• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Методическая разработка урока практикума для педагогов Путь к цели. Формирование групповой сплоченности и саморегуляции педагогов колледжа

Методическая разработка урока практикума для педагогов Путь к цели. Формирование групповой сплоченности и саморегуляции педагогов колледжа

Данная методическая разработка урока направлена на формирование саморегуляции и регулятивных компетенций педагогов. Урок-практикум проходил на школе молодого педагога в Курганском государственном колледже. Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как преподавателя ложится большая ответственность не только за обучение, воспитания учащихся, но, и за их психическое здоровье. Общество ожидает от педагога умения: корректировать различные социальные проблемы (алкоголизм, нарко...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский государственный колледж»













Методическая разработка урока практикума для педагогов:

Тема: Путь к цели. Формирование групповой сплоченности

и саморегуляции педагогов колледжа.




Составитель: Литвинова Юлия Владимировна,

педагог-психолог















Курган, 2015

Методическая разработка урока практикума для педагогов
Тема: Путь к цели. Формирование групповой сплоченности

и саморегуляции педагогов колледжа.


Автор: Литвинова Юлия Владимировна,

педагог-психолог


Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока направлена на формирование саморегуляции и регулятивных компетенций педагогов.

Урок-практикум проходил на школе молодого педагога в Курганском государственном колледже.

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как преподавателя ложится большая ответственность не только за обучение, воспитания учащихся, но, и за их психическое здоровье.

Общество ожидает от педагога умения: корректировать различные социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение детей и подростков и др.), вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками.

От здоровья педагога во многом зависит и здоровье учащихся. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию самого педагога. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, А.А. Реан).

Особенно трудно преподавателям только, что пришедшим в колледж. Они, как и студенты проходят адаптацию к новым условиям. От педагога постоянно требуется мобилизация всех сил, владения навыками саморегуляции и творческого подхода. Педагогам как и студентам также необходима помощь.

В отличие от просто урока-лекции на данном занятии педагоги могут отработать практические навыки, которые пригодятся педагогам в их профессиональной деятельности.

В результате данной деятельности педагоги приобретают опыт и навыки по исправлению собственных ошибок.

Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу педагогам, свободного высказывания.

Представленные упражнения направлены на формирование культуры общения педагогов, формирование коммуникативных умений, умения слушать и слышать других, снижение психоэмоционального напряжения, формирование саморегуляции и контроля своей деятельности, обучения навыкам эффективного использования рабочего времени, формирование доброжелательного отношения к людям.


Цели занятия:

Обучающие: обучить педагогов навыкам, приемам и способам саморегуляции и восстановления себя.

Воспитательные: формирование у педагогов регулятивной компетенции, повышение эмоциональной культуры педагогов.

Развивающие:

- формирование навыков саморегуляции, регулятивной компетенции педагогов;

- развитие умения у педагогов сохранять эмоциональное равновесие.

Тип мероприятия: урок обучения умениям и навыкам.

Вид мероприятия: практическое занятие.

Форма организации: групповая, работа в микрогруппах, индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

- повешение морально-психологического климата среди педагогов, создание атмосферы доверия и уважения;

- повышение уровня психологической комфортности педагогов колледжа;

- снижение психоэмоционального напряжения педагогов колледжа;

- формирование навыков саморегуляции, регулятивной компетенции педагогов;

- оптимизация эмоционального состояния и осознание внутренних и внешних ресурсов в профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Методы проведения занятия:

  1. Словесные методы (рассказ, интервью, беседа, свободные высказывания преподавателей).

  2. Наглядные методы (проектор, реквизиты).

  3. Практические методы: цветотерапия, игровые технологии, методы психологической диагностики, элементы сказкотерапии, техника визуализации, техника арт-терапии, техника видео-терапии, проблемно-поисковый метод, рефлексия.

Условия обеспечения занятия:

Информационно-методическое обеспечение и раздаточные материалы:

- презентация к занятию;

- бланк методики «Скрытый стресс» (приложение 1);

- видео-фрагмент «Дерево жизни» (метафорические карты «Дерево как образ человека»).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочая зона (стулья расставлены кругом).

Инструменты и материалы:

- Цветные полоски бумаги (синий, фиолетовый, зеленый, красный, коричневый, желтый, серый, черный цвета);

- стикеры для визиток, булавки;

- клубок пряжи;

- мягкая игрушка.

- Материал для упражнения «Подарок для дерева»: бумага для рисования, краски, лист ватмана для создания общей картины, двусторонний скотч, материал для подарков (мы используем материал, пряжу, ткань, цветную бумагу).

Время проведения: 70 минут.





