- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг по переходу из 4 класса в 5 (преемственность)
Тренинг по переходу из 4 класса в 5 (преемственность)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимошина Т.Ю. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комитет по образованию Администрации г. Подольска
Муниципальное образовательное учреждение « МОУ СОШ №28»
Программа разового тренинга по переходу из 4 класса в 5-й (преемственность)
Автор: педагог - психолог
Т. Ю. Тимошина
г. Подольск 2016 год
Пояснительная записка.
Актуальность. Заканчивая 4 класс, ученики полны страхов и тревоги - как они смогут учиться в классе 5-м, какие их там ждут испытания, какими будут новые учителя, новые предметы, новые межличностные отношения со старшеклассниками и пр. Чтоб снять эти страхи, дать ребятам уверенность в учебной и внеурочной деятельности в средней школе, необходимо создать такие условия, чтоб ребята сами осознали правильные стратегии поведения с новыми учителями, осознали свои ресурсы и наработанные навыки в начальной школе, попробовали найти уже сейчас способы, облегчающие им адаптацию в 5 классе.
Именно этому и посвящено тренинговое занятие по переходу из 4 класс в 5-й. Только активнее формы способны закрепить у ребенка способы продуктивного действия и их осознание.
Цель программы - повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в среднее звено.
Задачи программы:
- снятие страхов при переходе в 5 класс;
- осознание своих ресурсов, приобретенных в начальной школе;
- осознание своих навыков в учебной деятельности, необходимых в 5 классе;
- выработка грамотных способов реагирования на различные стрессоры в 5
классе;
- установка на групповое (всем классом) преодоление различных трудностей;
- установка на успешную учебную деятельности в среднем звене.
Организационные условия проведения занятий.
-
состав - весь класс;
-
продолжительность - 1 занятия ( 2 часа), или 2 занятия (по часу);
-
требования к помещению - место для ролевых импровизаций, работы в кругу.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ
- уверенность в своих силах;
- избавление от страхов;
- поднятие самооценки;
- готовность к саморазвитию в средней школе;
- гармонизация личностной сферы;
- ответственность за свои поступки;
- осознание позитивных форм сотрудничества.
ТРЕНИНГ ПО ПЕРЕХОДУ ИЗ 4-го КЛАССА В 5-й
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)
Материал: листы формата А4 и цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Начинает занятие ведущий (психолог). Он объясняет, зачем сегодня собрались на тренинг, объясняет правила тренинга:
- здесь и сейчас;
- уважение к выступающему;
- добровольная основа выступлений;
- отсутствие критики выступления товарищей;
- отключение мобильных телефонов;
- исключительно конструктивный и позитивный подходы к вопросам.
Упражнение 1. «Разминка»
Начинает разминку ведущий:
- Пересядьте, пожалуйста, сейчас те, у кого карие глаза.
Затем психолог передает ход разминки каждому желающему из ребят (не более 5 повторений различных вариантов «Пересядьте те, кто…»).
Упражнение 2. «Наши страхи»
Ведущий (психолог)
- Ребята, сейчас немного подумайте и скажите, пожалуйста, есть ли какие страхи и опасения, которые вас мучают при мысли о переходе в 5 класс?
Далее ведущий по очереди просит ответить на данный вопрос ребят, по поднятой руке (или по кругу, если все согласны). Когда страх будет озвучен, ведущий обращается к ребятам:
- Ребята, у кого есть подобный страх, поднимите, пожалуйста, руку ( по кол-ву поднятых рук можно понять степень завладения классной группой того или иного страха) .
Как правило, наиболее массовые страхи высказываются по поводам:
- новые учителя - а как они нас примут и как сложатся с ними отношения;
- новые и много различных кабинетов, которые придется искать и все время
перемещаться - не запутаться б в них и не опоздать на урок;
- новые предметы - смогу ли я по ним хорошо учиться;
- учеба на 2 этаже со старшеклассниками - как сложатся у меня с ними
отношения;
- а хватит ли мне знаний и умений в средней школе;
- а не станет ли наш класс в новых условиях мене дружным и пр.
