Мастер-класс «Распознавание эмоций через телесные ощущения»

Современный человек все более тяготеет к восприятию информации, данной посредством визуального ряда. Однако при этом он редко проявляет осознанный, осмысленный выбор медиапродуктов, и видеоряд воспринимается им как информация для усвоения. Отсутствие критического мышления, принятие "на веру" всего прочитанного и увиденного очень выгодно рекламодателям, PR-компаниям, пресс-службам, медиацентрам и пр.Современные подростки, увлечённые компьютерными играми не очень умеют распознавать свои эмоции и ч...
Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Старкова Наталья Валерьевна, учитель биологии МАОУ СОШ №8 г.Березники Пермского края

Мастер- класс

«Распознавание эмоций через телесные ощущения»

Цели:

  • Создание условий для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние.

Задачи:

  • Актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций.

  • Развить навыки распознавания телесные ощущения.

  • Развить навыки соотношения телесных ощущений с появлением эмоций и чувств.

Необходимые материалы:

  1. Видео фрагменты

  • «Смешное видео - дети смеется»,

  • «Привидение на авторегистраторе»

  • «Поколение»

  1. Бланка с земляными червями

  2. Банка с водой, водорослями и гигантскими улитками

  3. Бланки с «заготовками лиц»

  4. Карандаши, ручки


Ход занятия

1. Введение

Приветствие

- Здравствуйте, уважаемые участники! Мы снова говорим об эмоциях и чувствах, но сегодня мы научимся определять, что происходит за секунду до нашего осознания той или иной эмоции.

Эволюция, по - видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей.

ЭМОЦИИ - это опыт всего тела, включающий чувства, телесные ощущения и мысли.

Существуют 6 уникальных эмоций: ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ И УДИВЛЕНИЕ. Это вы уже знаете. Сегодня нам предстоит ответить на вопросы

  • КОГДА, а главное КАК мы их понимаем, что испытываем ту или иную эмоцию?

  • ЧТО происходит в нашем теле или на его поверхности перед тем, как мы осознаём эмоции?

Упражнение «ВАШИ ЭМОЦИИ».

Я предлагаю вам у выполнить рисуночное упражнение «Ваши эмоции». На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание.

Первое лицо должно быть радостным.

Второе - грустным.

Третье - злым.

Четвертое - обиженным.

То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции. Время работы 2 мин.

(участникам раздаются заготовки для работы с нарисованными «лицами» - овалами)

Мастер- класс «Распознавание эмоций через телесные ощущения»



После сдачи работ начинается обсуждение.

- Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.

  • ПЕРВОЕ ЛИЦО - РАДОСТЬ - вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, ГЛАЗА при этом прикрыты, МОРЩИНКИ радости.

  • ВТОРОЕ ЛИЦО - ГРУСТЬ - вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, МОРЩИНКИ грусти или печали.

  • ТРЕТЬЕ ЛИЦО - ЗЛОСТЬ - вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, глаза широко открыты, навыкате.

  • ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО - ОБИДА - вы постарались передать обиду, сделав упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, у кого то нарисована слеза, РОТ прикрыт или даже ГУБЫ сжаты.

Вывод: Это рисуночное упражнение даёт возможность увидеть, как вы умеете понимать, считывать эмоции по меняющейся мимике лица.

Интересная информация

Вообще, при расшифровке рисунков следует учитывать следующее. ГЛАЗА - это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ - склонность к демонстративности, вызывающее поведение. БРОВИ - это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ НА ЛБУ - склонность к размышлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ - нерешительность, нежелание идти на риск. НОС - умение строить догадки и предположения, интуиция. РОТ - контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. ПОДБОРОДОК - упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. УШИ - умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. МОРЩИНЫ ВОЗЛЕ РТА - вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.

2. Основная часть

Тепловая карта эмоций или где ощущаются эмоции.

Вы когда-нибудь задумывались, какие ощущения в теле вызывают различные эмоции? Где в теле отражается, например, гнев или любовь? Что чувствует тело, когда испытываешь обиду? Как отзывается в теле эмоция отвращения? Ученым из университета Аалто (Финляндия) эти вопросы показались очень интересными, и они провели интересное исследование. Цель исследования заключалась в выявлении участков тела, которые максимально активны в момент возникновения той или иной эмоции.

Мастер- класс «Распознавание эмоций через телесные ощущения»

Мастер- класс «Распознавание эмоций через телесные ощущения»

Рис. Тепловая карта эмоций.

Под активностью в данном случае имеются ввиду любые телесные ощущения: тепло, покалывание, зуд и пр. Обращаем особое внимание, что «тепловые карты эмоций» построены на субъективных ощущениях испытуемых. Реальные замеры температуры ничего не показали. Что, в общем-то, не удивительно, ведь эмоции возникали на очень короткое время.

В эксперименте приняли участие примерно семьсот человек. Им демонстрировали различные стимулы (преимущественно видеосюжеты и картинки), которые должны были вызвать у испытуемых определённые эмоциональные отклики. После демонстрации стимула определяли повышение или понижение активности в разных участках тела.

В результате эксперимента получились карты, показывающие какие участки тела наиболее активны в момент переживания той или иной эмоции. Впоследствии эти карты получили название «тепловых карт эмоций». Такое название «прилипло», скорее всего, из-за визуального сходства. В реальности же холодные цвета (черный, синий, голубой) означают наименьшую активность, а теплые (желтый, оранжевый, красный) наибольшую.

