Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горелова Александра Юрьевна,

педагог-психолог,

Васильева Ольга Леонидовна,

учитель высшей категории,

«КС(К)ОУ Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад № 2 Минобразования Чувашии»


Формирования толерантности

у младших школьников посредством культуры родного края.


Ху аван та, çын та аван, ху усал та, çын та усал.

(Чувашская пословица.

Сам хорош, и люди хороши; сам дрянной, и люди не хороши)


В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних школьников в общении со сверстниками, с учителями, внешним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу в целом. Школа должна направлять свои усилия на воспитание личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе. Очень важно показать все разнообразие существующего мира и его многогранность, научить не бояться быть отличными от других. И сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, полагаем, что наиболее эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор. Мы призываем на помощь чувашские пословицы, поговорки, сказки, мифы, легенды, песни и народные игры - этническое многообразие родного края. В нём отражены актуальные связи человека с целостным Мирозданием, благодаря чему возникает общая ценностно-смысловая направленность мироотношения. Фольклор как «кладезь народной мудрости» в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребёнка, определяя толерантность или интолерантность его мироотношения, а, следовательно, и стиль поведения. Знакомство детей с чувашским фольклором способствует развитию их нравственных чувств, обеспечивает им комфортность внутри культурного пространства, укоренение в родной национальной культуре. Фольклор избран средством воспитания толерантного мироотношения и в связи с тем, что является доступным детскому пониманию.

У каждого народа свои необозримые духовные сокровища. Чувашские пословицы, поговорки, загадки, возникшие в незапамятные времена, живут активной жизнью и в наше время. Они учат детей действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников, учат уважать личность каждого, а различия между людьми и народами принимать как положительный факт. «В самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озёр, живёт небольшой, но удивительно самобытный народ - чуваши. В1551 году по указу царя Ивана 4 Чувашия добровольно вошла в состав России. В этом указе записано: «Чуваши и русские будут дружить до тех пор, пока хмель не потонет и камень не начнёт летать». С тех давних пор русский и чувашский народ живут в мире и согласии. Эту дружбу и символизируют русская девушка и чувашская красавица, которые стоят в середине зала, взявшись за руки» - так начинается экскурсия по школьному краеведческому музею.

В чувашских пословицах и поговорках мы находим идеи толерантного отношения друг к другу:

  • И многое разойдется, и малое хватит, а что может сравниться с общей жизнью. (Нумай пĕтĕ, сахал çитĕ; пĕрле пурăннине мĕн çитĕ.)

  • Юлташсăр çын тымарсăр йывăç пек. (Человек без друзей, что дерево без корней.)

  • Юлташран уйрăлăн - пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн - вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн - ĕмĕр йĕрĕн. (С другом расстанешься - один год будешь плакать, с семьей разлучишься - десять лет будешь плакать, от народа отделишься - весь век будешь плакать.)

Одним из самых эффективных средств воздействия на детей всегда была сказка. Сказка учит - не имей сто рублей, а имей сто друзей. ДРУГ (Толковый словарь В.Даля) и другой, в знач. такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому. Друзья не одинаковы, они отличаются друг от друга. Дружат потому, что умеют признавать отличные от своих собственных идей и мнения, готовы быть терпимым, снисходительным. А самый верный способ не остаться без друга - это помогать ему в нужный момент. У главных героев сказок всегда много друзей - птицы, животные, растения и т.д.

Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные поэтические обороты речи в чувашских сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. У многих сказочных персонажей есть постоянные эпитеты: пěр пичě хěвел (одна сторона - солнце), тепěр пичě - уйăх( другая сторона -луна), тилě-тус (лисичка-сестричка), yпa-утаман (мишка косолапый), кикирик-автан (петушок-гребешок), çил-урхамах (ветер-конь), вěре çěлен(огнедышащий дракон). Подобные эпитеты способствуют раскрытию эстетических образов героев сказок.

Сказки как прием для развития уважительных отношений друг к другу широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев. Многие сказки, да и рассказы И.Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего - на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения, достойного уважения друг к другу.

В чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Вот и мораль сказки: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Принимай старых такими, какие они есть, и не забывай прислушаться к их мудрым советам. Не зря гласит чувашская пословица «Ватта сума сăвакан, хăй те ырă куракан» (кто почитает старых, и сам в добре будет жить).

ТФормирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.олерантность - это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют два или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. И вместе с детьми мы составили сказку «Сказка о толерантности в картинках».

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.

Независимо от того, где ты живешь,

(Хуть те ăçта пурăн эсĕ - пур пĕрех.)

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.

тебе иногда приходят в голову интересные мысли.

(Хушăран сан пуçна тĕрлĕ интереслĕ шухăш пырса кĕрет)

.

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.

Ты хочешь знать, как устроен мир,

( Тĕнче мĕнле пулса кайнă)

как общаются между собой живые существа: человек или животное.

(чĕрĕ чунсем пĕр-пĕринпе мĕнле хутшăнаççĕ - пĕтĕмпех пĕлес килет санăн.)

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.

Независимо от того,

где ты спишь,

(Ăçта çывăратăн эсĕ, )

радуешься или плачешь,

( савăнатăн е хуйхăратăн,)

чФормирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.то ты кушаешь, есть у тебя телефон или нет,

(мĕн çиетĕн, пур - и сан телефон е çук,)

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.


играешь ли ты в шашки или нет,

(Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.шашкăлла вылятăн - и эсĕ е урăх вăййа килĕштеретĕн - ку пĕлтерĕшлех мар.)

кФормирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.аждый имеет право на любовь, (Кашниех юратăва )

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.признание другими (тата хисепе тивĕç.)

и новое для тебя слово - толерантное отношение к себе.

( Акă мĕне пĕлтерет çакă çĕнĕ сăмах - толерантлăх.)



И тогда у тебя будет много новых верных друзей.

(Пĕр - пĕрне ăнланма пĕлсен, чăтăмлă та сăпайлă пулсан санăн нумай - нумай шанчăклă юлташ пулĕ. )

Формирования толерантности у младших школьников посредством культуры родного края.




В заключении хочется сказать, что школа - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой школе всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

© 2010-2022