• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» (ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА) «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» (ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА) «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

муниципального района «Яковлевский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская СОШ №1»


УТВЕРЖДЕНА

на муниципальном

координационно-методическом

Совете

Протокол «__» от «___» _______ 2013 г.




Авторская программа

комплексного взаимодействия

с подростками «Группы риска»

(психолого - педагогическая преемственность

в работе педагога - психолога

и социального педагога)


«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»


Срок реализации - 1 год

Возраст учащихся - 13-15 лет


Василенко Виктория Александровна

педагог - психолог

МБОУ «Томаровская СОШ №1»

Шипилова Ольга Павловна

социальный педагог

МБОУ «Томаровская СОШ №1»


Строитель

2013

Пояснительная записка


Проблема отклонений в поведении подростков в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Ее актуальность настолько велика, что она перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительних органов. В связи с этим школьные психологи и социальные педагоги понимают необходимость смещения акцентов работы в борьбы со следствиями нарушенной социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиаций. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

При оценке состояния изученности проблемы детей группы риска в психологии и педагогике можно отметить две основные тенденции. Прежде всего, в научной литературе даются ссылки на неразработанность, неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «ребенок группы риска» как в нашей стране, так и за рубежом. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные понятия, социальные поступки, психолого-соматические особенности и характерологические свойства детей.

Изучая данную проблему, ученые подчеркивают субъективность использования этого термина и существенные различия в его интерпретации. С другой стороны, между психологами и практиками существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить общие контуры так называемой группы детского риска и выделить несколько типов детских проблем, заставляющих попять главное, а именно то, что ребенок находится в зоне риска но независящим от него обстоятельствам и не может самостоятельно выйти из этих проблем без профессиональной помощи, внимательной поддержки и сопровождения взрослых.

Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Выполнение некоторых рекомендаций поможет преодолеть названные проблемы.

К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением, одаренные дети, больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды), дети из проблемных и неблагополучных семей. и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.

Потенциальная «группа риска»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» (ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА) «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

Учащиеся «группы риска»


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» (ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА) «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

Заявленная нами проблема - дети "группы риска"- особенно актуальна для возраста от 10 до 14-15 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам.

Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно. Остановимся на категориях "трудных" подростков, вызывающих наибольшее беспокойство родителей и педагогов. (рис. 1)

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» (ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА) «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

Взаимодействие специалистов,

работающих с детьми "группы риска" и их родителями

Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.

Основные направления деятельности психолога: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы (например, рисунок "Семья", незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, так и воспитателя, учителя.

Различные диагностические приемы, такие как "Портрет моей семьи", "Несуществующее животное" и другие, помогают школьному психологу выявить, прежде всего, причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Школьный психолог должен применять в работе с такими детьми различные тренинги и аутотренинги.

Социальный педагог должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

Социальному педагогу важно знать информацию о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь педагогам найти правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Важный компонент деятельности социального педагога - своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений. Также социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Отсутствие разработанных программ совместной деятельности педагога-психолога и социального педагога по сопровождению детей группы риска подвигло авторов к разработке программы «Я и мир вокруг меня». Она была разработана в 2013 году на основе работ педагогов-психологов Н.И. Дереклеевой, Резапкиной Г.В., Н.М. Николаевой.

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 5-9-х классов в течение года во взаимодействии педагога-психолога и социального педагога, который не только предоставляет данные на детей группы риска и проводит профилактическую работу с ними, но и совместно с педагогом-психологом проводит психокоррекционную работу, направленную на создание условий для личностного роста и укрепления психического здоровья детей данного возраста, участвует в создании развивающей, психологически комфортной среды.

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Эта схема предполагает определенную последовательность:

1. Формирование понятия и потребности в овладении навыком.

2. Расширение представления о понятии и отработка умений.

В зависимости от особенностей конкретной группы детей (количество составляет 7-12 человек) количество занятий по определенным темам можно сокращать либо менять их последовательность. Проведение занятий предусматривает, что они могут проходить совместно с социальным педагогом и психологом, но и по отдельности, поэтому заранее планируется и оговаривается (при совместном проведении распределяются роли).