Структура занятия

№ п/п

Время

Этапы занятия

Методы и методические приемы

Формируемые компетенции

1

5 мин.

1. Организационный этап

Сообщение темы, постановка цели и мотивация деятельности педагогов

Положительный настрой на работу,

цветотерапия

Организация рабочего места, развитие слуховой памяти. Восприятие цели.



2. Отработка навыков

2

5 мин.

1. Упражнение визитка

Игровые технологии

Снижение уровень контроля и настрой на групповую работу.

3

5 мин.

2. Упражнение «Молекула»

Игровые технологии

Развитие навыков группового взаимодействия, снижение уровня психоэмоционального напряжения.

4

10 мин.

3. Упражнение с элементом сказкотерапии

Элементы сказкотерапии

Снижение психоэмоционального напряжения педагогов, формирование регулятивной компетенции.

5

5 мин.

4. Тест «Скрытый стресс»

Методы психологической диагностики

6

10 мин.

5. Упражнение «Путь к цели»

Проблемно-поисковый метод, рефлексия, игровые технологии

Формирование способности достижения поставленных целей

7

15 мин.

6. Техника видео-терапии «Дерево жизни» (метафорические карты «Дерево как образ человека»)

Техника визуализации, техника видео-терапии, рефлексия

Формирование внутренних ресурсов, создание комфортной, безопасной атмосферы и организация взаимоподдержки педагогов.

8

10 мин.

7. Упражнение «Подарок для дерева»

Техника арт-терапии

9

5 мин.

3. Подведение итогов

Упражнение «Паутина»

Рефлексия

Навыки самоанализа


















Ход занятия:


  1. Организационный этап

Педагоги заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Усаживаются на места.


Ведущий.

- «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

- Труд учителя - это каждодневная работа не только с учащимися в колледже, но и регулярная работа над собой.

- В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

- Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

- Или Вы чувствуете усталость?

- Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

- Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение, и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.

Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый - цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый - тревожность и негативное состояние.

Чёрный - защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».


2. Отработка навыков


1. Упражнение «Визитка»

Цель: помочь педагогам расслабиться, снизить уровень контроля и настроится на групповую работу.

Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

2. Упражнение «Молекула»

Цель: развитие навыков группового взаимодействия, снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Все участники свободно перемешаются по кабинету. Ведущий называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

- Я великодушная!

- Да, ты великодушная, а еще красивая!

Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

- А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

3. Упражнение с элементом сказкотерапии

Цель: снижение психоэмоционального напряжения педагогов, формирование регулятивной компетенции.

Мы немного поиграли, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе жила замечательная семья… Каждый педагог по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает! Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

Стресс - это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни - быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие - быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

4. Тест «Скрытый стресс»

Всем участникам занятия выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

5. Упражнение «Путь к цели»

Цель: помочь педагогам проанализировать способ достижения целей, снять мышечное напряжение.

Ведущий. Стрессовая ситуация переносится легче, если человек имеет внутренние мотивы для ее преодоления. Если собственная цель педагога - получение нового опыта, профессиональное самосовершенствование, то при любом результате он не останется в проигрыше.

Теперь подумайте о препятствиях, которые могут помешать, вам достигнуть этой цели. Давайте посмотрим, как по-разному каждый из нас преодолевает их.

Педагоги делятся на пары: «участники», «цели», «препятствия». Задача «участников»: пройти через «препятствия» к «выбранной «цели». «Препятствия» мешают, «цели» зовут. Каждый игрок должен побывать в каждой группе.

После окончания игры в общем кругу обсуждаются, какие именно цели и помехи каждый символизировал. Бывает, что у молодого специалиста на пути к цели «Профессионализм» встает препятствие «Время». Интересно также проанализировать стратегию прохождения препятствий преподавателями. Один участник сумеет договориться с «препятствиями», другой - перехитрить его или подождать, пока «препятствия» отвлекутся на другого участника.

После окончания упражнения все в свободном режиме делятся впечатлениями.

6. Техника видео-терапии «Дерево жизни» (метафорические карты «Дерево как образ человека»)

Цель: поиск внутренних ресурсов, создание комфортной, безопасной атмосферы и организация взаимоподдержки педагогов.

Ведущий.

- А сейчас сядьте удобно, расслабьтесь. На экране вы увидите различные деревья. Среди деревьев попробуйте увидеть дерево вашей жизни. То дерево, которое близко вам по духу, которое вы ощущаете родным. Это может быть береза, дуб, сосна, ель или какое-то другое дерево...

