• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»»

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Дата проведения: 28 июня 2013 годаСтатья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Место проведения: ГБОУ г. Москвы

Центр детского творчества «Строгино»,

структурное подразделение социально-творческой реабилитации «Круг»


В рамках мастер-классов по теме: «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования»

Мастер-класс «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Ведущие:

Юдин Максим Геннадьевич,

педагог дополнительного образования ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир»,

Юдина Александра Максимовна,

студентка МГИ им. Е.Р. Дашковой.

.

Цели: приобретение участниками образовательного процесса психологических ресурсов управления стрессом

Передача/трансляция практического опыта в сфере реализации инклюзивной практики в дополнительном образовании.

Необходимое время - 75-90 минут..

Количество участников 15 - 20 человек.

Участники: специалисты реализующие инклюзивное образование; студенты, аспиранты и магистранты; родители детей с ограниченными возможностями здоровья; представители общественных организаций, решающие проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогического сопровождения. образовательного процесса особого ребенка.

Ключевые слова: стресс, профилактика стресса, арттерапевтические и телесноориентированные технологии управления стрессом, интеграция общества.

Аннотация к тренингу.

Была предложена практическая модель проведения открытых заседаний Клуба общения на примере группового тренинга «Арттерапевтические и телесноориентированные технологии управления стрессом». Во время проведения тренинга были раскрыты, принципы, структура и особенности проведения заседаний, выработанных в течение практического опыта их проведения. Программа деятельности Клуба разработана и апробирована педагогом дополнительного образования Юдиным М.Г. доработана с учётом специфики контингента и внедрена в 2011-2013 г. на базе ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир».

План работы мастер-класса.

Введение (3-5 минут).

Вступительное слово. Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Приветствие.

Объявление темы.

Правила проведения заседания Клуба общения:

- Конфиденциальность;

- Обращение по имени на Вы;

- Правило 1 микрофона;

- Правило обязательного участия;

- Правило «Стоп».

Ведущий знакомит с правилами, участники принимают их.

Цель: настрой на мероприятие. Организация эффективного проведения мероприятия.

Упражнение (15-20 мин): «Говоряцие вещи» (К. Фопеля).

Цели: Знакомство. Снятие коммуникативных барьеров, установление доверительных отношений. Самоисследование.

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Инструкция: Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто бы хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет сказать: "Включи меня, и я разгоню твою скуку". Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка (см. прил.) три предмета, нарисуйте их и напишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Далее каждый участник от имени этих предметов рассказывает про себя, как бы обращаясь к себе.

Игра «Говорящие вещи».Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

У участников развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эмпатии и чуткости, а обсуждая ее, участники имеют возмож-ность получить от других доброжелательную обратную связь.

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».


Лекционный материал (3-5 минут).

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Цель: предоставление необходимой информации о стрессе.

«О стрессе» (фрагмент лекции)

Наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия - является источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку оп своей природе такая деятельность является «замещающей», она редко приводит к подлинной удовлетворённости, истощая ресурсы организма…Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Творческая мастерская (20-30 минут). Мастерская живописи - знакомство с техникой «Беспредметная живописная композиция» (разработанной Л.А. Венгером, адаптированной к. пс. н. Зерницким О.Б.) под запись 2-ого концерта Рахманинова С.В.

Цель: практика техники, овладение навыками саморегуляции средствами арттерапии.

Уважаемые родители и коллеги! Сегодня я вам хочу предложить путешествие в волшебную страну живописной композиции, хочу предложить стать художниками. Для того, чтобы стать художниками и совершить путешествие, необходимо поприветствовать друг друга как жителей волшебной страны, с помощью колокольчика (каждый звонит в колокольчик). Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Теперь я вас приглашаю к мольбертам, и предлагаю открыть окошко с помощью волшебных помощников - губки и воды, чем больше воды вы используете, тем лучше. Теперь, после того, как окошко открыто, вы можете взять кисточку и три краски - синяя, желтая, и красная, сегодня вы увидите за окошком, следующую картину - «Цветущий луг». Вспомните, как летом вы ходили по цветущему лугу, какое там было солнышко, цвели цветы. Никто не знает, какой должен быть цветущий луг в волшебной стране, у каждого художника он свой. Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Статья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Теперь, когда картина нарисована, придумайте название и подпишитесь, подпись может быть любая, какая вам удобна. Вопросы: как вы думаете, удалось ли вам расслабиться? Удалось ли вам побывать художником? Может ли этот луг стать вашим ресурсным местом?

Теперь, когда все художники свои замечательные картины нарисовали, назвали и подписали, можно попрощаться с волшебной страной с помощью колокольчика (каждый звонит в колокольчик).

Шерринг (5 минут)

«Ритмирование» (5 минут) Техники Пола Деннисона.

Цель: овладение навыками саморегуляции через телесноориентированные техники.

1.Приём воды (энергетичность)

  • Каждый человек имеет свой уникальный внутренний ритм познания и движения, активизирующий саморегулирующий механизм оптимального учения.

  • Начните с приёма воды и выполните последующие упражнения.

2. «Кнопки мозга» (ясность)

  • Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.