Считаем целесообразным, начинать работу с формирования навыков общения, так как стрессоустойчивость подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе занятия или накануне в связи с поступившим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей).

По форме занятия являются тренингом, где через специальные игры и упражнения формируются навыки и участники получают определенную информацию. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Перед началом работы (на первом занятии, которое проводится совместно с социальным педагогом и психологом) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.

Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или индивидуально для каждого в письменном виде.

Цель:

Формирование и развитие личностных ресурсов, эффективных стратегий поведения и здорового жизненного стиля для социально - психологической адаптации учащихся «группы риска»

Задачи программы:


  • Профилактика правонарушений учащихся.

  • Профилактика дезадаптации учащихся.

  • Формирование здорового образа жизни детей.

  • Оказание помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, социально незащищенным категориям учащихся.

Основные задачи занятий:


  • Изучение личностных особенностей и черт характера участников.

  • Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

  • Повысить у участников уверенность в себе;

  • Обучить умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

  • Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.

  • Снятие негативных импульсов.

  • Формирование позитивной моральной позиции.

  • Первичная профориентация.

Целевые ориентиры:

  • Образовательный (формирование развитой концепции самосознания у учащихся)

  • Психологический (создание атмосферы, коррекция, работа с чувствами)

  • Социальный (помощь в адаптации и овладении навыками)

Направления работы

  1. Диагностика
    Диагностика проводится 2 раза, в начале работы и после ее завершения.

  2. Консультирование
    Консультации проходят в течение всего учебного года для всех участников образовательного процесса: ученики, педагоги, их родители.

  3. Коррекционно - развивающее направление
    Основная часть программы работы с учащимися группы риска: тренинговые занятия, индивидуальные занятия

  4. Просвещение
    Данное направление имеет своей целью информирование учащихся, педагогов и родителей о целом ряде вопросов, касающихся дезадаптивного поведения и путей его профилактики и коррекции

Методы работы

  • Групповая работа

  • Тренинг поведения

  • Личностный тренинг

  • Дискуссии

  • Мозговые штурмы

  • Беседы

  • Индивидуальные консультации

  • Ролевые игры

  • Психогимнастика

Программа состоит из четырех частей и реализуется по четвертям. В первой четверти проводятся занятия, направленные на диагностику, то есть изучение индивидуальных особенностей учащегося. Вторая часть посвящена повышению самооценки, личностному росту подростков. Встречи в третьей четверти включают в себя темы по профилактике приема ПАВ и отработка модели конструктивного общения. И последняя часть направлена на ознакомление с миром профессий и первичную профориентацию подростка. Время проведения 45 мин. - 1 ч. Занятие проводятся 1 раз в неделю. Всего занятий - 32.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразное содержание, отсутствие напряженности, дружелюбная атмосфера - все это создает положительный эмоциональный фон и вызывает желание посещать занятия. На занятиях учащиеся имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку. Ведущий следит за отношениями участников, старается предупреждать конфликты.

В конце занятия учащиеся получают задания на дом, позволяющие проанализировать собственные поступки и отработать полученные навыки. Планируя занятия, важно учитывать не только возрастные закономерности, но и проблемы и поведение конкретных детей.

Оценка результатов программы предусматривает обсуждение педагогом-психологом, социальным педагогом и учащимися результатов выполнения определенных упражнений, игр, оценка выполненных заданий, положительный эмоциональный отклик на выполнение того или иного упражнения, с применением полученных умений на практике. Положительная динамика образовательного и воспитательного процесса, оптимизированы межличностные отношения, личностный рост, профессиональные ориентиры, снятие негативных импульсов, формирование позитивной моральной позиции.

Тематическое планирование


Занятие

Тема занятия

Время проведения

ответственный

Мы - команда

1 четверть

Совместное проведение социального педагога и психолога

Диагностика

Опросник Р. Кеттела, проективная методика «Семья»

психолог

Диагностика «Патохарактерологический» опросник А.Е. Личко.

психолог

Тест Шмишека.

