Доклад по теме Психолого-педагогическое сопровождение процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все участники дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, родители, начинающие работать (взаимодействовать) в сети Интернет, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи участникам процесса дистанционного обучения в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.

Главными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения Центра образования «Ступени» являются:

  • оказание помощи учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;

  • обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения.

Для достижения поставленных целей при организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе дистанционного обучения решаются следующие задачи:

  • изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения эффективности процесса обучения;

  • изучение среды (коммуникативной, и среды как совокупности индивидуальных особенностей участников), реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения;

  • популяризация и последующая передача участникам дистанционного обучения значимой информации по психологической тематике;

  • создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и преподавателя, и полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения;

  • обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях конкретного индивида.

В связи с тем, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание комплексной помощи всем субъектам дистанционного обучения, при организации службы психолого-педагогического сопровождения мы уделяем особое внимание на решение нескольких групп задач.

1. Особенности конструирования процесса взаимодействия в системах:

  • сетевой учитель - сетевой ученик,

  • сетевой учитель - виртуальная группа,

  • сетевой учитель - куратор,

  • сетевой ученик - виртуальная группа,

  • сетевой ученик - куратор.

В рамках этой группы задач выделяются следующие подзадачи:

  • определение наиболее эффективных форм взаимодействия субъектов процесса дистанционного обучения;

  • определение условий эффективной реализации той или иной формы взаимодействия в выделенных системах.

2. Особенности протекания когнитивных процессов в дистанционном обучении и влияние этой формы обучения на познавательную деятельность учащихся.

Выделение этой группы задач обусловлено:

  • спецификой представления информации в условиях дистанционного обучения, ориентированного преимущественно на визуальное восприятие, и, как следствие уменьшение комфортности обучения для учащихся-аудиалов и учащихся-кинестетиков;

  • особенностями организации деятельности учащихся, носящей преимущественно самостоятельный характер, либо деятельности при минимальном руководстве учителя.

В то же время, более свободный по сравнению с традиционным очным обучением график работы учащихся может способствовать выбору оптимального для учащегося режима работы, что оказывает положительное влияние на его познавательную деятельность. Отсутствие визуального контакта между учителем и учеником оказывает положительное влияние в том случае, когда учащийся чувствует неуверенность в своих ответах и полученных результатах деятельности.

3. Определение целесообразности и эффективности использования дистанционного обучения или его элементов для групп учащихся разного возраста:

  • определение психологических характеристик учащихся, влияющих на эффективность обучения в дистанционном режиме;

  • определение психологических характеристик учащихся разных возрастных групп, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на результативность дистанционного обучения;

  • определение условий эффективности дистанционного обучения для учащихся разных возрастных групп.

Выделение этой группы задач связано с тем, что, по мнению ряда исследователей, формы дистанционного обучения, реализуемые в настоящее время, в большей степени подходит взрослым, получающим дополнительное образование или проходящим переподготовку. В связи с этим реализация дистанционного обучения на уровне среднего образования требует особого внимания со стороны психологов.

Содержание психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает несколько направлений работы:

  • аналитико-диагностическое, которое предполагает:

    • изучение индивидуальных особенностей личности учащихся,

    • выявление познавательных интересов,

    • определение индивидуального стиля познавательной деятельности и т. д.;

    • осуществление мониторинга дистанционных курсов и мониторинга взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  • просветительское, которое включает различные мероприятия, направленные на повышение общей психологической грамотности участников обучения, работающих в Интернет;

  • консультативное, направленное на взаимодействие психологов с различными группами участников дистанционного обучения;

Таким образом, содержанием системы психолого-педагогического сопровождения является:

  • система знаний о способах и формах взаимодействия субъектов дистанционного обучения;

  • система знаний о нормах сетевого этикета;

  • система знаний о психологических особенностях учащихся;

  • система знаний о способах восприятия, переработки и усвоения информации, представленной в различных видах, в условиях специализированной информационно-образовательной среды;

  • система способов и методов формирования положительной мотивации учащихся в условиях дистанционного обучения, в том числе система методов поощрения.

Психолого-педагогическое сопровождение является основой организации деятельности ОГАОУ «Центр образования «Ступени».

Процесс сопровождения в Центре образования начинается с посещения обучающегося консилиума. На заседании консилиума заключается договор с родителями (законными представителями) об организации психолого-педагогического сопровождения, ребенок обследуется различными специалистами (психологом, дефектологом, логопедом). По окончании консилиума заполняется заключение, содержащее рекомендации по работе с ребенком, а также описываются направления необходимой коррекционно-развивающей работы.

На каждого обучающегося Центра образования составляется индивидуальная образовательная программа, которая включает в себя следующие блоки:

  1. Общие сведения (ФИО ребенка, возраст, класс, социальное окружение, интересы, мотивы учения и ожидания родителей)

  2. Диагностический модуль, который включает в себя: основные показатели развития ребенка (физическое состояние, особенности и уровень развития познавательной сферы, отношение к учебной деятельности, особенности усвоения ЗУНов, предусмотренных учебной программой, особенности речевого развития), индивидуальные особенности обучения, проблемы и рекомендации ПМПк при организации образовательного процесса)

  3. Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану

  4. Индивидуальный учебный план, который заранее согласуется с родителями

  5. Расписание учебных занятий, которое также согласуется с родителями

  6. Коррекционно-развивающий модуль, в котором отражены основные направления коррекционно-развивающей работы

  7. Успехи и достижения обучающегося.

