Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС ОООМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский








Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

в рамках внедрения ФГОС ООО

на период 2012-2017 годы







Разработчики: Удовенко Л.В. педагог-психолог,

Дидич Т.В. заместитель директора по УВР















г. Советский

2013г.

ПАСПОРТ

Наименование программы

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на период 2012-2017 годы

Нормативно-правовая база разработки программы

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

Разработчики и исполнители программы

Педагог-психолог Удовенко Лариса Викторовна, Нуртдинова Ольга Анатольевна; Заместитель директора по УВР - Дидич Тамара Владимировна администрация, педагогический коллектив МБОУСОШ №1 г. Советский.

Объект психолого-педагогического сопровождения

Обучающиеся средней ступени образования; педагоги реализующие стандарты ФГОС ООО; родители детей, обучающихся по новым стандартам.

Цель программы

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения в соответствии с ФГОС ООО.

Задачи

1. Организовать психологическое сопровождение педагогов, обучающихся, родителей в условиях ФГОС ООО.

2. Обеспечить преемственность в психологическом сопровождении формирования УУД у учащихся младшего школьного возраста и учащихся основной школы.

3. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

4. Создать социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Сроки реализации программы

5 лет 2012-2017 г.г.

1 этап (2012-2013 уч.год):

  • изучение пакета нормативных документов;

  • изучение проблемы и составление проекта «Психолого-педагогическое сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»;

  • создание системы адаптированной комплексной психолого-педагогической диагностики.

2 этап (2013-2014 уч.год):

  • введение в школьную практику проведения психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО

  • апробация программы психолого-педагогического сопровождения;

  • поиск оптимальных способов контроля за реализацией психолого-педагогического сопровождения;

  • выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС ООО.

3 этап (2014-2015уч.год):

  • проведение мониторинговых исследований, корректировка диагностического инструментария, создание и внедрения мониторинга психологического статуса школьника;

  • корректировка системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения и реализации ФГОС ООО;

  • определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО.

4 этап (2015-2016 уч.год):

  • анализ внедрения программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО;

  • определение перспектив дальнейшего развития школы

5 этап (2016-2017 уч. год):

  • итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

  • мониторинг результатов апробации программы, корректировка программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

  1. Создание мониторинга психологического статуса школьника.

  2. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

  3. Активное включение в образовательный процесс всех субъектов образовательного процесса.

  4. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Содержание

I. Целевой раздел программы……………………………...……………………………....6

1. Актуальность программы………… …………………………………...........................6

2. Пояснительная записка…………………………………………………………………….5

3. Цель и задачи программы………………………………………………………………....8

4. Основные направления психологического сопровождения обучающихся

в рамках введения ФГОС ООО…………………………………………………………….…10

5. Формы работы психологического сопровождения в рамках введения

ФГОС ООО……………………………………………………………………........................12

6. Структура психологического сопровождения учащихся в процессе обучения……………………………………………………………………….........................14

7. Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения

в рамках введения ФГОС ООО……………………………………………………………....15

8. Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения

в рамках введения ФГОС ООО…………………………………………………………...…..15

9. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения

учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО……………………….16

10. Нормативные документы……………………………………………………………….....18

II. Содержательный раздел программы………………………………………………..…19

1. Психологическое сопровождение программы УУД………………………………….…..19

2. Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления

учебно - воспитательного процесса……………………………………………………………21

3. Психологическое сопровождение коррекционной работы……………………………….23

4. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми……..............................24

5. Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни……………………………………………………………………25

III. Организационный раздел программы……………………….………………………...27

Приложение 1 Программа «Формирование самоанализа учебной деятельности»

Приложение 2 Программа «Основы исследовательской деятельности»

Приложение 3 Тренинг

Приложение 4

Приложение 5 Программа психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

Приложение 6













I. Целевой раздел программы

1. Актуальность программы

С сентября 2012 года МБОУСОШ №1 г. Советский в рамках региональной пилотной площадки начала работу по опережающему введению ФГОС ООО. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-ЮГРЫ О присвоении статуса пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования общеобразовательным учреждениям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2010 - 2011 годах», от 19.09.2011 №744 «О присвоении статуса пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования образовательным учреждениям, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2011 - 2014 годах», от 22.09.2011 №760 является региональной пилотной площадкой. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Возникла необходимость разработки и применения иной системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

2. Пояснительная записка

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных (ЗУН), но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты необходим и обоснован.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

  • успешность деятельности учащегося;

  • осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

  • удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

  • связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

3. Цель и задачи программы

Цели программы:

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения в соответствии с ФГОС ООО.

Задачи:

1. Организовать психологическое сопровождение педагогов, обучающихся, родителей в условиях ФГОС ООО.

2. Обеспечить преемственность в психологическом сопровождении формирования УУД у учащихся младшего школьного возраста и учащихся основной школы.

3. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

4. Создать социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Целевая аудитория программы: взрослые (педагоги, родители, администрация) и обучающиеся 5-х-9-х классов МБОУСОШ №1 г. Советский.

4. Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО

1. Профилактическое направление.

Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностическое направление.

Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

3. Консультативное направление

Консультирование (индивидуальное и групповое):

  • оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

  • информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционное направление.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6. Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7. Профориентационное направление.

Профориентация - обеспечение процесса профессионального самоопределения учащихся, основанного на самопознании, выявлении мотивов профессионального выбора, реальных возможностях и образовательных потребностях.


5. Формы работы психологического сопровождения школы в рамках введения ФГОС ООО

1. Работа с обучающимися

- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здо-ровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (диагностика, тренинги, деловые игры, профессиональные пробы). Особое место в предпрофильной подготовке и профориентационной работе учащихся занимает профориентационный курс «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 8-9 классов. Цель курса обеспечение условий для развития личности и формирования способности к сознательному, ответственному выбору профиля обучения и проектирование вариантов профессиональных жизненных путей .

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.


2. Работа с педагогами и другими работниками школы.

- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, конфликтов, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

- Проведение семинаров, практических занятий, участие в работе творческих групп педагогов и работы школьных методических объединений учителей-предметников.

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

На современном этапе развития общества возникла необходимость создания практико-ориентированного образования. Методологической базой развития современного практико-ориентированного образования является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности ребенка к активной учебно-познавательной деятельности, готовности к непрерывному образованию.

Технология деятельностного метода - инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования - с формирующей на развивающую, т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод - перейти от объяснения нового знания к организации "открытия" его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных проблем.

В нашей школе данная проблема решается через постоянно действующий семинар «Замысел - Урок - Анализ».

Работа в семинаре предполагает построение работы с педагогами по овладению деятельностной технологией обучения также в деятельностной парадигме.

На I этапе - этапе «Замысла», педагоги представляют сценарий открытого урока перед своими коллегами. На «замысле» выделяются УУД (единицы содержания), которые должны быть усвоены детьми на уроке. Особое внимание уделяется этапу мотивации и этапу работы с задачей. Совместно с коллегами проектируются варианты решения задачи, которые могут возникнуть на уроке у детей и способы работы с ними. В результате очень часто параллельно возникает несколько «замыслов» урока, которые тщательно анализируются и выбирается оптимальный. Почти всегда начальный вариант сценария урока трансформируется, благодаря идеям коллег.

На II этапе - этапе «Урока», педагог проводит урок, на котором присутствуют учителя, участвовавшие в замысле данного урока. В практике бывает так, что учителя часто выступают активными участниками урока: задают вопросы, высказывают свои версии решения учебной задачи.

На III этапе - этапе «Анализа», происходит рефлексия. Урок анализируется как с точки зрения того, что получилось и не получилось, так и с позиции реализации первоначального замысла. На «Анализе» обязательно рассматриваются возможные варианты «разворачивания урока» в другом направлении, которое стало видно лишь после урока.

Новизна работы семинара прежде всего в том, что учителя, которые не проводят урок, но принимают участие в его замысле и анализе, выступают в роли «соавторов» урока и часть ответственности за то, как он прошёл, лежит и на них. Поэтому нет традиционной напряжённости у учителя, проводившего урок ни на самом уроке, ни при его обсуждении. А есть лишь понимание того, что все учителя делают одно дело - пытаются наиболее эффективно простроить урок в деятельностном ключе.

Результатом деятельности семинара является:

  • сценарии уроков, построенных в деятельностной технологии;

  • овладение системно-деятельностным подходом в обучении педагогами;

  • развитие деятельностных способностей учащихся.

3. Работа с родителями.

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям различных видов деятельности. Консультирование проводится в форме: групповых и индивидуальных консультаций, семинаров, тренингов, практических занятий сформированных по проблемам или запросам родителей.

Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Традиционно проводятся мероприятия:

  1. Меры родительской поддержки в период адаптации учащихся 5-х классах. Особенности обучения при введении ФГОС ООО.

  2. Меры родительской помощи и поддержки в период подготовки и сдачи экзаменов.

  3. Подростковый кризис.

  4. Практико - ориентированный семинар «Типы семейного воспитания». Профилактика…..

  5. Характерологические особенности подростков.

  6. Тренинг «Помоги сказать нет!».

  7. Круглый стол родители - педагоги-учащиеся - специалисты «Профилактика ПАВ».



  1. Структура психологического сопровождения учащихся

в процессе обучения.

Управляющий совет

Администрация

Педагогический коллектив

Социально-психологический заказ

Запрос на предмет обеспечения педагогической системы

Социальный заказ

Просветительская и консультативная работа

Психологическая служба


Индивидуальная работа

Групповая работа

Ученический коллектив

Консультативная работа

Индивидуальная консультация

Индивидуальная психодиагностическая

Диагностическая работа

Индивидуальная развивающая

Психопрофилакти-ческая работа

Коррекционно-развивающие занятия, психологические игры, тренинги

7. Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках введения ФГОС ООО

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития учащихся. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.

