- Преподавателю
- Школьному психологу
- Планы работы педагога психолога (образцы, примеры, рекомендации)
Планы работы педагога психолога (образцы, примеры, рекомендации)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Альмухамедова А.А. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
КГУ «Милютинская средняя школа»
План педагога - психолога школы
на 2013 -2014 учебный год
Цель: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.
Задачи:
1.Психолого-педагогическая поддержка всех первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и
деятельности.
2. Развитие познавательных возможностей учащихся 2 -3 классов.
3. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу, позволяющая, в дальнейшем, успешно адаптироваться в 5 классах школы.
4. Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в период адаптации к новым условиям.
5. Психологическое сопровождение учащихся 10 классов в период адаптации к новому коллективу.
6. Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации.
7. Психологическая помощь учащимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам.
Основные направления в деятельности:
1. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.
2. Психологическая помощь учащимся 4 классов в период подготовки к переходу в среднюю школу.
3. Психокоррекция и развитие интеллектуальной сферы учащихся 2 -3 классов школы.
4. Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении.
5. Психологическая помощь учащимся выпускных классов в подготовке к экзаменам.
Оснащение: психологическая литература, диагностический инструментарий, программы занятий, программы тренингов для учащихся, разработки классных часов, психолого-педагогический лекторий для родителей и педагогов, программы психологических гостиных для родителей, наглядные пособия, музыкальное оснащение пособия для психологических занятий.
1. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
№
п/п
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.
Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 1-х классов (на первичном и вторичном этапе).
Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения
2
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.
1. . Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований
сентябрь
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
2.Экспертный опрос педагогов
октябрь, апрель
3.Экспертный опрос родителей первоклассников
октябрь
4. Психологическое обследование первоклассников (тестирование групповое).
октябрь, апрель
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально)
в течение года
6.Психологическое обследование готовности к школьному обучению у детей, поступающих в школу.
.
апрель, май
Выявление уровня готовности детей к школьному обучению, с целью компенсации, устранения и восполнения имеющихся пробелов
3
Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися
октябрь-май
Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально).
в течение года
4.
Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников
1.Психологическая гостиная «Выработка единых требований к первокласснику в семье и в школе».
Сентябрь
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
2.Общее родительское собрание: «Трудности первых месяцев обучения в школе».
октябрь
3.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе».
ноябрь
4.Родительское собрание:
« Итоги адаптации детей в школе».
апрель
5.Индивидуальное консультирование
в течение года
6.Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Ваш ребёнок идёт в школу»
август
5.
Консультационная и просветительская работа с педагогами
1-х классов.
1.Метод. учёба: «Знакомство с программой: «Введение в школьную жизнь»ПРОГРАММА ШКОЛЫ!
сентябрь
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие
педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с первоклассниками с
целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
2.Метод. учёба для педагогов: «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации».
сентябрь
3.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации.
в течение года
4.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
в течение года
6.
Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников
1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы.
Ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в школе.
2.Малый педсовет: «Итоги адаптации первоклассников».
май
7.
Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, анкет, тестов.
Сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий.
сентябрь - октябрь
4.Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
2. Развитие познавательных способностей учащихся 2-3 классов
№
п/п
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.
Наблюдение учащихся
Целевое посещение уроков во 2 классах.
октябрь, ноябрь
Выявление учащихся, имеющих недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём наблюдения.
2
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление познавательных возможностей учащихся 2-3 классов школы.
1.Экспертный опрос педагогов
октябрь
Выявление учащихся, имеющих низкий и недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём проведения диагностики.
Выявление причин, затрудняющих развитие познавательной сферы учащихся 2 -3 классов.
2.Диагностика развития памяти, внимания у учащихся 2 классов групповая).
октябрь, ноябрь
3.Диагностика развития логического мышления у учащихся 3 классов (групповая).
ноябрь, декабрь
4.Анализ педагогической документации.
ноябрь
5.Углублённое исследование познавательной сферы учащихся 2-3 классов (индивидуально).
в течение года
3.
Коррекционно-развивающая работа.
1. Коррекционно-развивающие занятия (групповые) с учащимися 2-3 классов по развитию памяти, внимания, логического мышления.
ноябрь-апрель
Преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе. Повышение уровня развития внимания, памяти, логического мышления у учащихся
2.Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) с учащимися 2-3 классов.
в течение года
4.
Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 2-3 классов.
1. Общее родительское собрание: «Первые отметки»
(2 кл.).
Октябрь
Повышение психологической компетенции родителей учащихся, организация условий развития познавательной сферы
ребёнка в дом.условиях.
2. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Как помочь развить память и внимание?» (2 кл.).
ноябрь
3. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Гимнастика для ума»
(3 кл.).
декабрь
4. Индивидуальное консультирование.
в течение года
5.
Консультационная и просветительская работа с педагогами
2-3 классов
1. Метод.учёба: ТЕМА ОПРЕДЕЛИТСЯ ИЗ ПРОБЛЕМ ШКОЛЫ
январь
Повышение психологической компетенции педагогов, организация условий развития познавательной сферы
учащихся в школе.
2. Консультирование педагогов по вопросам развития познавательной сферы учащихся.
в течение года
3.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
в течение года
6.
Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
2. Подготовка к собраниям, метод.учёбе, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для коррекционно- развивающих занятий.
сентябрь
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
3. Психологическая подготовка учащихся 4-х классов к переходу в среднюю школу
-
№
п/п
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.
Наблюдение учащихся
Целевое посещение уроков в
4-х классах.
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих
проблемы в
мотивационно-личностной, интеллектуальной сферах, в межличностном общении путём наблюдения.
2.
Психолого-педагогическая диагностика.
1. Экспертный опрос педагогов.
ноябрь
Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путём диагностики
2. Диагностика интеллектуальной сферы.
январь
3. Диагностика мотивации учения.
февраль
4.Диагностика школьной тревожности.
март
5.Диагностика межличностных отношений в коллективе.
октябрь
апрель
3.
Коррекционно-развивающая работа.
1.Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия).
Октябрь
апрель
Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.
2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально).
в течение года
3. Классные часы.
4.
Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов
1. Родительское собрание: «Психологическая готовность учащихся к переходу в среднюю школу».
ноябрь-март
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка.
2. Общее родительское собрание: «Скоро в 5 класс!».
апрель
3. Индивидуальное консультирование.
в течение года
4. Семинар: «Психологическое здоровье учащихся».
март
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу. Преодоление трудностей через педагогические средства.
5. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.
в течение года
5.
Экспертная работа
Пед. консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу».
май
Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
6.
Методическая и аналитическая работа.
1.Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к
выполнению
запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, семинару, тренингам, классным часам.
в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для занятий
сентябрь - октябрь
4.Обработка диагностики.
в течение года
5.Анализ деятельности.
январь,
май
4. Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в периодадаптации к новым условиям.
№
п/п
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.
Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 5-х классов (на первичном и вторичном этапе).
Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения
2
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.
1. . Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований
сентябрь
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
2.Экспертный опрос педагогов
октябрь, апрель
3.Экспертный опрос родителей пятиклассников
октябрь
4. Психологическое обследование пятиклассников (тестирование групповое).
октябрь, апрель
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально)
в течение года
3
Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися
октябрь-май
Повышение положительного отношения к учёбе, учебной активности;
коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально).
в течение года
4.
Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
1.Общее родительское собрание: «Мотивация познавательной деятельности пятиклассника».
октябрь
2.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей к новым условиям».
ноябрь
3.Родительское собрание:
« Итоги адаптации детей в школе».
апрель
4.Индивидуальное консультирование
в течение года
5.
Консультационная и просветительская работа с педагогами
5-х классов.
1.Метод. учёба: «Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе»
сентябрь
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие
педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с пятиклассниками с
целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
2.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации.
в течение года
4.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
в течение года
6.
Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников
1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 5 классах школы.
Ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в школе.
2.Малый педсовет: «Итоги адаптации пятиклассников».
май
7.
Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, анкет, тестов.
Сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий.
сентябрь - октябрь
4.Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
6. Психологическая помощь учащимся 9-10 классов в профессиональном самоопределении
-
№
п/п
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.
Психологическая диагностика
1.Диагностика первичной профессиональной направленности (9 кл.) - групповая.
февраль, март
Определение способностей к тому или иному виду деятельности, профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, индивидуальных возможностей, способствующих начальному профессиональному самоопределению.
2.Диагностика профессиональной направленности (индивидуально).
в течение года
2.
Развивающая работа
1.Предпрофильный курс по психологии: ПРОГРАММА ШКОЛЫ
«Путь к успеху» (9-10 кл.).декабрь- январь
Овладение социально-психологическими знаниями.
