Выступление на тему: Работа с труднымидетьми

Тема: « Психолого-педагогические технологии работы с детьми с девиантным поведением, а также с детьми из проблемных и неблагополучных семей».В период школьного обучения детипроходят основные стадии развития. И именно школа представляет собой микромодельобщества, где учащиеся могут приобрести навыки самоуправления, созидательнойдеятельности, эффективного социального и межличностного взаимодействия.Предупреждение правонарушений срединесовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения пр...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Психолого-педагогические технологии работы с детьми с девиантным поведением, а также с детьми из проблемных и неблагополучных семей».

В период школьного обучения дети проходят основные стадии развития. И именно школа представляет собой микромодель общества, где учащиеся могут приобрести навыки самоуправления, созидательной деятельности, эффективного социального и межличностного взаимодействия. Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе.

Дети девиантного поведения, «Дети группы риска», « Дети требующие особого внимания» - дети именно этих категорий находятся чаще всего в сложной жизненной ситуации.

Проанализировав отчеты прошлых лет, мы убедились в том, что данная проблема очень актуальна. И существует эта проблема девиации не только сегодня, она была вчера и останется завтра, ведь человечеству свойственно отклоняться от оси своего развития.

Педагоги-психологи школы организуют психолого-педагогическое сопровождение учащихся, которое включает в себя комплексное психологическое обследование этих детей, составление и реализацию индивидуальной программы помощи.

Направления деятельности школьного психолога в работе с детьми девиантного поведения:

1.Диагностика.

Диагностическая работа с несовершеннолетним и его законными представителями направлена на изучение детско-родительских отношений, особенностей интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы.

Данная работа осуществляется через использование проективных и бланковых методик. Диагностика ребёнка и семьи позволяет не только изучить актуальное состояние семьи и ребёнка, но и наметить наиболее эффективные пути коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы с несовершеннолетними и их родителями.

Диагностика нам помогает выявить причины, порождающие различные формы отклонений, такие как:

-социально-педагогическая запущенность, когда ребенок видит себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствие у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков;

-глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье ,систематическими неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе,неправильным(несправедливым,грубым,жестоким)отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.

-отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы и т.д.

-отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности.

-безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этом фоне социально-психологическая дезадаптация.

Используемые диагностические методики:

( «Биополе семьи», «Близкие ребенку люди», «Психологический климат в классе», «Рефентометрия», «Самооценка психических состояний (по Айзенку)»,изучение межличностных взаимоотношений учащихся в классных коллективах (социометрия), выявление изолированных детей;

- изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х,8-х, 10-х классов, в том числе, самооценки, уровня тревожности; и т.д

Результаты диагностических исследований помогают составить индивидуальные карты или маршруты сопровождения.

2.Консультирование

После полученных результатов проводится консультация с учащимися и родителями (через классическую модель консультирования и 5 шаговой модели). В ходе консультирования могут, использоваться элементы арт-терапии, игровой терапии.

Работа с родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы. Эта работа направлена на преодоление накопившихся у родителей эмоциональных проблем, понимание родителями своей ответственности за будущее ребёнка, оптимизацию детско-родительских отношений, обсуждение перспектив развития и воспитания несовершеннолетних, информирование об возрастных и гендерных особенностях детей и подростков. Также мы информируем родителей и педагогов о результатах проведённой диагностики и предстоящей коррекционно-развивающей работе.

3.Следующий этап - коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетним, направлена на формирование навыков ответственного поведения, саморегуляции, положительного отношения к учёбе, потребности в здоровом образе жизни, коррекцию эмоциональной неустойчивости, повышение самоконтроля, обучение навыкам конструктивного общения, развитие коммуникативных навыков и осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы. С учащимися проводятся коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга, с арт-терапевтических техник (игротерапия,сказкотерапия,куклотерапия.

Эта работа ведется по программам:

«Тропинка к своему Я»(Хухлаева О.В)., «Психология общения младших подростков» (Н.В.Слободянник), «Тропинка к своему здоровью», «Учись учиться»,«Взимодействие друг с другом»(С.К.Шмурыгина), « Взаимное влияние»(С.К.Шмурыгина), «Мы вместе» программа профилактики суицидальных намерений среди учащихся(соц.педагоги, психологи школы №3).

4.Просвещение.

Большое внимание уделяется просветительской работе с детьми, родителями и педагогами. Работа эта проводится в разных формах: «Конференция отцов», «Родительские собрания», «Классные часы»-(темы «На тропе доверия», «Смысл жизни», «Конфликт .Пути выхода из конфликтной ситуации» и т.д.),«Клуб опекунов», «Практические занятия с элементами тренинга», «Видео-лектории», «Круглые столы», «Уроки психологии» и т.д.

На родительских собраниях, групповых консультациях педагогами-психологами школы были освещены следующие темы:

- Эффективные стили семейного воспитания.

- Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении.

- Профилактика возникновения кризисных состояний у детей и подростков.

- Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка.

- Как сохранить детское доверие?

- Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребенка.

и другие.

5.Профилактика.

В психологии и педагогике, как и в медицине, действует мудрость: лучше предотвратить болезнь, чем впоследствии заниматься её лечением.

Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, своевременность.

Определим формы профилактической работы, опираясь на точку зрения ученого-девиантолога Беличеву С.В.:

1) организация социальной среды;

2) информирование;

3) активное социальное обучение важным навыкам (тренинги);

4) организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (привлечение терапии искусством, спортом, познавательной деятельностью);

5) организация здорового образа жизни;

6) активизация личностных ресурсов.

Большой плюс в том, что в нашей школе есть уроки психологии, так как именно во время этих уроков идет большая профилактическая работа. Задачами этих уроков являются: снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации.

Когда организован досуг ребенка, когда он получает впечатление от общения, от личного участия в жизни коллектива, своей школы, он ощущает свою значимость, повышается его самооценка, он не одинок, он в коллективе, он среди людей. А мы все знаем, что одиночество, замкнутость, низкая самооценка, ощущение собственной ненужности, ранимость-это те причины, из-за которых чаще всего дети решаются на противоправные действия.

Одной из интересной и наиболее удачной (на мой взгляд) формой работы с несовершеннолетними является проведение Недели психологии.

Неделя психологии - это общешкольное мероприятие, которое проводится в течение недели и предполагает участие всех участников образовательного процесса, в первую очередь самих учащихся.

Каждый раз эта неделя проходит под разным названием. Вот, например, неделя психологии под названием «Мы вместе голосуем за Жизнь!».

Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию жизни.

В рамках этой недели прошли классные часы, практические занятия с элементами тренинга на тему: «Смысл жизни», «На тропе доверия», «Мы разные, но мы вместе» и т.д. Акции «Следопыт», «Винни Пух и все-все-все». Конкурсы: рисунков «Здравствуй, Мир-это Я!»; фотографий «О чем говорят наши лица», концерт «Мир начинается с тебя!», работала «Почта позитива».

Учащимся младшего и среднего звена очень понравился «Забор фантазий» (элемент арт-терапии).

Удачно прошел конкурс стихотворений и сочинений (элементы библиотерапии) на тему: «Я люблю тебя, Жизнь!», дети приняли активное участие, было очень много работ.

Вот строчки из сочинения ученицы 9 класса: «Я уверена, что жизнь-это игра в шахматы, ведь только сделав правильный шах, можно обыграть главного гроссмейстера - судьбу».

Или строчки из другого сочинения: «А я люблю жизнь, и поняла это только сейчас. Нельзя торопиться жить. Нельзя получить всё сразу, а получив надо уметь сохранить. Религия спасает нас. Любовь дает смысл жизни. Наркотики и алкоголь забирают всё. Ненависть и зависть разрушает человека, а Жизнь-одна!».

Подготовка недели - творческий процесс. Он показывает возможность работы и с отдельными детьми, и микрогруппами, и с классом и со всей школой в целом.

Вот именно в подготовке к различным мероприятиям мы часто привлекаем и детей, о которых говорят «дети, требующие особого внимания».

Наша задача - демонстрация детям их индивидуальности и ценности для общества через творческую реализацию. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.

Не секрет, что в каждом детском учреждении есть дети, на которых навешан «ярлык» плохого ученика. Однажды я попросила одного такого ученика сделать почтовый ящик. Уже через день он принес готовый ящик, сам нашел рабочих, чтоб прикрепили. А потом каждую перемену прибегал проверять есть ли там письма или нет. А потом он постоянно приходил и спрашивал: «Вам надо чем-нибудь помочь?».

А один из учеников принес свои рисунки, мы были удивлены его мастерством, что решили организовать его персональную выставку. И его имя зазвучала по-другому.

Привлечение к серьезным делам, чувство ответственности за что-то важное - это всё то, что обеспечит понимание ребенка, принятие ребенка, и вселения ему веры в то, что он не безразличен обществу, он полезен, он нужен!

Эти ребята являются помощниками-волонтёрами во всех делах. Они принимают участие и в украшение зала, и в изготовления наглядного материала, распространении раздаточных материалов, они с большим удовольствием дежурят у стендов, им можно доверить дело.

Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию основ здорового образа жизни у учащихся.

В прошлых учебных годах учащиеся приняли участие в Школьной Научно-Практической Конференции .

Ребята работали над проектами:

«Влияние курения на организм подростка»;

«Подростковый алкоголизм»;

Пусть эти ребята не заняли призовых мест, но то, как они готовились, подбирали материал, создавали слайдовые презентации, проводили опрос среди учащихся школы и как они гордились тем, что они тоже выступали на сцене, что их тоже слушали, выдали сертификаты участника конференции и это того стоило. Всё это подвигло их на дальнейшую работу, потом они выбрали новые темы и готовились к новой конференции.

Пусть эти результаты незначительны, но они значимы!

В этом году мы запланировали проведение такой недели, сейчас идет подготовка. Снова в рядах волонтеров дети заявленной группы и это радует!

Только в процессе тесного профессионального сотрудничества возможно добиться успехов в адаптации и гармонизации личности детей и подростков с расстройствами поведения.

Притча

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»

Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить противоправных намерений у учащихся. Чужих детей не бывает…





© 2010-2022