- Преподавателю
- Школьному психологу
- Родительское собрание Роль семьи в воспитании ребенка
Родительское собрание Роль семьи в воспитании ребенка
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комазёнкова А.А. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Родительское собрание на тему
«Роль семьи в воспитании ребёнка»
Цели:
1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания.
Сценарий собрания
На столе у учителя лежат фигуры сердечек разных цветов.
Каждый участник родительского собрания выбирает сердечко для себя, после присаживается на своё место.
Педагог-психолог:
-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей. Послушайте стихотворение Агнии Барто:
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу, земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же - футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!
Педагог- психолог задает родителям вопросы:
· Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
· Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
· Бывает ли у вас такое желание и настроение?
· Почему оно появляется?
· Как вы думаете - появляется такое желание у ваших детей?
· Какова тому причина?
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.
Помните, что ребенок - зеркало жизни своих родителей.
А.С. Макаренко
Сообщение педагога-психолога
«Роль семьи в развитии и воспитании ребенка».
Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.
Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.
Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития. В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к учению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретения знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий. Четвертый не знает зачем он учится. Все эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых все в готовом виде.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
Практическая часть родительского собрания.
Родители делятся на три группы. У каждой группы на столе лежат фломастеры, ручки, клей, лист А3 с изображением школьника.
Упражнение 1. Работа в группах.
Каждой группе даётся задание определить интересы, знания и умения ребенка в определённый период жизни. Изобразить это на листе А3 или представить в виде записей. ( Группы: ребенок детского сада, ребенок 1 класса, выпускник школы).
Презентация работ. Обсуждение. Педагог психолог выделяет главные цели и задачи участия родителя в каждом этапе жизни ребенка. Подводит итог и даёт общие рекомендации для достижения «идеального» выпускника.
Упражнение 2. «Мозговой штурм»
Объясните , как Вы понимаете следующие высказывания.
-
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
-
Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растет ребенок как сорняк.
-
Что учат дома дети, то знают и соседи.
-
Яблоко от яблони далеко не падает.
Просмотр видео «Дети видят - дети делают»
Упражнение 3 «Детская душа»
- Душа ребенка - это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана )
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, клеят сердечко к чаше)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других - жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
И в заключении нашего родительского собрания хочу прочитать Вам слова Л.Н. Толстого: "Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!"