Социальный педагог

Диагностика. Проективный тест М. Люшера

Диагностика тревожности Филлипса

психолог

Самопознание личности

Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница.

2 четверть

Совместное проведение социального педагога и психолога

Я в мире людей. Люди, которые рядом.

Социальный педагог

Я познаю себя. Я познаю других. Я сам (а) изменяюсь.

психолог

Саморазвитие личности.

Мои жизненные интересы и пути их реализации.

Социальный педагог

Как научиться жить в оптимальном режиме?

психолог

Можно ли научиться управлять собой?

Совместное проведение социального педагога и психолога

Направленность человеческой личности.

Социальный педагог

Самооценка и ее роль в самовоспитании.

Психолог

Твори добро и помогай каждому

3 четверть


Положительный образ «Я»


Попробуй преодолеть свои недостатки


Как тебя воспринимают другие


Профилактика ПАВ

Принятие решения и влияние среды.

Социальный педагог

Принятие решения.

Совместное проведение социального педагога и психолога

Я и мое здоровье

Социальный педагог

1.

Сделай себя сам

Личность ли «Я»

психолог

2.

Кризис идентичности

Психолог

3.

Как найти место в мире взрослых

Социальный педагог

4.

Сделай себя сам

Социальный педагог

5.

Твои потенциалы

Социальный педагог

Профориентация

Самооценка и уровень притязаний.

4 четверть

психолог

Темперамент и профессия.

психолог

Профессия и здоровье.

психолог

Интересы и склонности в выборе профессии.

психолог

Формула профессии

психолог

Итоговое занятие.

Создай свое дело.

Совместное проведение социального педагога и психолога

Диагностика. Проективный тест М. Люшера

Диагностика тревожности Филлипса

Итого

32 часа

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Тема: Мы - команда! (1 четверть)

(Совместное проведение психолога и социального педагога)

Создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активное стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Материал: листы на каждого, мяч, 2 веревки (длина 2 м.), карандаши на каждого по одному.

Структура занятия:

  1. Вводная беседа.

  2. Упражнение-разминка «Карандаши».

  3. Упражнение «Представление с перекидыванием предмета».

  4. Обсуждение и принятие правил поведения.

  5. Упражнение «Узелок».

  6. Игра «Дракон ловит свой хвост».

  7. Конкретизация ожиданий от тренинга.

  8. Заключительное упражнение. «Благодарность».

  9. Домашнее задание.

Самопознание личности (2 четверть)

  1. Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница.

Цель знакомство с понятиями «самопознание», развивать культуру общения с собеседниками, желание высказать свое мнение и прислушаться к мнению других.

П. Блок саморазвития и самооценки.

Задание 1. Игра «Алфавит»..

Задание 2. Игра « Аукцион».

Задание 3. Игра «Лестница».

Анализ творческого задания прошлого занятия.

III. Информационный блок.

Советы Чарли Чаплина

Ш. Рефлексия занятия. Ребята дают оценку самому интересному фрагменту занятия. Они чинают это фразой: Мне было интересно, когда...

IV. Творческое домашнее задание. «Подражание Ч. Чаплину». Учащиеся составляют советы для учащихся (по выбору). Для этого они выбирают себе одноклассника и пишут ему советы, при­чем надо распределить это задание так, чтобы советы были даны каждо­му ученику. Советы можно зачитывать только с разрешения того, кому они адресованы.

2. Я в мире людей. Люди, которые рядом.

Цель:

Развитие самооценки, дать возможность учащимся определить жизненные позиции, развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других людей.

1. Блок мотивации.

II Блок анализа и самооценки.

Разыгрывание сценок.

Ш. Игра Трехглавый змей

IV. Составление самохарактеристик.

V. Творческое задание.

(Ребята получают задание проанализировать притчу пятьдесят лет вежливости и дать характеристику героев притчи.)

VI. Творческое домашнее задание «Моя робинзонада».

Учащимся предлагается составить проект выживания на необитаемом острове. Предметы, вещи и люди, которых мне будет там недоставать.

VII. Подведение итогов занятия.


3. Я познаю себя, я познаю других, я сам(а) изменяюсь

Цель: научить учащихся видеть положительные и отрицательные черты своего характера, продолжать работу по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. Развитие воображения и ассоциативных умений учащихся.