Визуализация «Дерева жизни» (текст визуализации на основе текстов В. Козлова)

- А теперь закройте глаза. Затем закройте глаза и выровняйте дыхание. И, когда вы закрыли глаза и выровняли дыхание, направьте ваше дыхание, ваше осознание в середину грудной клетки. И попробуйте прямо сейчас в середине грудной клетке обнаружить теплую точку…

Попробуйте четко представить перед вашим мысленным взором это дерево. Сфокусируйте ваше внимание на корнях этого дерева. Насколько оно укоренено через общественный долг, через связи с другими людьми? Посмотрите на ваши связи с теми людьми, с которыми у вас есть родственные узы: сестра, брат, мать, отец, дяди, тети, дети, внуки…

Посмотрите на ваши профессиональные корни, ваши деловые связи. Насколько вы укоренены в жизни через дело? С какими людьми вы связаны?

Сфокусируйте ваше внимание на корнях ваших симпатий: друзья, подруги, эмоционально значимые люди. Какого качества эти связи?

Сфокусируйте ваше внимание на стволе этого дерева - ваш опыт жизни; ваши знания, умения, навыки. Посмотрите на ваше дерево и ствол этого дерева. Насколько это сильный ствол, насколько здоровый? И насколько он живой? Насколько в нем много движения соков, насколько вы развиваетесь в знаниях, умениях, навыках?

И затем сфокусируйте ваше внимание на кроне: ваши самые важные качества, те личностные свойства, которые вы демонстрируете миру, другим людям. Вот ум, вот воля, вот гибкость, вот доброта, вот смелость, вот открытость, вот надежность…

Какие еще качества есть у вас? Переберите листочки на кроне.

Посмотрите на дерево вашей жизни целиком. Куда бы вам хотелось вложить больше энергии? В корни? В ствол или крону?

Посмотрите, растут ли рядом другие деревья. Какие они?

Побудьте с вашим деревом столько, сколько вам нужно, сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох… В конце выдоха мягко откройте глаза.

7. Упражнение «Подарок для дерева»

Цель: «мягкое» завершение тренинга, работа с собственным ресурсом педагогов и организация взаимоподдержки.

Материал: бумага для рисования, краски, лист ватмана для создания общей картины, двусторонний скотч, материал для подарков (мы используем материал, пряжу, ткань, цветную бумагу).

После окончания визуализации преподаватели рисуют свое дерево на отдельных листах бумаги, потом вырывают листок по контуру без помощи ножниц и находят для него место на общем листе ватмана.

Ведущий. Вы видите перед собой прекрасные деревья… Очень разные. Посмотрите, хватает ли эти деревьям солнца и ветра? Может быть, какое-то дерево нуждается в поливе или ему одиноко? Сейчас можете сделать любому дереву подарок, добавить что-то или оставить послание. Вы можете сделать подарок и для своего дерева. Опыт дарения очень важен и для того, кто получает подарок, и особенно для того, кто его делает.

Педагоги делают «подарки» для деревьев. После этого участники в свободном порядке рассказывают о своих деревьях и о том, какие подарки появились возле них.


3. Подведение итогов


Упражнение «Паутина»

Участники садятся в круг, ведущий берет в руки клубок пряжи, наматывает кончик нитки на палец и бросает клубок одному из участников. Педагог отвечает на вопрос, какие открытия он сделал во время занятия, наматывает нитку на палец и бросает клубок следующему.

Ведущий. Посмотрите, что получилось у нас. Мне этот рисунок напоминает талисман «Ловец снов», задача которого - пропустить хорошие сны и задержать кошмары. Пускай и наш с вами талисман оставит здесь все ваши сомнения, переживания и тревоги и сохранит ощущение единения и поддержки. Все люди связаны друг с другом незримыми нитями. Мы желаем вам, чтобы чувство тепла и поддержки, которое возникло, между вами не ослабевало.

Благодарю всех за работу!

Пожелание:

- В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Литература:

  1. Абрамова Е., Макарова А. Путь к цели. Тренинг групповой сплоченности и саморегуляции для участников конкурсов профессионального мастерства // Школьный психолог. - 2014. - №5-6. - С. 42-44.

  2. Безукладникова Ю., Стресс в нашей жизни, ж. Гражданская защита, №4, 2006 г.

  3. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 187 с.

  4. Интернет-ресурсы:

  • ikeremina.ucoz.ru

  • internatpscov.ucoz.ru

  • images.yandex.ru
















Приложение 1.


Тест «Скрытый стресс»

Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.


№ п/п

Утверждение

Ответ

1

Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2

Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3

Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4

Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5

Если кто-то без причин повышает голос.

6

Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7

Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8

Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9

Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Всего баллов





© 2010-2022