Осознание своих
профессиональных
намерений,
интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, эмоционального отношения к выбору профессии.
2.Классные часы.
ноябрь, март
3.
Консультативная работа с учащимися
Индивидуальные и групповые консультации
в течение года
Продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии. Психологическая поддержка.
4.
Консультативная и просветительская работа с родителями учащихся и классными руководителями, работающими
в 9 - 10 кл.
1.Родительское собрание: «Психологическая помощь в выборе профессии» (9 кл.).
январь-февраль
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах выбора профессии.
2.Индивидуальное консультирование родителей.
в течение года
3.Консультирование педагогов по вопросам профессиональной ориентации учащихся.
в течение года
5.
Методическая и аналитическая работа.
1.Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к курсу , к классным часам, родительским собраниям.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для занятий.
сентябрь, октябрь
4.Обработка диагностики
в течение года
5.Анализ деятельности
январь, май
7. Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
-
№
п/п
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.
Коррекционно-развивающая работа
1. Тренинг: «Психологическая подготовка к экзаменам»
2. Классный час
Март
апрель
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы.
2.
Консультативная работа с учащимися.
.
Индивидуальные и групповые консультации
в течение года
Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ своих установок.
3.
Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами, работающими в 9 классах 11.
.
1.Родительское собрание: «Психологическая помощь ребёнку в подготовке к экзаменам».
Апрель
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах психологической подготовки к экзаменам.
2. Индивидуальное консультирование родителей учащихся.
в течение года
3. Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки учащихся к экзаменам
в течение года
4.
Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка к тренингу, классному часу.
март, апрель
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы
2. Подготовка к родительскому собранию.
апрель
3. Изготовление пособий для тренинга.
февраль
4. Анализ деятельности
январь, май
8. Мотивационно - личностное развитие учащихся 10 классов
-
№
п/п
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.
Наблюдение учащихся
Целевое посещение уроков
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сфере путём наблюдения.
2.
Психолого-педагогическая диагностика
1.Диагностика эмоционального состояния учащихся во вновь созданных классах.
Сентябрь
Выявление учащихся, испытывающих проблемы адаптации, проблемы в мотивационно-личностной сфере
2. Диагностика мотивации учения
октябрь
3. Диагностика тревожности
ноябрь
4.Диагностика самооценки
Ноябрь
5. Углублённое психологическое исследование (индивидуально)
в течение года
3.
Коррекционно-развивающая работа
1. Проведение классных часов
2. Проведение занятий: «Что такое психология?»
в течение года
в течение года
Повышение положительного отношения к учёбе, учебной активности; обучение способам саморегуляции и самоконтроля; формирование чувства уверенности в себе, в свои силы.
Получение начальных, базовых знаний о психологии.
4.
Консультационная работа с учащимися 9-11 классов
Индивидуальное и групповое консультирование по проблемам мотивационно-личностной сферы
в течение года
Выявление причин возникновения проблем в развитии личностной и мотивационной сферы, совместный
поиск путей
разрешения проблем. Психологическая поддержка
5.
Консультационная и просветительская работа с родителями
учащихся 9-11 классов
1.Родительское собрание: «Проблемы старшего подросткового возраста» (9 кл.).
2.Родительское собрание: «Влияние семейной микросреды на психическое развитие ребёнка. Роль общения в семье» (10 - 11 кл.).
3. Индивидуальные консультации.
Декабрь
январь
в течение года
Повышение психологической компетенции
родителей учащихся
в вопросах возрастных особенностей подрост-
кового возраста, принятие на себя ответственности за формирование позитивных отношений с ребёнком, за мотивационно-личностное развитие.
6.
Консультационная и просветительская работа с педагогами, работающими в 9-11 классах.
1. Семинар: «Школьные конфликты. Пути их разрешения».
2 .Консультирование по актуальным запросам,
касающихся проблем обучения, поведения
конкретных учащихся или класса в целом.
Март
в течение года
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и
психологической стороны деятельности учителей,
работающих с учащимися 9-11 кл.
7.
Методическая и аналитическая работа
1. Подготовка опросников, тестов.
Сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы
2. Подготовка к собраниям, семинару, занятиям, классным часам.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для занятий.
сентябрь
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
Педагог психолог Альмухамедова А.А.