1.Оргмомент. Учащиеся занимают свои места. (Парты стоят полукругом).

Разминка «Скалолаз»

II. Блок самоанализа и самооценки.

Игра «Волшебный магазин»

Анализ игры Волшебная лавка.

III. Развитие воображения и ассоциативных умений учащихся.

IУ. Развитие самоанализа и самооценки учащихся.

Учащиеся работают на листах. Им необходимо продолжить фразы:

1) Самопознание для меня - это...

2) Самопознание дает возможность...

З) Самопознание не дает возможности...

V. Рефлексия занятия.

Защита своего мнения.

Подведение итогов работы.


  1. Мои жизненные интересы и пути их реализации
    Цель: помочь выстроить учащимся их жизненные перспективы.

Структура занятия:
Знакомство учащихся с тематикой занятий. Обсуждение ожиданий учащихся.
Учащимся можно предложить небольшую анкету.
Игра «Острова».
1. Блок самоанализа и самооценки.
П. Блок саморазвития.

(Учащиеся работают с тетрадью.)

III. Информационный блок.

Творческое домашнее задание (на выбор).


  1. Как научиться жить в оптимальном режиме?

Цель: помочь учащимся выстроить оптимальный режим жизни.
Структура занятия: I. Мотивационный блок.
Информационный блок.

II. Информационный блок урока.

III. Учащиеся работают в группах и делают мини-проекты по заданной теме. Для подготовки проекта ребята используют выражения, написан­ные на доске.


7. Направленность человеческой личности.

Цель: знакомство с направленностями личности.

Структура урока:

I. Мотивационный блок.

На доске фиксируются мнения учащихся (интересы, потребности, идеалы, ценности, взаимоотношения и т. д.)

II. Информационный блок.

Совместно педагог и учащиеся решают, что у разных людей разная направленность личности.

Направленность личности - это система целей личности, которая оп­ределяет поведенческие реакции.

III. Блок самоанализа и самооценки.

Размышление «Направленность моей личности». Как я ее представляю?


8. Самооценка и ее роль в самовоспитании.

Цель: познакомить учащихся с понятием самооценка

I. Мотивационный блок.

Творческая мастерская. Ребята зачитывают получившиеся произве­дения или разыгрывают их, если выполняли в группах.

П. Блок самоанализа и самооценки.

Педагог предлагает учащимся представить себе высокую гору. Ребя­там предлагается спрятать в пещере свою самооценку. Им предлагается ответить, в каком месте горы они ее спрятали: на вершине, у подножия или в середине? Они должны объяснить выбор места.

III. Информационный блок.

Самооценка - это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми.

Работа с тетрадью.

Ребята записывают в свои тетради 15 шагов на пути к своей са­мооценке.

IV. Игровой блок. Работа в парах. «Что мне в тебе нравится?»

Учащиеся должны проработать в парах тему «Что мне в тебе нравит­ся?» Они составляют список из 10 черт, которые им симпатичны друг в друге и обмениваются ими.

V. Блок творчества. Коллаж из достоинств.

9.Твори добро и помогай каждому

Цель: формирование у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к людям; познание себя.

Упражнение «Правила группы»

Упражнение «Доброта»

Упражнение «Я тебя прощаю»

Упражнение «Почтенный стул»

Упражнение «Сила дыхания»

Упражнение «Пословицы»

Упражнение «Ситуации»

Притча Долина и песок.


  1. Положительный образ «Я»

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

Упражнение «Ожидание»

Игра-разминка "Эмоции и ситуации»

Упражнение «Репортер»

Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

Упражнение «Я - уверенный человек»

Упражнение «Закончите фразу»

Упражнение «Цветок пожеланий»


  1. Попробуй преодолеть свои недостатки

Цель: создание положительного психологического климата, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»

Упражнение «Общаемся»

Упражнение «Мокрая собака»

Упражнение «Мои достижения»

Упражнение «Барьеры»

Упражнение «Преодоление неудачи»

Упражнение «Комплименты»

Упражнение «Эмоциональная цепочка»

12. Как тебя воспринимают другие

Цель: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.

