Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Раздел Школьному психологу
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно - развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Пояснительная записка

Данная программа индивидуальных занятий разработана Швидковской Е. А. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи. Движение каждым пальцем в отдельности стимулирует работу отдела мозга, отвечающего за речь. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», - говорил В. А. Сухомлинский.

Предлагаемые задания постепенно усложняются, что по мере роста и развития ребенка, повышается уровень сложности игр и упражнений, повышается интерес ребенка к выполнению данных заданий.

Эта программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Программа рассчитана для воспитателей, учителей начальной школы, по желанию, родители ребенка тоже могут принимать участие в занятиях и выполнять такие же задания, что и их ребенок.

Эта программа включает в себя 6 индивидуальных занятий. Занятия проводятся во внеурочное время.

Занятия проводятся в отдельном помещении ( кабинете, комнате ).






Занятие 1

Пальчиковая гимнастика

Цель: развить мелкую моторику ребенка.

  1. УТОЧКА

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

На волнах качаясь,

Уточка плывет. |

То нырнет, то вынырнет

- Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

  1. КОТИК

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.


  1. ЛИСА

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Лиса по лесочку петляла,

Хвостом следы заметала.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх - вниз, затем вправо - влево.

Театр теней

Цель: развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог.

Поставить несколько сцен с преподавателем ( козел, собака, петух, гусь, заяц, медведь ). Сценарий с сценке дети придумывают сами.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рукКоррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рукКоррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Занятие 2

Пальчиковая гимнастика

Цель: развить мелкую моторику ребенка.

  1. ВЕЕР

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Если в знойный летний день

Даже двигаться нам лень

- Мы возьмем красивый веер,

И подует легкий ветер...

Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.

  1. БЕЛОЧКА

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Народная песенка)

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

  1. ВСТРЕЧА

На правой ручке - пальчики.

На левой ручке - пальчики.

Пришла пора им встретиться

- Готовьте чемоданчики!

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

Рисование по контурам + разукрашивание

Цель: учить детей соединять фигуры по точкам, раскрашивать в одном направлении, без пробелов.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Занятие 3

Пальчиковая гимнастика

Цель: развить мелкую моторику ребенка.

  1. ИГРА В ПРЯТКИ

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Прячься, Петенька,

Прячься, Анечка,

Прячься, Зиночка,

Прячься, Манечка!

Не найдет вас

Веселый мальчик,

Хоть и самый

Большой он пальчик.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

  1. МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

«- Здравствуй, рыжая лисичка,

- Здравствуй, белочка-сестричка!

- Здравствуй, серенький волчонок!

- Здравствуй, беленький зайчонок!»

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

  1. ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Повтори узор

Цель: научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Занятие 4

Пальчиковая гимнастика

Цель: развить мелкую моторику ребенка.

  1. ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки - цап-царапки!

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

  1. ЖУК

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

  1. КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед - это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз - это «лапки».

По клеточкам

Цель: развить у ребенка пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивости.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Занятие 5

Пальчиковая гимнастика

Цель: развить мелкую моторику ребенка.

  1. ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

- Увидал в саду цветок.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.

  1. ВЕРТОЛЕТ

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

  1. Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

Аппликация из пластилина «Лучший друг человека»

Цель: развить творческие способности детей, укрепить мышцы пальцев рук.

Для выполнения работы ребенку потребуются: картон, ножницы, шаблон собаки и пластилин, простой карандаш.

Ребенок обводит по шаблону карандашом контур собаки. После того, как у ребенка будет готов контур собаки, ребенок может начать работу. С помощью пластилина и пальчиков «закрасить» своего нового питомца.

Перед выполнением задания, по желанию педагога, он может поговорить с ребенком о том, есть ли у него домашние животные. Если нет, кого бы он хотел завести в качестве своего любимца.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Занятие 6

Пальчиковая гимнастика

Цель: развить мелкую моторику ребенка.

  1. КОЗА

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю, забодаю...

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает

- Сейчас забодает.

(Народная потешка)

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» - «коза» начинает двигаться вперед.

  1. Солнышко

Солнышко в глазки

Светит ребяткам

Мы поиграем

С солнышком в прятки

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

  1. СТУЛ

Без молотка,

И без гвоздей,

Стул смастерим мы

Для гостей!

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз»-«два».

Здравствуй, пальчик!

Цель: способствовать развитию речевых зон, формировать общение с близкими и сверстниками.

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук

Список литературы

  1. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов»

  2. Елена Рахманова: 45 занятий для подготовки руки к письму

  3. Ирина Шкицкая: Аппликации из пластилина

  4. Т. Ю. Бардышева «Здравствуй, пальчик!»


© 2010-2022