  • Положите одну руку ладошкой на пупок.

  • Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.

  • Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны - средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.

  • После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот.
    Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

  • Поменяйте руки и повторите упражнение.

3. «Перекрёстные шаги» (активность)

  • Локтем левой руки тянемся к колену

правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено;

  • Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя;

  • Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4-8 раз;

  • «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

4. «Крюки Деннисона» (позитивность)

  • Часть 1: встаньте, скрестив ноги, ступни устойчиво

опираются на пол; Вытяните руки перед собой

параллельно полу, скрестив ладонями, и переплетите пальцы в замок;

  • Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди, направив локти вниз;

  • Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх, подбородок опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Покачивание - нормальная реакция организма. Если качает сильно, сядьте в этой же позе.

  • Часть 2 : поставьте ступни параллельно;

  • Разомкните замок из кистей, опустите руки, соединив кончики пальцев обеих рук друг с другом, соединенные большие пальцы расположите параллельно полу, а остальные были направлены вниз. (2 минуты и больше);

  • смотрите в пол, не опуская голову, язык упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.

Шерринг (5 минут)

Песня в кругу под гитару (3 мин): «Давайте восклицать!» Окуджава БСтатья по психологии на тему: «Арттерапевтические и телесноориен-тированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»».

Цель: закрепление позитивных ощущений, чувства единства.

Ритуал прощания. (1 минута)

Ответы на вопросы, обратная связь (5 -7 минут).

Требования к организации мастер-класса:

Помещение 25-30 кв.м., 4 - 6 столов (вокруг которых можно усадить по 15-20 человек), 20 стульев, мольберты или столы на которых можно рисовать, свободное пространство (круг диаметром 4 метра), листы ватмана формат А3 (20 шт), краски (гуашь (4 набора по 3 цвета), цвета: красный, синий, жёлтый, кисти (20 шт), баночки с водой (10 шт), политры (20 шт), губки для смачивания водой (10 шт), CD проигрыватель. Карандаши или ручки (20 шт), листы формата A-4 (20 шт), 5-10 наборов цветных карандашей, бутылка питьевой воды - 2 литра, одноразовые стаканы (20 шт).

Список источников.

1. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). Институт тренинга Санкт-Петербург. 1997.

2. Матафонова Т.Ю Тренинги детско-родительских отношений. ГУ ЦЭПП МЧС России. М.: 2006.

3. Юдин М.Г. Рабочая программа Практического решения социально-психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с особенностями развития, проблемами здоровья, детей-инвалидов и их семей педагога-психолога Юдина М.Г. Клуб общения «Ультрамарин». ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва» 2008.

4. Методическое пособие для центров социальной реабилитации инвалидов под ред. Матафоновой Т.Ю. «Психологическая реабилитация инвалидов в комплексном подходе к социально- психологической реабилитации инвалидов». Новосибирск.:2006.

5. Франц Александер (Franz Alexander) Психосоматическая медицина.

6. С. Смирннова, г. Цыплёнкова Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология. - М.: 2011.



Приложение №1

Запишите на доске названия следующих предметов:

- зубная щетка, автобус, пальто;

- ботинки, шкаф, расческа;

- шариковая ручка, зеркало, обеденный стол;

- кровать, телевизор, тарелка;

- велосипед, радио, учебник по русскому языку;

- мыло, письменный стол, лампа;

- компьютер, автомобиль, фотоаппарат;

- футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.



Отзывы о мастер-классе Юдина М.Г., Юдиной А.М. «Арттерапевтические и телесноориентированные технологии управления стрессом. Практика социально-психологоческой реабилитации лиц с ОВЗ и членов их семей в проведении заседания «Клуба общения»». (28.06.13)



Растерянность, немного странные ощущения вначале, затем любопытство, очень приятно и интересно, расслабление и спокойствие к концу. Хочется отметить доброжелательную обстановку, позитивный подход, профессионализм ведущих.

Учитель-дефектолог, Дорофеева И.К.

Живо, интересно, ненавязчиво, спокойно, доверительно. Особенно запомнилось рисование.

Учитель Истратова Е.А.

Очень тепло, располагающе, не сковывает, заставляет, вернее наталкивает на размышления. Особенно понравилось рисовать под музыку.

Педагог дополнительного образования, Гусева Т.А.

Расслабление, эмоциональный всплеск, приятно, хорошо. Жаль, мало времени, чтобы тоньше прочувствовать,

Педагог-психолог Кабаченко Н.А.

Позитивно, расслабляющее, релаксирующе, результативно, классно. Хочу отметить насыщенность и подготовленность мероприятия.

Воспитатель Ярмош Е.П.

Думаешь, понимаешь свои ощущения. Интересно.

Учитель Кондакова Г.Н.

Интересно, ёмка, очень компактно и творчески. Замечательный микс: если кому-то не удалось расслабиться и выразить себя в одном, он имеет возможность сделать это в следующем виде деятельности.

С благодарностью ко всему показанному.

Педагог-психолог Кислица Г.К.

*Все участники отметили улучшение эмоционального и психологического состояния, полезность, предоставленного подхода и материалов.

© 2010-2022