Конспект урока Ответственность в выборе профессий

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие

по теме «Профессиональное самоопределение».


Тема: «Ответственность в выборе профессии».


Цель: помочь участникам осознать уровень своей ответственности в выборе профессии.

Задачи:

  1. научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.

  2. формировать умение анализировать типичные ошибки в выборе профессии и находить способы защиты от данных ошибок.

  3. показать участникам последствия случайного выбора профессии.

  4. показать участникам необходимость активных действий при выборе профессии.

  5. помочь участникам понять особенности осознанного выбора профессии.

Содержание:

1. Орг. момент.

- упражнение «Цвет вашего настроения».

- объявление темы, ожидания каждого из участников.

2. Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик...»

Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.

Инструкция участникам

Жил-был у бабушки серенький козлик... Всем известно, что потом с ним приключилось.

Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой голодный Серый Волк, съевший несчастное животное?

Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая отставила козлика без присмотра... Вы согласны?

Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы. Например, так:

Козлик - 70%, бабушка - 10%, волк - 20% (но изобразить графически!!!)

А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии. Кто отвечает за решение и в каком объеме:

. ■ учителя;

  • родители;

  • профконсультанты;

  • друзья;

  • Я.

Обсуждение диаграмм.

3. Упражнение «Рейтинг ошибок».

Цель:

  • анализ типичных ошибок при выборе профессии;

  • нахождение способов защиты от ошибок.

Инструкция участникам

Найдите в своих раздаточных материалах страницу со списком «Ошибки в выборе профессии». Внимательно изучите этот список и отберите три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для вас, то есть вы видите для себя большую вероятность совершить именно эту ошибку (а может, вы ее уже совершили или совершае­те сейчас).

1. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕС­СИИ.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что не­которые важные для общества профессии, занятия считаются недо­стойными, неприличными, а некоторые - особенно престижными.

2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

3. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ - ПРЕДСТАВИТЕ­ЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается дан­ным видом деятельности.

4. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напря­женный, будничный труд.

5. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕД­МЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требу­ется знание языка, много - переводчик, экскурсовод, телефонист меж­дународной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учиты­вать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

6. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

7.ОТСУТСТВИЕ УЧЕТА СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ (склонностей, способностей).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, психологи, родители, учи­теля, товарищи.


  1. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказа­ны, так как они могут ухудшить твое состояние здоровья.

9. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь опреде­ленные действия в определенной последовательности. Было бы ра­зумно поступить так же и при выборе профессии.

Теперь, когда вы отобрали для себя по три наиболее вероятные ошибки, я попрошу вас по очереди назвать их номера. Я буду па­раллельно, на основе ваших решений, вести статистику - ставить палочки напротив номеров ошибок.

В завершение давайте обратим внимание на ошибки, которые име­ют в нашей группе наибольший рейтинг (получили больше всех выборов). Для этого мне бы хотелось, чтобы вы ответили на три вопроса.

  1. что нужно прекратить делать, чтобы не совершить этой
    ошибки?

  2. что нужно продолжать делать, чтобы не совершить этой
    ошибки?

  3. что нужно начать делать, чтобы не совершить этой ошибки?

После того, как рейтинг ошибок визуализирован, педагог организует в группе мозговой штурм по нахождению способов защиты от ошибок, последовательно переходя от одной ошибки к другой. Достаточно обсудить 3 - 4 самые рейтинговые ошибки.

4. Упражнение «Игра в лотерею» («рука судьбы», или случайный выбор профессии)

Цель:

  • показать участникам последствия случайного выбора профессии;

  • понять необходимость активных действий по выбору профессии.
    Необходимый материал: карточки, авторучки.

Инструкция участникам.

  • Вам надо написать на отдельных карточках названия профессий (или роды деятельности), которыми вы хотите заниматься в течении жизни. Заполните от 1 до 3 карточек. Далее мы перемешаем все карточки и каж­дый вытянет случайно только одну (как лотерейный билет). Затем об­судим результаты.

Процедура и обсуждение результатов

  • Каждый участник вытаскивает из пачки случайно одну карточку с названием профессии.

  • Тренер просит встать тех участников группы, кто вытащил карточ­ки с профессией, которую сам же и выбрал (написал на карточке). Обычно таких участников бывает немного (1-2 человека), а может и вообще никто не поднимется.

  • Тренер просит подсчитать группу процент тех, кому повезло, кому судьба подарила случайно профессию, которую он сам хотел. Напри­мер, в вашей группе 15 человек и поднялся 1 - получается менее 7%. Тренер записывает подсчитанную цифру на флип-чарте и просит груп­пу сделать самостоятельный вывод.

  • Обычно вывод очевиден - «на судьбу надейся, но и сам не пло­шай». Нужно научиться более осмысленным действиям при выборе профессии.

  • Далее некоторые участники, по желанию, могут рассказать груп­пе, что произойдет с их жизнью, если судьба подарит им эти профес­сии.

5. Упражнение «Состязание мотивов»

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознан­ного выбора профессии.

Инструкция участникам

Наша задача - выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого мы устроим состязание мотивов по олим­пийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. В сво­их раздаточных материалах найдите страницу со списком мотивов. Наш список мотивов включает 16 фраз.

  1. Возможность получить известность, прославиться.

  2. Возможность продолжать семейные традиции.

  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

  4. Возможность служить людям.

  5. Заработок.

  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное
    значение профессии.

  7. Легкость поступления на работу.

  8. Перспективность работы.

  9. Позволяет проявить свои способности.

  10. Позволяет общаться с людьми.

  11. Обогащает знаниями.

  12. Разнообразная по содержанию работа.

  13. Романтичность, благородство профессии.

  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

  15. Трудная, сложная профессия.

  16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива вы­бора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал.

В заключение попробуйте теперь определить три первых места - три своих главных мотива выбора профессии.

.

После завершения индивидуальной части упражнения (выявления главных мотивов) можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результа­ты опроса нужно отмечать на флип-чарте галочками, на котором пред­варительно нужно записать номера (от 1 до 16) мотивов. Таким обра­зом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответ­ствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии у себя.

Теперь поделитесь на пары и обсудите свои решения друг с дру­гом. Помогите друг другу увеличить список профессий (или родов деятельности), которые хорошо подходят к мотивам.

Конспект урока Ответственность в выборе профессийПриложение. Список мотивов

1/8

1/4

1/2

Финал

1. Возможность получить известность, прославиться

2. Возможность продолжать семейные традиции


3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами

4. Возможность служить людям


5. Заработок

6. Значение для экономики страны, обществен­ное и государственное значение профессии


7. Легкость поступления на работу

8. Перспективность работы


9. Позволяет проявить свои способности

10. Позволяет общаться с людьми


11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа


13. Романтичность, благородство профессии

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия


15. Трудная, сложная профессия

16. Чистая, легкая, спокойная работа



6. Рефлексия.

1. Реализовались ли ваши ожидания от занятия, что полезного для себя вы узнали на данном занятии.

2. «Ваше настроение»

© 2010-2022