Использование интерактивных методов в профилактической работе гимназии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивных методов

в профилактической работе гимназии


Римшелите М.З. - заместитель директора по ВР

гимназии №9 г.Караганды


Слово "интерактив" в переводе с английского обозначает "взаимодействие", "взаимодействовать". Интерактивный - имеющий способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Суть интерактивного взаимодействия в профилактической работе состоит в том, что деятельность организуется таким образом, что все воспитанники оказываются вовлечёнными в совместную творческую деятельность. Они получают возможность оценивать свои поступки не столько через оценку взрослого человека, сколько через отношение к ним окружающих сверстников.

С нашей точки зрения, наиболее оптимальными могут стать такие пути психолого-педагогической работы с учащимися, которые отличаются следующими характеристиками:

  • недирективностью, ориентацией на возникновение у личности собственных смыслов, ресурсов, отношений относительно проблемной ситуации и на их основе - самостоятельных действий по преобразованию проблемной ситуации;

  • «самоподдержкой» - обращением к таким средствам, которые и в дальнейшем могли бы быть использованы личностью самостоятельно в критических ситуациях;

  • возможностью обращения к символическим формам, в которые облекаются размышления и переживания;

  • соответствием используемых психолого-педагогических технологий культурным традициям.

Существуют различные виды интерактивных методов, каждый их которых имеет определенную цель:

- передача знаний информации (лекции, уроки);

- изменение отношения (дискуссии, ролевые игры, дебаты, шоу-технологии);

- обучение социальным навыкам (тренинги, ролевое моделирование);

- обмен взглядами на ту или иную проблему (беседы, художественная деятельность).

Использование различных методов и технологий позволит как увеличить осведомленность, так и воздействовать психологически, затрагивая эмоции, чувства.

Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.

Целевые ориентации:

  • активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

  • возбуждение внутреннего диалога ученика;

  • обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;

  • индивидуализация педагогического взаимодействия;

  • вывод ученика на позицию субъекта обучения;

достижение двухсторонней связи учителя и ученика.

Естественно, что при организации и проведении уроков и занятий общего развития используется не одна технология, а комплекс технологий, методов, приёмов, призванных решить задачи урока и достичь поставленных целей.

Примеры интерактивных технологий, используемых в нашей гимназии:

  1. Акции

Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных эмоций, культурных значений. «Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете» - таков, видимо, пафос «психологического действа». Как нельзя лучше для создания такой среды подходит «Неделя безопасности в школе». Но эта акция с большим числом участников не всегда по силам одному педагогу. Поэтому акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Если они иногда случаются в школе - это замечательно.

Например, «День отказа», «Ищу друга» или «День без конфликтов». Такие акции, как «Лучший слоган против пива», «А мы - против!», могут быть реализованы следующим образом: подготавливается стенд («забор», «стена», несколько листов ватмана, скрепленных между собой). На них учащиеся могут записывать слоганы, высказывания, речевки, агитки.

Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции объединяют участников, создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние.

  1. Дебаты.

Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание.

Всем известна классическая модель дебатов, но для её использования требуется определённый навык учащихся и определённое количество времени для подготовки и тренировок спикеров. Такая модель дебатов реализуется в гимназическом дебатном клубе «Лидер», которая принимает участие в городских и областных турнирах.

Например, тема дебатов: «Прием наркотиков человек сам может контролировать». Одна команда доказывает этот тезис, а другая - опровергает, утверждая что «прием наркотиков человек сам не может контролировать». Обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры.

  • курение должно быть запрещено во всех публичных местах;

  • курение не должно быть запрещено во всех публичных местах;

  • алкоголиков и наркоманов надо изолировать от общества;

  • алкоголиков и наркоманов нельзя изолировать от общества;

  • нужно, чтобы наркоманы получали бесплатно чистые иглы и шприцы;

  • нельзя наркоманам предоставлять бесплатно чистые шприцы и иглы;

  • женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь

детей;

  • женщины, больные наркоманией, могут иметь детей.

На уроках используется модель «Экспресс-дебаты», «Модифицированные дебаты» (отдельные элементы дебатов), «Круглый стол», которые требуют минимум времени и легко используются на любом этапе урока.


  1. Игровые технологии

Оптимальное сочетание игры с другими формами УВП- одно из самых сложных действий игры. Педагогическая ценность игровых технологий заключается в том, что они становятся сильнейшими мотивационными факторами. Игры используются в гимназии на всех ступенях обучения. Может использоваться в качестве самостоятельной технологии на уроках ( для освоения понятий, раздела и даже целого раздела учебного предмета), как фрагмента урока ( закрепление, упражнение, контроль, введение) , как технология внеклассной работы ( коллективное творческое дело, Калкан щит, и др).

