Кодекс чести пятиклассника / психологическая игра для адаптации – пятиклассников /

  За несколько дней до  занятия ребятам раздаются незаконченные предложения (приложение №1). Раздавая бланки с вопросами, психолог просит ребят подумать и заполнить их. После того как все сдадут бланки, психолог анализирует ответы на вопросы и определяет, что ребята думают по данной проблеме.   Многие ребята действительно считают, что сила решает всё, а многие просто занимают позицию: меня не трогают, и ладно. Некоторые ребята считают, что если при них затевается драка, то лучше отойти, чтобы с...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кодекс чести пятиклассника

/ психологическая игра для адаптации - пятиклассников /

Цель: содействие формированию адекватных коммуникативных способов взаимодействия между ребятами.

Материал: бланки с незаконченными предложениями, карточки с ситуациями, ватман, скотч, фломастеры, доска, мел, круглый стол. В игре используется упражнение «Небеса и ад» (Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1, стр.144).

Предварительный этап

За несколько дней до занятия ребятам раздаются незаконченные предложения (приложение №1). Раздавая бланки с вопросами, психолог просит ребят подумать и заполнить их. После того как все сдадут бланки, психолог анализирует ответы на вопросы и определяет, что ребята думают по данной проблеме.

Многие ребята действительно считают, что сила решает всё, а многие просто занимают позицию: меня не трогают, и ладно. Некоторые ребята считают, что если при них затевается драка, то лучше отойти, чтобы самому не досталось. Эти ответы дали возможность построить игру таким образом, чтобы все могли попробовать себя в нескольких позициях: уверенного, неуверенного и агрессивного человека, оценить пре-имущества и недостатки каждого стиля поведения и выбрать собственный.

Ход игры

Занятие начинается с того, что психолог предлагает ребятам сесть вокруг стола. Далее психолог спрашивает, как удобнее сидеть - на углу или за круглым столом, и проводит аналогию с конфликтами. Проблемы надо решать без драк и кулаков, то есть не «остро», а с помощью разговора, мягко, «кругло».

Психолог: «Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, кто такой настоящий пятклассник и как он ведёт себя с окружающими.

Дело в том, что я неспроста дал вам возможность ответить на вопросы. Оказывается два мальчика отказались отвечать: кто-то просто не сдал листок, а кто-то сказал, что отвечать не будет. Этот отказ я расценил как незнание или неумение вести себя в ситуации отстаивания своей точки зрения. Но были ребята, которые очень по-взрослому отвечали. Например, на вопрос №5 Паша ответил: «Я стараюсь успокоить и примирить зачинщиков»; на вопрос №6 он ответил: «Стараюсь показать это без кулаков, с помощью слов».

Так как же проявляет себя в конфликте настоящий пятиклассник?»

Далее ребята отвечают на этот вопрос.

Затем психолог предлагает подумать, какое качество позволяет настоящим пятиклассникам не лезть в драку, а решить разногласия при помощи слов(какой стиль поведения проявляет настоящий пятиклассник?)

Делается вывод, что это уверенность в себе. Но уверенность часто путают с агрессивным поведением, поэтому психолог предлагает разобраться, что такое уверенное, неуверенное и агрессивное поведение, в чём разница между ними. Предлагает подумать, по каким признакам каждый определяет эти три типа поведения. Ребята начинают обсуждать заданный вопрос. После того, как все выскажутся, психолог даёт небольшую справку, подтверждая высказывания ребят научной литературой.

Неуверенное поведение

Спина согнута, взгляд направлен в пол, общается на большой дистанции, голос дрожит своим видом показывает: я готов принять ваш отказ. Взаимодействует с людьми с позиции: «Я плохой - ты хороший».

Агрессивное поведение

Говорит громко, кричит, не слушает партнёра, резкие движения руками, нередко переходящие в удары, сильное напряжение, глаза смотрят исподлобья. Взаимодействует с людьми с позиции: «Я хороший - ты плохой».

Уверенное поведение

Голос спокойный. Открытая поза (спина прямая, голова поднята, глаза смотрят на партнёра). Свободно двигается тело. Взаимодействует с людьми с позиции:

«Я хороший - ты хороший».

Для закрепления материала необходимо проиграть ситуации уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Ситуации даны на карточках, например:

«Проходя мимо парты Максима, Олег столкнул его пенал и тетради».

«Миша, играя в салочки, случайно толкнул проходившего мимо одноклассника».

«Выходя из класса, Вася увидел, что два его одноклассника громко спорят и начинают толкаться».

Ребята должны разыграть эти ситуации с точки зрения агрессивного, уверенного и неуверенного поведения.

Психолог делает вывод. Итак, мы с вами рассмотрели три способа поведения. Как вы сами поняли, самый приемлемый - это уверенное поведение.

После проигрывания ситуаций ребятам предлагается послушать историю (см. приложение №2) и затем ответить на ряд вопросов:

- Что делать, когда тебя оскорбляют словами?/ выразить свои чувства: «Мне больно», «мне плохо», «я хочу уйти от тебя» и т.п. /

- Что делать, когда ты видишь, что двое дерутся? / разнять и развести в сторону. Позвать старшего, взрослого человека./

- Что делать, чтобы ссора не превратилась в драку? / не надо оскорблять словами: «жадина», «дурак», «глупый» и т.п.

В заключение психолог предлагает каждому пятикласснику назвать те качества, которые необходимы настоящему пятиласснику. Каждый пятиклассник, после того как закончится перечисление, расписывается под сводом качеств, тем самым, принимая на себя роль настоящего пятиклассника.

Ватман потом обязательно повесить в классе, чтобы учитель в случае повторения драк мог апеллировать к записанному, напоминая об ответственности, взятой на себя ребятами.

Приложение 1. Закончи предложения

1. Когда я думаю о школе…

2. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

3. Когда в моём присутствии обижают человека, я…

4. Когда мне грустно, то…

5. Когда я вижу, что сейчас начнётся драка…

6. Когда я чувствую, что разозлился, я…

7. Если мой друг ведёт себя по отношению к другим ребятам агрессивно, то я…

Приложение 2. Небеса и ад

Один молодой воин пришёл к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чём разница между небесами и адом?»

Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».

Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В этот момент мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны.

«А вот это и есть небеса», - заметил старик.


© 2010-2022