В Центре образования обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которым по решению ПМПК рекомендовано индивидуальное обучение. А это означает, то, что не только процесс обучения должен быть построен в соответствии с их психофизическими возможностями, но и процесс воспитания.

В 2011 - 2012 учебном году воспитательный процесс в Центре образования строится на основе Концепции воспитания, которая была специально разработана для обучающихся с ОВЗ. Ребенок с ОВЗ имеет определенные ограничения, связанные с возможностью передвижения, общения, получения дополнительного образования и др., что в с свою очередь влияет на всестороннее развитие личности обучающегося. Соответственно стратегической целью воспитательной работы Центра образования является формирование базовой культуры личности обучающихся. Базовая культура личности - система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. В структуре базовой культуры личности мы выделяем следующие основные составляющие: культуру жизненного, профессионального самоопределения; интеллектуальную культуру; духовную культуру; физическую культуру; коммуникативную культуру. Эти составляющие были положены в основу направлений воспитательной работы.

Культура жизненного самоопределения - это способность человека осознавать себя как субъекта собственной жизни, человека, умеющего принимать жизненно важные решения и нести ответственность за свои действия и деятельность, человека способного к саморазвитию, самореализации и самоактуализации.

Профессиональное самоопределение обучающихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Это структура умственных способностей, умственных сил. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций, способность к решению ситуаций, требующих познавательной активности. Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

Мы исходим из определения понятия «духовная культура», основной компонент которого составляет нравственно-эстетическое развитие, в котором она понимается как сложное многоуровневое образование, как система социального опыта и форм его хранения и передачи. Нравственно-эстетическое развитие детей - это сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию нравственных и эстетических представлений, чувств и качеств.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Коммуникативная культура обучающихся представляет собой интегральное качество личности, представленное единством теоретической и практической готовности личности к коммуникативной деятельности, ее коммуникативной направленностью и коммуникативной компетентностью, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную коммуникативную деятельность и самореализацию обучающихся в общении.

В настоящее время в Центре образования работают 5 клубов и 4 кружка.

3 клуба для обучающихся Центра образования:

  • «Сердечко» (для обучающихся 1-4 классов). Цель деятельности клуба - развитие личности ребенка, в частности его самопознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастным особенностям и требованиям «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «доли самопознания».

  • «Пространство» (для обучающихся 5-9 классов). Цель деятельности клуба - развитие у обучающихся с ограниченнымив озможностями здоровья навыков саморегуляции, уверенного поведения, коммуникативных навыков, благоприятного отношения к себе и окружающему миру.

  • «Я выбираю успех» (для обучающихся 10-11 классов). Цель деятельности клуба - психолого-педагогическое сопровождение в выборе индивидуального маршрута с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей; подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.

1 клуб для родителей:

«Счастливые родители - счастливые дети». Целью деятельности клуба является сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско-родительских отношениях у семей с ребенком-инвалидом.

1 клуб для педагогов:

Психологический клуб по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов «Диалог».

С ноября 2011 года исходя из анкетирования родителей, проводимого с целью определения направления внеурочной деятельности обучающихся в Центре образования организована работа 4 кружков:

  • «Волшебная иголочка» (для обучающихся 2-6 классов). Цель: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке, вырабатывая потребность в общении со сверстниками, тягу к искусству, к культуре, традициям.

  • «Кукольный театр» (для обучающихся 1-5 классов). Цель: приобщение обучающихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей, психических процессов, познавательной активности.

  • «Юный натуралист» (для обучающихся 1-7 классов). Цель: дать необходимые экологические знания и умения для воспитания экологической культуры.

  • «Юный эколог» (для обучающихся 5-7 классов). Цель: создать условия для формирования экологической культуры, активной гражданской позиции и укрепления здоровья.

Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение организуется через систему кураторских часов, школьных мероприятий. Уже традиционными стали проведение таких праздников, как День знаний, День учителя, День матери, Мы вместе, посвященный дню инвалида, Новый год, Татьянин день, День Святого Валентина, День Защитников Отечества, Международный женский день, День смеха, День Победы, Последний звонок, День защиты детей и окончания учебного года, Выпускной вечер. Необходимо отметить, что в акциях, конкурсах, праздниках принимают участие не только обучающиеся, проживающие на территории города, но и обучающиеся из различных районов области. Ребята готовят проекты, в дистанционном режиме участвуют в кураторских часах и школьных мероприятиях.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время в Центре образования организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ не только в учебной, но и внеучебной деятельности. От того насколько оно эффективно покажет время, но уже сегодня мы видим успехи и достижения наших учеников, мы видим улыбки на из лицах и надеемся, что та дорога, по которой мы начали свой путь будет правильной.

© 2010-2022