Планирование проектной деятельности (8 класс)

Программа курса  по внеурочной деятельности предназначена для обучающихся  8 класса, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.   Итогом  занятий по внеурочной деятельности будет проект либо коллаж социальной направленности. Отчет можно организовать либо на конкурсе соци...
Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таушинская основная общеобразовательная школа»





Утверждаю:

директор школы

Голдобина О.Л.___

«__»______2014 год





Программа по внеурочной деятельности

«Основы проектирования»



8 класс





Составитель: педагог-психолог

Кольца Н.И., 1 кв.категория
















с.Тауш, 2014 год


Пояснительная записка

Программа курса по внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 8 класса, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Цель курса проектной деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах лицеистов.

Проектная деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

Цели курса: образовательная: вооружение учащихся знанием методических приемов и характеристик научного стиля мышления, умением самостоятельно руководствоваться его предписаниями в учебно-познавательной деятельности.

воспитательная: формирование мировоззрения, становление отношения учащихся к основам научного познания как познавательной ценности, средству рациональной организации и построения учебно-познавательной деятельности, как предпосылке интеллектуального развития и самосовершенствования.

развивающая: развитие познавательной активности и индивидуальных творческих задатков, формирование диалектического мышления.

Задачи:

- знакомство с технологией проектной деятельности;

- формирование готовности к работе над проектами;

- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

- формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся;

Программа курса рассчитана на 8 часов.

При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

  • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • оформление конечных результатов;

  • анализ полученных данных;

  • подведение итогов;

  • корректировка;

  • получение выводов

В результате прохождения курса «Основы проектирования » учащиеся получат опыт:

  • анализа проблемы;

  • анализа способов решения проблемы;

  • анализа выбора итогового продукта.

учащиеся научатся:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  • формулировать проблему;

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • обосновывать достижимость цели;

  • ставить задачи, адекватные цели;

  • выстраивать шаги (действия);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).

Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектной деятельности, заключаются в том, что

  • выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;

  • процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;

  • руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;

  • интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;

  • учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;

  • не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.

В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:

  • освоение формы научного поиска работы;

  • сбор информации;

  • визуальная демонстрация информации;

  • умение делать выводы;

  • умение участвовать в дискуссии;

  • способность оценивать различные точки зрения.

Ресурсы: библиотеки - школьная и поселенческая, компьютерный класс, интернет-ресурсы.

Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Тематический план

тема

количество часов

виды деятельности

1.

Введение. Основные понятия и методы проектной деятельности.

0,5

лекция, беседа, тест

2.

Типы и характеристика проектов

1

лекция, беседа, демонстрация проектов

3.

Способы получения и переработки информации

0,5

Приемы переработки информации - комп.и текстовые редакторы

4.

Формулирование цели и задач

0,5

решение познавательных задач

5.

Учимся задавать вопросы

0,5

деловая игра

6.

Как работать вместе. Работа над проектом

1,5

Работа в группах

7.

Подготовка к публичной защите проекта

2,5

Тезисы, обсуждение, консультирование

8

Публичная защита проекта

0,5

компьютерная презентация

9

Экспертиза деятельности

0,5

отзыв, рецензия, итоговый тест

Содержание программы

Тема 1. Введение. Основные понятия и методы проектной деятельности (0,5ч) Образование, научное познание, научная деятельность. Роль науки в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.

Тема 2. . Типы и характеристика проектов (1 ч.) Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Творческие проекты. Игровые проекты. Бизнес-проекты.

Тема 3. Способы получения и переработки информации (0,5ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Как создать проект. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Тема 4. Формулирование цели и задач (0,5 ч.) Формулировка цели и конкретных задач (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своей проектно-исследовательской работы).

Тема 5. Учимся задавать вопросы (0,5ч.). Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.

Тема 6. Как работать вместе. Подготовка проектов. (1,5 ч.) Что такое команда. Правила групповой работы. Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе - формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Тема 7. Подготовка к публичной защите проекта (2,5 ч.) Основные виды презентации итогов проектной деятельности. Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.

Тема 8. Публичная защита проекта (0,5 ч.)

Тема 9. Экспертиза деятельности (0,5ч.) Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Содержание программы позволяет учащимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.

В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит:

  • усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;

  • овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

  • формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;

  • формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;

  • возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в лицее.

Литература:

  • Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». bg-prestige.narod.ru/proekt/

  • Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. schools.keldysh.ru/labmro

  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.

  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2003.

  • Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. - 2000 - № 4 - с. 21-25.

  • Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 - № 2 - с.113 - 121..



7

© 2010-2022