Проблема выбора профессии. Выступление на родительском собрании

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема выбора профессии.

Рекомендации родителям по профориентации.


Выступление на родительском собрании


Вот, наконец, и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии - это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для ребенка, и для родителей.

Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.

Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.

Выбор ваших детей можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Во-вторых, ребёнок должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств - интеллектуальных, физических, личностных.

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

Когда же стоит определиться с профессией? Ведь одни уже в третьем классе решают стать хирургами, психологами, а другие даже к одиннадцатому не могут определиться, хотя уже наступает пора активной подготовки к поступлению. Причем этих "других" намного больше. Специалисты в сфере профориентации считают, что к 9-му классу подростку необходимо определиться хотя бы с профессиональной средой, чтобы на протяжении последующих двух лет выбрать профессию, соответствующую способностям, психологическим и личностным качествами. А что же делать тем, кто никак не может прийти к решению?

Подобная ситуация бывает у детей, обладающих способностями и интересами в разных сферах.

В таком случае необходимо четко разграничить, что является профессиональным интересом, а что просто хобби. Следует учитывать, что существует множество профессий, которые сочетают требования как к наличию высокого уровня творческого развития, так и к способностям к точным наукам.
Любой подросток подвержен давлению и влиянию со стороны окружающего мира. Это могут быть как его родители, друзья, так и влияние СМИ. Наверное, друзья - наиболее авторитетные советчики для большинства подростков.

Итак, Ошибка № 1 - "За компанию". Старшеклассники выбирают профессию, не учитывая собственных склонностей и интересов, таким образом, избегая ответственности за сделанный выбор. Родители также играют не последнюю роль, но зачастую мирно начинающиеся разговоры о поступлении заканчиваются громкими скандалами. Тем не менее решить эту проблему не так уж и сложно.
Стоит помнить, что выбор все-таки за подростком. Родителям не стоит давить на любимое чадо. Достаточно дать совет.

И тут мы подошли к Ошибке № 2 "Вслепую". Из-за отсутствия достаточной информации о профессиях школьник, может, и рад бы стать инженером, да вот кто-то где-то когда-то сказал, что это жутко скучно. И очень редко желающий стать пиарщиком реально знает, что же входит в сферу его обязанностей.

Поэтому чем раньше вы начнете искать информацию о профессиях, тем легче вам будет понять, что вам действительно подходит, а что нет.

У многих детей ярко выражены способности к определенным предметам. Суть Ошибки № 3 "Равно" состоит в отождествлении предмета и будущей профессии. Ни в коем случае не стоит ставить знак равенства между, например, математикой и будущей профессией, ведь есть не только математики, но и инженеры, экономисты, архитекторы, программисты (и это еще далеко не полный список специальностей, связанных со знанием математики).

А наиболее популярной ошибкой является пренебрежение собственными интересами и способностями и погоня за деньгами и престижем профессии. Ошибка № 4 "Престиж" допускается большинством абитуриентов. Каждый год амбициозные подростки стремятся получить популярные профессии.

Также не всегда на первый взгляд кажущиеся "денежными" профессии являются таковыми с первого дня.

Используя классификацию академика Евгения Александровича Климова, можно дать обзорную "карту" мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте.

Психологические требования профессий «человек-техника» к человеку: хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое восприятие, развитое техническое и творческое мышление и воображение, умение переключать и концентрировать внимание, наблюдательность.

Человек-природа должен обладать развитым воображением, наглядно-образным мышлением, хорошей зрительной памятью, наблюдательностью, способностью предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпением, настойчивостью.

Для представителей этой группы необходимо умение отвлечься от реальных физических, химических свойств, уметь все это оформлять схематически. Для людей, выбирающих такие специальности, необходимо устойчивое внимание, умение сосредоточиться, выполнять монотонную работу.

Специалистам, работающим в этой сфере, необходимо иметь такие качества: терпение, умение находить общий язык с разными людьми, потребность в общении, умение ставить себя на место другого человека.

Для людей профессий этого типа необходимы художественные способности, развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Если сделать выбор для вас является очень трудной задачей, то есть смысл обратиться к профессионалу и пройти тест на профориентацию.

Как правило, профориентация результативна с 7-8-го класса, но здесь все зависит от зрелости ребенка.

Разговоры дома о вашей работе (от плюсов до минусов) помогут ребёнку вникнуть в трудовые отношения, трудовой процесс. Неплохо, если ваш ребёнок побудет на вашем рабочем месте (а также у знакомых и родственников). Конечно, ребёнок ходит на экскурсии на предприятия города, но знать «кухню» изнутри ему будет тоже полезно. Это поможет если не выбрать профессию, то направить ребенка в правильное русло, озадачить его вопросом выбора профессии.

Выбор профессии - один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».

Спасибо за внимание!

© 2010-2022