будущем?
(Учащиеся по очереди высказываются)
- На доске вы видите квадраты: ПРИГОДИТСЯ/НЕ ВАЖНО. Я попрошу вас оставить в них свой стикер. Если вы считаете, что наш сегодняшний тренинг был полезным и помог вам ответить на некоторые ваши вопросы, то оставьте свой стикер в первом квадрате «ПРИГОДИТСЯ», если наш тренинг не помог вам определиться и был для вас не интересным, тогда оставьте свой стикер во втором квадрате «НЕ ВАЖНО». Я предлагаю вам взять стикеры и заполнить квадратики.
(Учащиеся выполняют задание)
- Ребята, на доске вы видите звездочки, на каждой из них написано качество, необходимое человеку в его жизни и профессии. Я не хочу, чтобы вы сегодня ушли с «пустыми руками», поэтому предлагаю Вам взять звездочку и посмотреть на то качество, которое вам достанется и быть может именно оно поможет Вам в дальнейшем стать настоящим профи.
(Ребята разбирают звездочки и зачитывают то качество, которое им попалось)
- Я благодарю вас за сегодняшнюю работу. И предлагаю поаплодировать друг другу. Мне было очень приятно и интересно работать с вами. Хочу пожелать вам только светлых и ярких дней!
КАЧЕСТВА
-
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВО ВСЕМ!
-
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ И НИКАК ИНАЧЕ!
-
ПУНКТУАЛЬНОСТЬ ВСЕГДА!
-
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, БЕЗ НЕЕ НИКУДА!
-
КРЕАТИВНОСТЬ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ И НАЧИНАНИЯХ!
-
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ И В ЖИЗНИ И В ТРУДЕ!
-
ОТЗЫВЧИВОСТЬ, НИКОГО НЕ ОСТАВИТЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ!
-
ДОБРОТА КО ВСЕМ И КО ВСЕМУ!
-
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, НЕ ОТСТУПАТЬ!
-
УМЕНИЕ «СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ» КОЛЛЕГ И СЕБЯ САМОГО!
-
ТАКТИЧНОСТЬ И РАЗМЕРЕННОСТЬ!
-
ДИПЛОМАТИЧНОСТЬ И ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА!
-
НАСТРОЕННОСТЬ НА УСПЕХ И ПОЗИТИВ!
-
НЕЗАМЕНИМОСТЬ ВСЕГДА, ВСЕМ, ВО ВСЕМ!
-
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ПЫТЛИВЫЙ УМ.
-
ЧЕСТНОСТЬ.
-
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ.
-
СТРЕМЛЕНИЕ К ПЕРЕМЕНАМ.
-
УЛЫБКА! УЛЫБКА! УЛЫБКА! ВЕДЬ ОНА ИМЕЕТ ЭФФЕКТ ОТРАЖЕНИЯ!
-
ОТКРЫТОСТЬ!
-
УМЕНИЕ «ВСТАВАТЬ С КОЛЕН» И ПРИЗНАВАТЬ ОШИБКИ!
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ!
-
ЮМОР! ДОБРЫЙ И В МЕРУ!
-
ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ И ВСЕМУ, ЧТО С НЕЙ СВЯЗАНО!
АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ О ПРОФЕССИЯХ
***
Специалист - это тот, кто знает очень много об очень малом.
Н. Батлер
***
Мыслить, знать, чувствовать, верить и как там еще называются щупальца, которыми человек нащупывает вселенную; они должны всегда работать во взаимодействии, только так мы и сможем выполнить свое призвание.
И. Гете
***
Специалист знает все о немногом и ничего обо всем остальном.
А. Бирс
***
Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек.
А. Декурсель
***
Нет презираемых ремесел, есть только презренные люди, бесчестно занимающиеся ими.
П. Буаст
***
Высокий профессионализм - обращенное в профессию творчество.
Л. Гинзбург
***
Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном.
Б. Шоу
***
Герой - это самая короткая профессия на свете.
У. Роджерс
***
Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде.
Д. Галифакс
***
Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия - если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее.
И. Гете