Упражнение «Мой друг сказал мне, что я ...»

Упражнение «Правила работы в группе»

Упражнение «Ожидание»

Упражнение «Животное»

Упражнение «Белое и черное»

Упражнение «Супермаркет»

Упражнение «Другое мнение»

Упражнение «Незаконченное предложение»

Упражнение «Результат»

Профилактика ПАВ

1.Принятие решения и влияние среды (Дискуссия)

Цель: сформировать у учащихся необходимость и пользу воз держания от курения как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера.

Информационные материалы

Подсказка

Вопросы по теме занятия:

- Кто из подростков более способен к принятию решения?

- Что означает слово «манипуляция»?

- Как вы понимаете термин «самооценка»?

- Что мешает подростку справиться с манипулированием? Назовите приемы манипулирования.

- Как проявляется групповое давление на личность?

- Почему трудно противостоять групповому давлению?

- Что означают понятия «групповые нормы», «ценности»?


  1. Принятие решения

Цель: научить учащихся видеть положительные черты характера и устанавливать связь между курением и недостатками в своем характере. Развитие готовности к принятию и отстаиванию принципов здорового образа жизни и отказа от курения. Продолжать работу по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Цветок».

  2. Разминка «Скалолаз».

  3. Упражнение «Что мне нравится в себе самом».

  4. Информационный материал.

  5. Упражнение «Интервью».

  6. Информ-дайджест «Методика для тех, кто хочет принять решение "Не курить!"».

  7. Упражнение. «Полет в космос».

  8. Конкурс.

  9. Упражнение. «Передаем тепло».

  10. Домашнее задание.

3. Я и мое здоровье

Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему.

Упражнение «Правила работы в группе»

Упражнение «Ожидание»

Легенда о напыщенном мандарине

Мозговой штурм «Что такое здоровье?

Упражнение Что формирует здоровье?

Упражнение «Меняйся»

Упражнение «Пути здорового образа жизни»

Упражнение «Улыбка по кругу»


Сделай себя сам

  1. Личность ли «Я»

Цель: дать возможность подросткам увидеть себя своими глазами, оценить свои возможности.

Организационный момент.

Работа на бланках.

1) Дом начинается с фундамента, а личность - с темперамен­та. Каков твой темперамент? (Выяснить представления детей о темпераменте.) Какой у тебя получился характер? И есть ли вообще у тебя какие-то способности?

2) Твой социальный опыт? (Что ты умеешь? Знаешь ли ты, что такое хорошо и что такое плохо?)

3) Что ты знаешь о своем интеллекте, как он тебе служит? (Память, внимание, мышление, воображение, воля.)

4) Ради чего ты живешь? (Твои потребности, цели, интересы.)

5) В чем проявляется твоя индивидуальность? (Интеграль­ное свойство личности, делающее ее уникальной, неповтори­мой.)

Работа в «аквариуме».

Сюжетно-ролевая игра «Комиссионный магазин».

Релаксационное упражнение «Автобус».

Рефлексия. Завершение занятия.

«Аплодисменты».

2. Кризис идентичности

Цель: дать представление о присущей всем потребности в принадлежности к какой-либо группе.

Объявление темы. История «гадкого утенка».

Итог.

Работа в «аквариуме».

Приветствие. Обмен впечатлениями по поводу прошлых встреч и предстоящего занятия.

Упражнение «Знаете, мне очень нравится... и очень не нра-ится, когда ...» (каждый участник высказывается).

Упражнение «Заросли».

Игра-дискуссия.

Рефлексия: обсуждение своего состояния во время испол­нения роли. Как ты чувствовал себя в навязанной форме поведе­ния?

Тренинг отказа.

Итог.

Попытка рефлексии: «Больше всего мне сегодня понравилось, как ты... как мы...».

Домашнее задание: нарисовать «Автопортрет в семейном интерьере» на оборотной стороне бланка.

3.Как найти место в мире взрослых

Цель: дать возможность осмысления адекватного способа взросления через саморегуляцию своего поведения.