Нами используются такие виды игр как деловые, ролевые, дидактические, так и психологические, организационно-деятельностные.

Например:

«Курение - за и против» (5-6 класс)

В 5-6 классе можно начинать обучать детей вырабатывать общее мнение методом набора суждений, используя элементы деловой игры. Цель занятия: умение формулировать свои суждения. Занятие проводится в течение 45 мин в помещении класса. Для проведения урока нужны доска и мел. В занятии принимает участие весь класс. Проводящего занятие мы будем называть ведущим (В).

«Создание клипа «Мы выбираем здоровый образ жизни» (9 класс)

Группа работает в режиме проективной деловой игры. Она становится телестудией, сотрудники которой разрабатывают проект клипа «Мы выбираем здоровый образ жизни».

4. Шоу-технологии

Различные игровые мероприятия типа шоу демонстрируют телепередачи:

«Звездный час», «Зов джунглей», «Музыкальный ринг», «Без комплексов», «Пусть говорят», «Счастливый случай», классический КВН и др. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. Цели при организации урока по аналогии с шоу сходны с целями любой воспитательной акции, в которой участвует группа школьников, и представлены в следующем единстве: педагогическая цель (для зрителей - опыт

эмоционального реагирования в культурных формах), жизненная задача (для активных участников «сцена» - опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности), организаторская задача (социальная полезность)

5. Проектное обучение

Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

В нашей гимназии метод проектов применяется с 2006 г., проводится проектная неделя 2-11 классов в бесклассно-безурочном режиме, для обеспечения реализации учебных проектов были созданы оптимальные условия: организационно-управленческие, материально-технические, учебно-методические, информационные. Например, в этом учебном году уже реализовано 27 учебных проектов.

Примеры

«Стресс в жизни человека», «Профилактика зависимостей».

Основная миссия проектного обучения состоит в развитии у гимназистов осознания значимости коллективной работы для получения результатов, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

6.Дискуссия

Интераткивный метод познания, схожа с технологией «Дебаты». Первостепенное значение имеет факт сопоставление различных мнений по одному вопросу.

В гимназии проводятся дискуссия-диспут ( когда по теме дискуссии предоставляется всем желающим высказаться, носит более эмоциональный характер), конференция (обсуждение-спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы)., методика «вопрос-ответ» (например, для взаимоконтроля), «обсуждение вполголоса» (обсуждение в микрогруппах и выступление спикеров на общей дискуссии), «методика эстафета» ( каждый заканчивающий выступление участник передает слово тому, кому хочет).

«Свобода и зависимость» (9 класс)

Проводится дискуссия на тему «Курение - свобода или зависимость?».

Вначале обсуждение происходит в подгруппах, тезисы записываются на листах ватмана. Затем каждая подгруппа выдвигает участника, который от имени группы аргументирует свою точку зрения.

«Мифы» (9 класс)

Цель упражнения: помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.

7.Тренинги

Один из специфических способов получения личностного опыта. Все виды тренингов напрвлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков, позитивного отношения к себе и своим возможностям, достижения на этой основе облегчения процессов общения, обучения, труда.

Существует огромное количество тренингов и тренинговых упражнений, которые могут быть использованы на различных этапах урока или занятия в зависимости от педагогических целей.

8. ИКТ

Это технологии, использующие специальные технические информационные средства ( компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

В нашей гимназии создана библиотека оцифрованных фильмов для использования на уроках литературы- Собачье сердце, Война и мир, Тихий дон и др.

Больше 100 дисков по всем учебным предметам, полученных по линии МОН РК.

Тестирующие программы 2Финист», «Тестер», созданный учащимся нашей гимназии.

В данное время мы участвуем в эксперименте по линии Управления образования Карагандинской области « Электронная школа».

Создано расписание занятий в кабинетах с интерактивным оборудованием, где проводятся уроки по всем учебным предметам.

Доступ в Интернет с 60 машин ( динамический айпи адрес-скорость 256 килобайт в секунду, статичекий айпи адрес-2 мегабайта в секунду).

Одной из актуальнейших проблем нашей республики является разработка системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних. Сегодня, когда разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы т традиции семейного уклада, происходит резкое снижение воспитательного воздействия на личность ребенка. Это приводит к росту социального сиротства и асоциального поведения несовершеннолетних.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
• доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
• демократический стиль;
• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивции обучающихся.
Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:
• Высокую мотивацию.
• Прочность знаний.
• Творчество и фантазию.
• Коммуникабельность.
• Активная жизненная позицию.
• Командный дух.
• Ценность индивидуальности.
• Свободу самовыражения.
• Акцент на деятельность.
• Взаимоуважение.
• Демократичность


© 2010-2022