Оценивание деятельности учащихся

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Не ошибается только тот, Кто ничего не делает. Прощайте и прощены будете. (Св. писание)     Оценка и отметка в жизни школьника. Известно, что оценка представляет собой результат контроля над педагогическим процессом и его итогами. За период обучения в школе ребёнок подвергается оценке (с отметкой) до 2000 раз. Оценка оказывает огромное влияние на деятельность и поведение, на формирование личности учащихся, выполняя различные функции: стимулирующую, диагностическую, ориентирующую (информационную), регулирующую (управляющую), воспитывающую,  социальную.     Педагогические оценки могут быть следующих видов: -   качественные и количественные (отметки, баллы, очки и др.); -  текущие, рубежные, итоговые, вспомогательные; -  положительные (согласие, одобрение, ободрение, похвала, перспективная оценка, поощрение), отрицательные (замечание, отрицание, порицание, отсутствие оценки) и амбивалентные (смешанные).     Общеизвестны и педагогические требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.     Педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам.     Однако в школьной практике в настоящее время имеется целый ряд негативных явлений, связанных с педагогической оценкой, обнаруживаются отрицательные стороны пятибалльной системы оценок.     Отметка – оружие власти. Количественная оценка – отметка часто становится средством принуждения, власти учителя над учеником, орудием психологического и социального давления на ученика.     Отметка – ярлык. Отметка как результат познавательной деятельности ученика часто отождествляется с его личностью в целом, сортируют учащихся на «хороших» и «плохих».     Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и о своей личности (Я - концепция).     Необъективность оценки. Сама по себе пятибалльная система отметок очень груба и не дает возможности учесть даже явные различия и оттенки знаний, достижений. Средний балл успеваемости оказывается безотносительным к содержанию контроля, не учитывает динамику развития ученика.     Большой недостаток представляет необъективность школьных отметок. Несмотря на наличие общих для всех школ и учителей критериев, разброс ошибок учителей в оценке знаний достигает 2-3 баллов (по данным приемных экзаменов в вузы). Встречаются как попустительство, так и чрезмерная требовательность (придирчивость) учителей.     Фетишизация школьной отметки В.А. Сухомлинский отмечал, что учителя «сами создают себе идола – отметку и слепо верят в его чудодейственную силу». Погоня за отметкой, а не за знаниями учеников привела к формализму знаний, поколение количественному показателю в управленческих сферах – к процентомании. Распространилось «учение без научения», когда тройка ставится только за то, что ученик присутствует в классе.     Негативизм оценивания. Выше была отмечена огромная роль Я -концепции в развитии личности, которая формируется на основе окружающих людей. Эта функция оценки в настоящее время почти полностью игнорируется. Более того, применение оценки учителям фактически направлено на формирование отрицательной Я – концепции (70-80% их текущих оценочных характеристик негативные).     Двойка. Учителя склонны замечать прежде всего, теневые стороны, поведения (ошибку, неумение, незнание), акцентировать недостатки учеников, превращая их в критерии оценивания. Это порождает у младших школьников эмоции страха перед оценкой, неуверенность в своих силах, а у старших вызывает протесты, противодействие. Монополия  учителя на оценку не способствует развитию самоанализа и самооценки учащихся.     Особо отметим «проблему двойки». Это непереводная оценка и основание для второгодничества и отсева. Иными словами, двойка решает во много судьбу личности и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, психологический конфликт ученика с сами собой, с учителем, предметом, школой. Часто двойка используется учителем как средство борьбы с нарушителями дисциплины. Воздействие двойки продолжается даже тогда, когда она исправлена: она входит в итого...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №14









ДОКЛАД

Оценивание деятельности учащихся





Автор: Макарова Елена Геннадьевна

Учитель английского языка

























Нижневартовск 2014

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Не ошибается только тот,

Кто ничего не делает.

Прощайте и прощены будете.

(Св. писание)

Оценка и отметка в жизни школьника. Известно, что оценка представляет собой результат контроля над педагогическим процессом и его итогами. За период обучения в школе ребёнок подвергается оценке (с отметкой) до 2000 раз. Оценка оказывает огромное влияние на деятельность и поведение, на формирование личности учащихся, выполняя различные функции: стимулирующую, диагностическую, ориентирующую (информационную), регулирующую (управляющую), воспитывающую, социальную.

Педагогические оценки могут быть следующих видов:

- качественные и количественные (отметки, баллы, очки и др.);

- текущие, рубежные, итоговые, вспомогательные;

- положительные (согласие, одобрение, ободрение, похвала, перспективная оценка, поощрение), отрицательные (замечание, отрицание, порицание, отсутствие оценки) и амбивалентные (смешанные).

Общеизвестны и педагогические требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам.

Однако в школьной практике в настоящее время имеется целый ряд негативных явлений, связанных с педагогической оценкой, обнаруживаются отрицательные стороны пятибалльной системы оценок.

Отметка - оружие власти. Количественная оценка - отметка часто становится средством принуждения, власти учителя над учеником, орудием психологического и социального давления на ученика.

Отметка - ярлык. Отметка как результат познавательной деятельности ученика часто отождествляется с его личностью в целом, сортируют учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и о своей личности (Я - концепция).

Необъективность оценки. Сама по себе пятибалльная система отметок очень груба и не дает возможности учесть даже явные различия и оттенки знаний, достижений. Средний балл успеваемости оказывается безотносительным к содержанию контроля, не учитывает динамику развития ученика.

Большой недостаток представляет необъективность школьных отметок. Несмотря на наличие общих для всех школ и учителей критериев, разброс ошибок учителей в оценке знаний достигает 2-3 баллов (по данным приемных экзаменов в вузы). Встречаются как попустительство, так и чрезмерная требовательность (придирчивость) учителей.

Фетишизация школьной отметки В.А. Сухомлинский отмечал, что учителя «сами создают себе идола - отметку и слепо верят в его чудодейственную силу». Погоня за отметкой, а не за знаниями учеников привела к формализму знаний, поколение количественному показателю в управленческих сферах - к процентомании. Распространилось «учение без научения», когда тройка ставится только за то, что ученик присутствует в классе.

Негативизм оценивания. Выше была отмечена огромная роль Я -концепции в развитии личности, которая формируется на основе окружающих людей. Эта функция оценки в настоящее время почти полностью игнорируется. Более того, применение оценки учителям фактически направлено на формирование отрицательной Я - концепции (70-80% их текущих оценочных характеристик негативные).

Двойка. Учителя склонны замечать прежде всего, теневые стороны, поведения (ошибку, неумение, незнание), акцентировать недостатки учеников, превращая их в критерии оценивания. Это порождает у младших школьников эмоции страха перед оценкой, неуверенность в своих силах, а у старших вызывает протесты, противодействие. Монополия учителя на оценку не способствует развитию самоанализа и самооценки учащихся.

Особо отметим «проблему двойки». Это непереводная оценка и основание для второгодничества и отсева. Иными словами, двойка решает во много судьбу личности и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, психологический конфликт ученика с сами собой, с учителем, предметом, школой. Часто двойка используется учителем как средство борьбы с нарушителями дисциплины. Воздействие двойки продолжается даже тогда, когда она исправлена: она входит в итоговый средний балл.



© 2010-2022