Рассказывание сказки о мальчике-с-пальчик?

Работа в «аквариуме».

1. Приветствие. Обмен впечатлениями и пожеланиями на сегодняшнее занятие.

2. Тренинг групповой сплоченности «Выбрось пальцы». Участникам тренинга предлагается одновременно выбросить одинаковое количество пальцев.

3. Рефлексия по поводу выполненного упражнения. Чув­ство ответственности за успех группы. Что мешало выбросить 10 пальцев.

4. Сюжетно-ролевая игра «У нас проблема».

5. Релаксация: участникам тренинга предлагается молча, с закрытыми глазами построиться по росту.

6. Работа с «Автопортретом в семейном интерьере».

Итог.

Каждый член группы встает и произносит фразу: «Сегодня я наконец-то понял...»

Домашнее задание: записать на обратной стороне бланка все свои пожелания по поводу дальнейшего проведения тренин­га (бланки собираются руководителем группы).

4.Сделай себя сам

Цель: вооружить подростка знаниями о способах повыше­ния самооценки путем самоидентификации.

1. Организационный момент.

Притча о скорпионе (страх).

2. Работа в «аквариуме».

1. Приветствие. Обмен мнениями по поводу ожиданий от предстоящего занятия. Используя фразу «Я думаю, что сего­дня я...», высказать свое мнение.

2. Игра «Карниз». Вся группа выстраивается у узкой поло­сы. Каждый член группы должен пройти по карнизу, используя поддержку всех членов группы.

3. Игра «Ловушка». (Элементы психодрамы.)

4. Рефлексия. Все участники и наблюдающие в «аква­риуме» могут принимать участие. Описать свои чувства во вре­мя игры.

5. Игра «Былинка на ветру».

6. Упражнение на выражение позитивной оценки другого. - Я хочу тебе сказать... (сказать соседу о тех качествах, ко­торые очень понравились).

7.Окончание.

Обратная связь: на свободной части бланка нари­совать при помощи символов свое состояние.

5.Твои потенциалы

Цели: дать представление о психологии здоровья; усилить мотивацию на самосовершенствование и самоидентификацию.

Оборудование: бланк, ручка, цветные фломастеры.

1. Работа в «аквариуме».

1) Приветствие.

2) Визуализация.

3) Игра «Эстафета».

4) Разминка «Зеркало».

5) Игра «Встреча через 10 лет».

6) Разбившись на пары, взяв один карандаш на двоих и со­единив свои две руки, рисуют символ здорового образа жизни. После окончания рисунки представляются для обсуждения. Вы­сказываются впечатления, полученные в процессе выполнения работы.

7) Прощание. Обмен мнениями по поводу законченного се­минара-тренинга. Упражнение «Я желаю тебе...». Высказывают­ся пожелания дальнейшего общения со всеми.

Заканчивается тренинг упражнением «Овация».



Профориентация

  1. Самооценка и уровень притязаний.

Цель: Познакомить учащихся с понятием самооценка, научить понимать себя и других людей. Развивать чувство рефлексии.

Кто Я?

«Какой Я?» Оцените свои качества по десяти балльной шкале:

Понятие самооценка. Формула самооценки. Факты из истории. Понятие успех.

Занятие 2. Темперамент и профессия

Цель: познакомить учащихся с типами темперамента их особенностями, продиагностировать учащихся и узнать, к какому типу темперамента они относятся, какие профессии наибо­лее подходят к их личностным особенностям.. Развивать чувство рефлексии.

Тест (модификация Личностного опросника Г. Айзенка). Интерпретация.

Факты из истории. Темперамент и профессиональная деятельность.

Подведение итогов.

Занятие 3. Профессия и здоровье

Цель: познакомить учащихся со связью профессии и здоровья, продиагностировать уча­щихся на вегетативную, какие профессии наиболее подходят к учащемуся по здоровью. Развивать чувство рефлексии.

Понятие профессиональные заболевания. Профессия и требования к здоровью. Условия труда человека.

Методика «Мое здоровье»

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.


Занятие 4. Интересы и склонности в выборе профессии.