Уровень учреждения. На данном уровне реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются стратегия сопровождения, обеспечивающая социально-психологические условия для успешного обучения и развития учащихся.

8. Этапы реализации программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС ООО


1 этап (2012-2013 уч.год):

  • изучение пакета нормативных документов;

  • изучение проблемы и составление проекта «Психолого-педагогическое сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»;

  • создание системы адаптированной комплексной психолого-педагогической диагностики.

2 этап (2013-2014 уч.год):

  • введение в школьную практику проведения психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО

  • апробация программы психолого-педагогического сопровождения;

  • поиск оптимальных способов контроля за реализацией психолого-педагогического сопровождения;

  • выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС ООО.

3 этап (2014-2015уч.год):

  • проведение мониторинговых исследований, корректировка диагностического инструментария, создание и внедрения мониторинга психологического статуса школьника;

  • корректировка системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения и реализации ФГОС ООО;

  • определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО.

4 этап (2015-2016 уч.год):

  • анализ внедрения программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО;

  • определение перспектив дальнейшего развития школы

5 этап (2016-2017 уч. год):

  • итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

мониторинг результатов апробации программы, корректировка программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС

9. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения

  1. Создание мониторинга психологического статуса школьника.

  2. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

  3. Активное включение в образовательный процесс всех субъектов образовательного процесса.

  4. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.


10. Нормативная документация

В основу данной программы положены следующие нормативные документы:

  1. Конституция Российской Федерации (Извлечения).

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовния, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  4. Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  5. Приказ Департамента Образования по региональным площадкам

  6. Устав МБОУСОШ № 1 г. Советский.

  7. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.

  8. «Всеобщая декларацией прав человека».

  9. Гражданский кодекс РФ.

  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  11. Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе.

  12. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

  13. Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

  14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 1998г.

  15. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».


  1. Содержательный раздел программы

1. Психологическое сопровождение программы УУД.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа психологического сопровождения, при введении программы развития универсальных учебных действий, обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД-обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.

Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся.

  • выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;

  • выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;

  • подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

Направления работы психологического сопровождения универсальных учебных действий.

  1. Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно - воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС ООО).

  2. Диагностика с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения.

  3. Просвещение - преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые бытуют как среди учителей, так и родителей.

  4. Экспертная оценка образовательных и учебных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности специалистов.

  5. Развитие и коррекция.

Ожидаемый результат психологического сопровождения универсальных учебных действий.

- в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников среднего звена будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

- в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

- в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2. Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления.

Цель: Создание условий по сопровождению процесса духовно-нравственного развития и воспитания подростков в образовательном пространстве.

Задачи:

- отразить теоретические основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

- показать особенности духовно-нравственного развития и воспитания детей на разных ступенях школьного обучении;

- разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков в образовательном пространстве.

Направления работы:

1. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Диагностика индивидуальная и групповая - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

  2. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

  3. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

  5. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

  6. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Ожидаемый результат:

  • ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям, старшему поколению;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традициям и обычаям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • заботливое отношение к младшим;

  • ценностное отношение к труду и творчеству;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

3. Психологическое сопровождение коррекционной работы.

Цель: Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Задачи:

- выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

- осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Направления работы:

1. Диагностическое направление.

Организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования обучающихся ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Консультативное направление.

Информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении

3. Коррекционное направление.

Уменьшить степень выраженности патологии, ее поведенческие последствия, предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка.

  1. Динамический контроль помогает отследить эффективность или неэффективность разработанной программы, внести корректировки в перспективные планы.

Ожидаемый результат:

  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь.

  • увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших образовательную программу.

  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды.

  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка


  1. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми.

Цель: Создание условий для выявления, развития и поддержки видов одаренности в образовательной среде.

Задачи:

  • осуществлять подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.

  • создать банк данных по одаренным детям.

  • повышение психологической компетентности педагогов и родителей, через просветительскую деятельность, для поддержки в развитии видов одаренности у детей.

Направления работы:

  1. Диагностика видов одаренности, выявление одаренных детей.

  2. Коррекция и развитие видов одаренности, направленные на развитие личности учащегося.

  3. Профилактика. Взаимодействие с педагогами и родителями с целью предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации учащихся

Ожидаемый результат:

1. Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах).

2. Постоянное сотрудничество между педагогом - психологом, педагогами школы и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми).

3. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей.

5. Психологическое сопровождение формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель: Создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

Задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным приёмам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления работы:

1. Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

2. Профилактическая работа с учителями.

Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

3. Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Ожидаемый результат:

  • формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию само разрушающих форм поведения;

  • наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

III. Организационный раздел программы

В данном разделе представлены программы для реализации успешного вариативного психологического сопровождения (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников и др.) внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУСОШ №1 г. Советский.


© 2010-2022