Упражнение 3. «Мозговой штурм»
После озвучивания всех страхов и опасений, по поводу перехода в 5 класс, ребят делят на группы.
Каждая группа ищет способом «мозгового штурма» выход из одного какого-либо самого массового страха (распределяет психолог). На это дается не больше 10 минут.
Затем просят представителя от каждой группы выступить перед всеми и озвучить итого «мозгового штурма» группы. Из этих выступлений весь класс получает несколько рецептов, как преодолеть те или иные трудности. Почему это важно услышать ученикам именно от одноклассников? Потому, что именно с одноклассниками ребята идентифицируют себя в предстоящих трудностях. Если одноклассник нашел правильный ответ и его страх прошел - значит и я смогу.
Ребята, например, рекомендуют при трудности поиска новых кабинетов и запоминаний - в каком кабинете какой идет урок, и кто его будет вести - крупно напечатать на листе бумаги номера кабинетов, предметы и Фамилии, Имена Отчества учителей, ведущих их. Вложить этот листок в дневник, как постоянную подсказку, чтоб в конце каждого урока посмотреть туда и знать - в какой кабинет надо идти на следующий урок.
Если у кого-то из другой группы возникнут дополнения - можно по поднятой руке разрешить его «приписать» к озвученным «шпаргалкам».
Упражнение 4. «Мой личный способ реагирования»
Из всего арсенала способов, озвученных группами выхода из трудных ситуаций в 5 классе, каждый может выбрать и озвучить наиболее ему понравившийся с аргументаций - почему именно этот способ? Это будет способствовать рефлексии ребят по полученным «шпаргалкам» по поведению в 5 классе. Чем больше будет выступающих - тем лучше будет запоминание «шпаргалок» для 5 класса и тем лучше осознание, почему именно эти способ наиболее приемлемые для тебя лично.
Например, кому-то запомнилось, что новых учителей в 5 классе не надо бояться потому, что они не требуют ничего сверхъестественного, а всего лишь исправно выполнять то, чему тебя научили в начальной школе, что ты уже хорошо умеешь делать, т.е. - твоим непосредственным обязанностям ученика:
- работать на уроке;
- выполнять домашнее задание;
- соблюдать дисциплину.
Вот и все. И страх сразу же пропал. Т.к. ничего страшного не произойдет в 5 классе. Надо лишь исправно выполнять свои обязанности. На тренинге ребята приходят к таким выводам сами, т.к. именно способ мозгового штурма в небольших группах является на данном занятии наиболее продуктивным. Закрепление же полученных в группах «подсказок» происходит в конце занятия в форме индивидуального выступления перед всеми по желанию.
Таким образом, происходит и невольное сплачивание коллективной группы, придание ей единых ценностных ориентиров и норм, при переходе из 4 класса в класс 5.
При большой активности ребят, особенно в конце занятии по индивидуальным выступлениям, лучше не комкать концовку тренинга, а перенести на следующий раз.
Упражнение 5. «Развенчание моих страхов».
В конце занятии зафиксировать на бумаге в творчестве свои «шпаргалки». У каждого - по желанию, что кому больше запомнилось и понравилось.
Для этого надо раздать ученикам листы формата А4 и цветные карандаши и попросить поделить лист на 2 части: в 1 части - нарисовать мучивший тебя мнимый страх, а во 2 части - наиболее понравившееся тебе «развенчание его». Работу так и назвать «Развенчание моего страха». Это только закрепит уверенность в себе и в своих силах при переходе в 5 класс.
В самом конце занятия провести презентацию ребятами своих работ-рисунков (по желанию). Как правило, дети данного возраста очень любят выступать со своими наработками, им хочется похвалы и признания.
Презентации рисунков на развенчание страхов будут последним закрепляющим актом в трансформации негативных эмоций при переходе в 5 класс, на позитивные. В трансформации с «-» (минуса), на «+» (плюс).
Цель - достигнута.