- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья по теме Медиация как форма решения семейных конфликтов
Статья по теме Медиация как форма решения семейных конфликтов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исмагилова Л.И. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Медиация как форма решения семейных конфликтов
Основной причиной распада семей является внутрисемейный конфликт, в основе которого могут лежать следующие факторы: супружеская неверность; неудовлетворенность друг другом; психологическая несовместимость, несовместимость характеров, взглядов и жизненных ценностей; неумение строить семейные отношения и предотвращать конфликтные ситуации; разочарование в супруге; алкоголизм или зависимость от наркотиков у одного из супругов; безответственное отношение одного из супругов к семейной жизни; конфликты с детьми.
Одним из способов решения семейных конфликтов и улучшения взаимодействия в семье является семейная медиация.
При изучении медиации (1) как формы решения конфликтов необходимо сначала рассмотреть само понятие. Поэтому мы проанализируем подходы разных направлений к пониманию понятия «медиация», рассмотрим их особенности.
«Термин «медиация» происходит от латинского «mediare» (посредничать, выступать в роли лица, при участии которого ведутся переговоры) и активно используется в зарубежных странах [1, стр 10].» «Существует два подхода к определению понятия «медиация»: концептуальный и описательный [2, стр. 7].»
Концептуальный подход определяет понятие «медиация» - как добровольную конфиденциальную процедуру примирения, в которой медиатор (нейтральное лицо) способствует участникам во взаимодействии с целью заключения договоренности. Данная модель определения медиации в переносе на образовательную практику может подразумевать под «переговорами» и «взаимоприемлемым соглашением» решение конфликта и подписание примирительного соглашения.
Описательный подход определяет понятие медиация как «процедуру «урегулирования конфликта, при которой спорящие стороны встречаются с медиатором и разговаривают, после чего делают попытку разрешить противоречие». [2, стр. 8] Такое определение позволяет «раскрыть содержание медиации определенного вида или модели». [2, стр. 8]
В отечественной литературе при определении понятия исследователи опираются на содержательный аспект процедуры, то есть на «содействие нейтрального лица переговорам сторон с целью мирного завершения конфликта» (Решетников И. В. [3, с. 53] Давыденко Д. Л. [4, с. 42].
Исходя из вышесказанного, в своей работе мы будем опираться на следующее понятие: [1, стр. 10] «Медиация" - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора». [5, стр. 3] Данное определение дается в «Концепции
развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)»
В нем также говорится, что целью медиации является примирение сторон и добровольное участие в ее проведении. Следовательно, можно говорить о принципах реализации данного подхода. Калашник С. И. приводит классификацию принципов медиации в зависимости от их функционального значения:
-
Организационные принципы - характеризующие проведение медиации и статус ее участников. К ним относится добровольность и нейтральность медиатора. К ним относят конфеденциальность, самостоятельность, сотрудничество и равноправие сторон.
-
Процедурные принципы - характеризующие порядок проведения медиации. [2, стр. 31].
Современная концепция медиации основывается на «Гарвардском методе» разработанным Р. Фишером и У. Ури, в 1981 году, суть которого заключается в «совместных действиях» по выявлению интересов. [6; 7, стр. 8] Основой деятельности медиатора становится помощь участникам конфликта в решении их противоречия путем вынесения на первый план интересов, компетентностного выстраивания переговоров, применяя технологию ведения примирительных процедур в целях управления ими.
Преимущества медиации.
-
Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
-
Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
-
Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
-
Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
-
Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
-
Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения. [8, стр. 8, 15].
Любой вид деятельности, применяемый в обществе, подчиняется определенным нормам и правилам. На сегодняшний день принято несколько нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность в данном направлении. [2, стр. 84]. Рассматривая медиацию как процесс применимый в практике, необходимо в первую очередь, сослаться на нормативно правовые документы, регламентирующие данный вид деятельности. Без правового регулирования этот процесс был бы невозможен. Итак, занимаясь рассмотрением данного направления мы ориентируемся на:
-
Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
-
Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". -
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р
-
Европейский кодекс поведения медиаторов;
-
Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. 17 марта 2009 г.
-
Федеральный закон № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.
-
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Рассматривая вопрос о тех случаях, когда программы медиации могут применяться, а когда они запрещены Калашник С. И. вводит понятие «медиабельность» - это показатель возможности рассмотрения дела службами примирения или медиаторами. [2, стр. 105].
Программа примирения в семье применяется при работе с семьей. [8, стр. 18- 19] «В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 193-ФЗ споры, возникающие в семейных правоотношениях, могут разрешаться в примирительной процедуре по общим правилам частной медиации». [2, стр. 177]
Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьи отношений и создание диалога (тогда программа ближе к конфликтологической), либо на разрешение криминальной ситуации - например, в случае воровства в семье (ближе к программе примирения жертвы и нарушителя), а так же могут решаться проблемы воспитания и общения с ребенком. [8, стр. 18- 19; 2, стр. 177] Процедура медиации в данном случае направлена на сохранение дружеских отношений, формирование нормальной коммуникации, осознанию общих интересов, благополучие детей. [2, стр. 182]
Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы, таких, например, как семейная психотерапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации. [8, стр. 18- 19]
Наиболее приемлемой моделью семейной медиации специалисты считают терапевтическую модель или сомедиация. При этом медиатору требуется психологическая подготовка. [2, стр. 186]
«Круг заботы»
Еще одной техникой медиации является «круг заботы». Одна из самых сложных программ. Эта процедура проводится в случае семейного конфликта; если семья признана находящейся в трудной жизненной ситуации («ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно» Федеральный закон № 195-ФЗ); в случае непонимания в семье, ухода подростков из семьи; когда физически нарушена или отсутствует семья. [9, стр. 31]
В данной процедуре участвует социальный педагог, который обследуя семью, выявляет круг лиц, способных заботиться о ребенке и оказать влияние на семью и воспитание в ней. К участию в «круге заботы» могут быть приглашены, родственники, социальный педагог, психолог, учителя, одноклассники, коллеги родителей по работе и т. д. При этом эти люди могут сообщить те сведения, которые конфликтующие стороны сознательно или подсознательно стараются скрыть, но которые являются основанием истинного конфликта. Родители вместе с социальным педагогом обговаривают круг лиц участвующих в программе, время и продолжительность встречи.
Можно говорить о том, что «круг заботы» это серия взаимосвязанных мероприятий. Присутствие социального работника (социального педагога) обязательно. Такой круг это начало большой работы со стороны всех участников и таких кругов может быть несколько, пока ситуация полностью не исправится. [9, стр. 16]
Отметим еще один аспект такой медиации - это понимающий аспект. То есть данная форма помогает людям озвучить, ситуацию с их точки зрения. Здесь происходит осознание произошедшего со сторонами. Причем за видимой стороной конфликта, могут быть скрытые, очень глубинные причины и в процессе медиации их необходимо выяснить.
Важно заметить, что медиатор не ставит «диагноза», соответственно не подбирает «способа лечения». Такой способ исправления ситуации вырабатывают стороны.
Список литературы
-
Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. - 2007. № 1- с. 10
-
С. И. Калашник «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.
-
Решетников И. В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. - 2007. № 2(4). - с. 53.
-
Давыденко Д. Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес конфликтах. - М.: Секрет фирмы, 2006. - с. 42
-
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р) -
Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2005.
-
Литвинов А. В. Введение в медиацию. samlib.ru. 22.05.2011
-
Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.
-
Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). - М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая реформа≫, 2014. - 152 с.