Цель: Познакомить учащихся с интересами и склонностями и как они помогают в правиль­ном выборе будущей профессии, продиагностировать учащихся на интересы и склонности.

Факты из истории. Понятие интерес. Видя интересов. Понятие склонности. Способности человека и связь их с темпераментом.

Методика «Профиль»

Подведение итогов.

Рефлексия.

Занятие 5. Формула профессии


Цель: познакомить учащихся с предметами труда и попытаться определить какой тип предмета труда наиболее подходит учащемуся, продиагностировать учащихся по опреде­лению условий, средств, цели, предмет труда.

Классификация профессий. Предмет труда.

Игра «Аукцион»

Модификация методики Н.С. Пряжникова

Подведение итогов.

Рефлексия.


Итоговое занятие.

Создай свое дело.

(деловая игра с элементами тренинга для старших подростков)

Цели занятия: знакомство с новыми профессиями на рынке труда; развитие навыков целеполагания и планирования; формирование информационного пространства; формирование умения работать в команде; воспитание выдержки, толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Организационный момент

Игра «Круг»

Мотивация

Игра «Профессия на букву»

Игра «Создай свой бизнес»

Защита проектов

Ребята представляют свои проекты на суд компетентного жюри. В защиту входит рекламная акция с представлением своих работников.

Игровое упражнение «Кто есть кто»

(Упражнение проводится в круге.)

Итог занятия

Ритуал прощания





Список использованной литературы


  1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004.

  3. Литвинцева Н.М. Психологические тесты. М.: ИНТЕР - Синтез,1994.

  4. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Наркотики, выход из наркотического круга. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

  5. Николаева Н.М. Грани моего я.// Школьный психолог. М., 2006. - №15. С. 7-9

  6. Прутченко А.С. Социально - психологический тренинг в школе. М., 2003.

  7. Психогимнастические упражнения для школьников: разминка, энергизаторы, активаторы /авт. - сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009

  8. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение / авт.-сост. И.В.Чумаков. - Волгоград: Учитель, 2008.

  9. Развитие самосознания старшеклассников: разработка интегрированных уроков / авт. - сост. О.С. Яковлева. - Волгоград: Учитель, 2009

  10. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. - М.: «Генезис», 2005

  11. Рожнева Н. Я учусь владеть собой. //Школьный психолог. М., 2006 - № 13 . С.20-27.

  12. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. - М.: «Вако», 2005

  13. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса. М.: «5 за знания», 2006.

  14. Сизанова А.Н. Хриптович В.А. Модульный курс профилактика курения. Школа без табака. М.: «ВАКО», 2004.

  15. Соколов Ю.А. Как отказаться от курения. - СПб., 1997

  16. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми/авт.-сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2013

  17. Твоя профессиональная карьера/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной - М.: 2005.

  18. Фоломеева Е. Город невезучих. // Школьный психолог. М., 2006 - № 15 . С.10-14.

  19. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». - Спб.: Речь, 2007


Интернет публикации


  1. Бурцева Э.Е. Психологические приемы работы с детьми группы риска

[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: nsportal.ru/shkola/psikhologiya/lib... - Дата доступа : 15.09.2013.

  1. Грачева С.В. Дети "группы риска" [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : festival.1september.ru/articles/624... - Дата доступа : 12.04.2013.

  2. Дроздов С.Ю. Работа с учащимися "группы риска"[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : menobr.ru/materials/370/5461/ - Дата доступа : 05.08.2013.

  3. Иванникова Н.А. Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа :

kolp-tnschool.edu.tomsk.ru/index.ph... - Дата доступа : 10.09.2013.

  1. Программа воспитательной работы "Дети группы риска" [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа : udocs.exdat.com/docs/index-488333.... - Дата доступа : 16.09.2013.

  2. Титова С.В. Дети группы риска в школе. [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа : vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-sc... - Дата доступа : 02.09.2013.

  3. Шаталова О.А. Работа с детьми "группы риска". Рекомендации для классных руководителей [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : estival.1september.ru/articles/620... - Дата доступа : 16.09.2013.




22


© 2010-2022