Глядя на эти карты эмоций первое, что приходит на ум - словосочетание «светится от счастья» не далеко от реальности! Поговорка «От любви до ненависти один шаг!» тоже попала прямо в яблочко. А депрессия - это действительно пустота в душе... В злости максимально активны руки - возможно потому, что объекту злости очень хочется дать в глаз!

Удивительно, правда? Получается, что подсознательно, люди, без всяких экспериментов, всегда знали, какие участки тела активируются в ответ на соответствующую эмоцию. Это как раз тот случай, когда наши предки интуитивно знали и, более того, пользовались этим знанием, а мы только сейчас до всего этого доходим, причем со скоростью ленивой черепахи...

Мы предлагаем вам сейчас поучаствовать в упражнениях и попробовать определить, что происходит с вашим телом в разных ситуациях.

Упражнение 1. «Страх»

С помощью фильма «Привидение на авторегистраторе» у участников вызывается эмоция страха.

вопросы эксперта

ответы детей

- Какую эмоцию вы испытали?

страх

ужас

- Что вы ощутили?

- Как поняли, что вы боитесь?

- Что почувствовали?

1.Перехватило дыхание

2. Похолодели руки

3. Зажмурилась

4. Сжалась в комок

5. Волосы встали дыбом

6. Не могла ничего сказать

- Что произошло потом? Почему?

1. Стало смешно

2. Стало хорошо, отпустило

3. Стало весело

Вывод:

В ситуации внезапности, страха, неизвестности «внутренности» сжимаются, кровеносные сосуды сужаются, этот спазм приводит к остановке дыхания, оттоку крови. Но после «осознания» отсутствия реальной опасности происходит обратная реакция - приток крови приводит к кислородному обогащению, что приводит к весёлости, смеху.

Упражнение 2. «Отвращение»

- Ребята, я принесла вам банку с чем-то неизвестными, возможно неприятным… оно шевелится… ползает….

Я предлагаю выйти по одному и опустить руку в банку….

(участники проекта выходят по одному, кто-то может сделать, кто-то отказывается выполнять предложенное)

вопросы эксперта

ответы детей

- Какую эмоцию вы испытали?

отвращение

ужас

панику

брезгливость

- Что вы ощутили?

- Как поняли, что вы боитесь?

- Что почувствовали?

1. Скованность, спазм руки

2. Мурашки побежали

3. Зажмурилась

4. Сжалась в комок

5. Комок к горлу подкатил

6. Не могла ничего сказать

- Что произошло потом? Почему?

1. Не прошло, я не люблю червей

2. Когда понял, что это, успокоился

3. Стало весело

Вывод:

В ситуации отвращения, неизвестности, внутренности сжимаются, словно бы выворачиваются, возникает рвотный рефлекс. Возможен ступор, спазм, руки не слушаются, кожа покрывается мурашками.

Упражнение 3. «Злость, грусть»

С помощью фильма «Поколение» у участников вызывается эмоция злости, негодования, обиды. По сюжету фильма двое молодых людей обижают старика - ветерана и уходят, оставляя зрителей с этими чувствами.

вопросы эксперта

ответы детей

- Какую эмоцию вы испытали?

злость

обида

ярость

- Что вы ощутили?

- Как поняли, что вы боитесь?

- Что почувствовали?

1.Защипало в носу

2. В глазах закололо

3.Захотелось плакать

4. Сжалась в комок

5. Сердце заболело

6. В груди защемило

- Что произошло потом? Почему?

1. Осталась грусть, что не изменить

2. Осталась обида

3. Захотелось изменить этих парней, поговорить с ними

Вывод:

В ситуации когда обижают слабых, стариков хочется кричать, отвечать обидчикам, сжимаются кулаки, весь сжимаешь, и даже сжимается сердце, внутренности… Начинает болеть внутри и хочется плакать…

Упражнение 4. «Радость»

В конце занятия участникам предлагается посмотреть фильм «Смешное видео - дети смеются». У участников вызывается эмоция радости. В ролике показаны разные дети от 5 месяцев до 1 года. Все дети смеются, веселятся, заливаются смехом. Глядя на них участники мастер-класса начинают улыбаться и даже смеяться.

вопросы эксперта

ответы детей

- Какую эмоцию вы испытали?

радость

- Что вы ощутили?

- Как поняли, что вы боитесь?

- Что почувствовали?

1.Губы вытянулись в улыбку

2. Стало хорошо

3.Захотелось смеяться

4. Слёзы, почему-то, выступили

5. Стало внутри тепло

6. Руки в разные стороны раскрылись

7. Поджалось внутри, заикала

- Что произошло потом? Почему?

1. Осталась радость

2. Осталась успокоенность

3. Захотелось ещё раз посмотреть

Вывод:

В ситуации когда дети смеются, становится хорошо, спокойно, забываешь обо всём… Сначала улыбаешься, потом начинаешь смеяться сам. Это заразительно…

Потом остаётся успокоенность, расслабленность во всём теле, чувство теплоты и даже становиться жарко.

Рефлексивный вывод по мастер-классу

Перед тем как осознать эмоцию, мы ощущаем своё тело, принимаем сигналы от внутренних органов и кожи. Это происходит быстро, мы порой не успеваем понять всё это, но цепочка именно такая:

физиологические изменения - проявления их - осознавание эмоций.

Точно так же и окружающие считывают наше состояние по позе, мимике, жестам, состоянию кожных покровов (бледная, красная), ритму дыхания (учащённый, уреженный) и т.д.

Можно сказать, что человек, который научился регулировать своё внутреннее состояние, научился управлять эмоциями.

Можно также сказать, что человек, который научился считывать состояние другого, лучше понимает окружающих.





















© 2010-2022