Статья: Одаренный ребёнок - кто он?

Кто он одаренный ребёнок? Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства… Самая обычная ситуация: рождается ребёнок. Вот он родился, растёт... Вот ему два годика...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одаренный ребенок - кто он?

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства…

Самая обычная ситуация: рождается ребёнок. Вот он родился, растёт... Вот ему два годика, три… четыре...

Вдруг родители, другие родственники, окружающие, воспитатели в детском саду начинают замечать нечто особенное, странное, необычное для детей такого возраста. Ребёнок рассуждает, мыслит категориями, не свойственными детям его возраста, вместо того чтобы быть «почемучкой», задавать множество «детских» вопросов, он хочет говорить с родителями о «взрослых» вещах и на «взрослые» темы, например «Почему человек не бережёт природу», «Откуда мы произошли», «Кто такой Бог и что такое справедливость»…

Ребёнок оперирует понятиями, не характерными для детей такого возраста, причём значение этих понятий он понимает довольно отчётливо.

Другие варианты: ребёнок уже в два-три года стремится во что бы то ни стало овладеть чтением и/или письмом, а потом, получив необходимые знания, начинает применять их: читает книги, не предназначенные для детей данного возраста, пишет «взрослые», глубокие, серьёзные стихи.

Ребёнок слишком усидчив, ответственен, увлечён каким-то одним занятием в течение долгого времени, не играет со сверстниками, ему с ними скучно, он тянется к ребятам постарше. Либо, как вариант, родители замечают, что ребёнок очень хорошо, успешно делает что-то (играет на музыкальном инструменте, рисует, решает сложные математические задачи), но уделяет мало внимания или не уделяет совсем, например, подвижным играм, куклам, машинкам (игрушкам вообще). Иными словами, родители понимают, что их малыш не такой, как все, необычный, особенный - он одарённый.

Как же помочь родителям и учителям?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!


Отличительные особенности одаренных детей

  • их отличает высокий энергетический уровень, спят они меньше обычного;

  • моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;

  • зрение еще нестабильно;

  • они остро реагируют на все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;

  • могут следить за несколькими процессами одновременно и активно исследуют все окружающее;

  • способны воспринимать связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы;

  • у них отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают им накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;

  • большой словарный запас, к тому же они любят и могут изобретать собственные слова;

  • предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимают ваше уже готовое решение;

  • повышенные математические способности в вычислении и логике;

  • способны концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;

  • у них обостренное чувство справедливости, они остро реагируют на несправедливость и предъявляют высокие требования к себе и окружающим;

  • они часто обладают богатой фантазией и воображением, придумывают образы братьев и сестер, друзей и врагов;

  • хорошо развито чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, могут до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;

  • им недостает энергетического баланса - они нетерпеливы и порывисты;

  • для них характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;

  • нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у таких детей трудностей в общении со сверстниками.

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

  • Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

  • Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

  • Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

  • Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

  • Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

  • Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

  • Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

  • Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять егов экстремальной ситуации.

  • Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

  • Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

  • Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

  • Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.

Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:

  • Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

  • Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.

  • Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.

  • Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.

  • Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

  • Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.

  • Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно предложить следующее:


  • Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.

  • Предоставление большей самостоятельности.

  • Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах

  • Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.

Умственная одаренность, основанная на хорошей памяти, далеко не всегда приводит к высшему ее проявлению - творчеству. Имеются данные психологических исследований, согласно которым высокий уровень развития интеллекта не всегда связан с таким же высоким уровнем творческого потенциала Но именно эта способность к творчеству привлекает исследователей больше всего. Можно, оказывается, много знать, но не уметь ничего изобрести нового и оригинального.

Дело в том, что для учебной деятельности важнее оказывается преимущественно конвергентное мышление, направленное на поиск логически единственного правильного ответа, а для творчества важно дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано несколько правильных ответов.

Если говорить образно, то шаблонное мышление - это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы, нешаблонное - попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вырытую наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее рытье. С другой стороны, держат обязательства перед социумом идти по выбранному пути.

Учитель должен:

  • быть доброжелательным и чутким;

  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • иметь широкий круг интересов и умений;

  • иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  • иметь живой и активный характер;

  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

Алгоритм отчета о работе учителя с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

1.Как вы понимаете термин "Способный (одаренный ) ученик?

2.Какое содержание вы вкладываете в понятие "базовый компонент"? Качество выполнения, причины отставания.

3.Как базовый компонент выделен вами в учебной программе?

4.Как вы выделяете детей с повышенными учебными способностями?

5.Какая работа проведена вами по организации деятельности учащихся с повышенными учебными способностями на уроке и во внеурочное время?

6.Участие ваших учащихся на олимпиадах (школьных, районных, городских), количество учащихся, занимаемые места.

7.Как проходит отбор и организация по подготовке к участию в олимпиадах?

8.Как организована ваша деятельность по развитию учебных способностей учащихся и познавательного интереса по предмету?

9.Ваши предложения по организации работы в школе с учащимися, имеющими повышенные способности.

Рекомендации:

• на каждом уроке задействовать интеллектуальный и творческий потенциал одаренного ребенка

• Развитие инициативы ребенка через организацию ярмарки ученических идей (а не только организация мероприятий по инициативе самого учителя/ воспитателя)

• Создание ситуаций проявления творческого потенциала одаренной личности на уроках и вне уроков

• Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков, где учитель выступает в роли полноправного партнера, помощника

• Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

• Использование данных полученных в ходе мониторинга творческого развития для более полного раскрытия одаренности ребенка

• Направление познавательной активности ребенка на формирование устойчивых моральных качеств.

• Учитывать одаренность как сложное явление в психологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося.

Рекомендации по работе с одаренными детьми


  • Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

  • Быть доброжелательным и чутким;

  • уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

  • Обладать чувством юмора;

  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний; Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.

Рекомендации для учителей

при работе с одаренными детьми:


  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

  • Подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

  • Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

  • Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми.

  • Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

  • Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

© 2010-2022