Программа кружка Тропинка к своему Я

Программа любительского объединения (кружка) "Тропинка к своему Я" направлена на решение основных проблем подросткового возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной, личностной сфер личности ребенка. Предназначена для подростков в возрасте 11-14 лет
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Программа любительского объединения


«Тропинка к своему Я»



Возраст воспитанников 11-14 лет

Срок реализации - 2 года



















Пояснительная записка.

Программа любительского объединения «Тропинка к своему Я» включает в себя психологических занятий для подростков, которая должна обеспечивать, с одной стороны, формирование психологического здоровья. С другой стороны - выполнение основных задач развития.

За основу взята программа, которая разработана и апробирована О.В. Хухлаевой. Она создала программу, которая включает в себя основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Цель программы - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной, личностной сфер личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- научить положительному самоотношению и принятию других людей,

- научить рефлексивным умениям,

- формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- сохранение и поддержка психологического здоровья ребенка;

- воспитывать нравственные качества учащихся.

Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого воспитанника;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы;

Организация работы любительского объединения:

Реализация программы осуществляется с подростками 11-14 лет. Срок реализации 2 года. Длительность каждого занятия - 1 учебный час, занятия будут проходить один-два раза в месяц. Программа рассчитана на 16 часов.

На занятиях используются как коллективные формы работы, индивидуальные и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей учащихся, формированию нравственных качеств учащихся.

Содержание программы 1 года:

Программа включает в себя 6 тем.

Первая тема «Введение в мир психологии» мотивирует учащихся к занятиям психологией.

Вторая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Третья тема «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства» - способствует рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.

Четвертая тема «Я и мой внутренний мир» - в ходе занятий подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Пятая тема «Я и Ты» - поднимаются проблемные вопросы подростковой дружбы.

Шестая тема «Мы начинает меняться» - помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.

Тематический план 1 года.

Тема

Кол-во часов

Месяц проведения

Цель занятия

Форма

Планируемый результат

«Введение в мир психологии»

Зачем человеку занятия психологией?

1

октябрь

Мотивировать учащихся к занятиям психологией

Занятие с элементами дискуссии

Повышение интереса и мотивации

«Я это Я»

    Кто я, какой я?

    1

    октябрь

    Осознание своих качеств

    Занятие с элементами рефлексии

    Развитие представлений о своих особенностях.

      Я - могу

      1

      ноябрь

      Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки.

      Занятие с элементами рефлексии

      Развитие представлений о своих особенностях.

        Я нужен!

        1

        ноябрь

        Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки.

        Занятие с элементами рефлексии

        Развитие представлений о себе.

          Я мечтаю

          1

          декабрь

          Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

          Занятие с элементами рефлексии

          Развитие представлений о себе.

            Я - это мои цели

            1

            декабрь

            Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

            Занятие с элементами рефлексии

            Развитие представлений о себе.

              Я - это мое настоящее.

              Я - это мое будущее.

              1

              январь

              Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния.

              Занятие с элементами рефлексии

              Развитие представлений о себе.

              «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства»

                Чувства бывают разные

                1

                январь

                Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.

                Занятие с элементами сказкатерапии

                Эмоциональное развитие ребенка.

                  Стыдно ли бояться?

                  1

                  февраль

                  Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.

                  Занятие с элементами сказкатерапии

                  Эмоциональное развитие ребенка.

                    Имею ли я право сердиться и обижаться?

                    1

                    февраль

                    Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.

                    Занятие с элементами игры и рассуждений

                    Эмоциональное развитие ребенка.

                    «Я и мой внутренний мир»

                      Я и мой внутренний мир

                      1

                      март

                      Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

                      Занятия с элементами игры, рефлексии

                      Развитие представление о себе.

                      «Я и Ты»

                        Я и мои друзья

                        1

                        март

                        Обсудить проблемы подростковой дружбы.

                        Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии

                        Повышение уровня коммуникативной компетентности.

                          У меня есть друг

                          1

                          апрель

                          Обсудить проблемы подростковой дружбы.

                          Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

                          Повышение уровня коммуникативной компетентности.

                            Я и мои «ключики»

                            1

                            апрель

                            Избавиться от коммуникативных барьеров.

                            Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

                            Повышение уровня коммуникативной компетентности.

                              Я не одинок в этом мире

                              1

                              май

                              Обсудить проблемы подростковой дружбы.

                              Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

                              Повышение уровня коммуникативной компетентности.

                              «Мы начинает меняться»

                                Нужно ли человеку меняться?

                                1

                                май

                                Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.

                                Занятия с элементами игры, рефлексии

                                Повышение уровня самооценки

                                Итого

                                16


                                Ожидаемые результаты 1 года:

                                воспитанники должны знать:

                                • что такое «психология», каково её место в системе наук; понятие личность, индивид, индивидуальность.

                                • об уникальности внутреннего мира каждого; о способах ведения конструктивного диалога;

                                • о мотивах выбора друзей.

                                воспитанники смогут узнать:

                                • о разных направлениях психологической науки;

                                • о способах поведения в трудных ситуациях; о понятиях уверенность» и «уважение»

                                воспитанники должны уметь:

                                • анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;

                                • анализировать поступки других людей и свои собственные.

                                воспитанники смогут научиться:

                                • самостоятельно анализировать поведение героев фильма;

                                • анализировать сказки, притчи, рассказы;

                                -анализировать собственные потребности и цели.

                                Содержание программы 2 года:

                                Программа включает в себя 2 темы.

                                Первая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.

                                Вторая тема «Я и мои эмоции» - способствует осознанию своих чувств и эмоций, знакомство с проявлением положительных и отрицательных эмоций. Усвоение конструктивного управления своими эмоциями.

                                Тематический план 2 года.

                                Тема

                                Кол-во часов

                                Месяц проведения

                                Цель занятия

                                Форма

                                Планируемый результат

                                «Я это Я»

                                1.

                                Я повзрослел

                                1

                                октябрь

                                Нарисовать символ своего Я. Поговорить о том, как проявляется взросление.

                                Занятие с элементами дискуссии , работа со сказкой.

                                Развитие представления о взрослости.

                                «Я и мои эмоции»

                                2.

                                У меня появилась агрессия

                                1

                                октябрь

                                Дать определение понятия «агрессия».Рассказать о внутренних механизмах агрессии. Плюсы и минусы агрессии.

                                Занятие с элементами рефлексии. Дискуссия. Работа со сказкой.

                                Развитие представлений о эмоциональных проявлениях в поведении.

                                3.

                                Конструктив-ное реагирование на агрессию.

                                Агрессия во взаимоотношениях в родителями

                                1

                                ноябрь

                                Показать и закрепить позитивные способы реагирования на агрессию.

                                Занятие с элементами рефлексии, игровой терапии. Работа со сказкой.

                                Развитие представлений о способах поведения в различных ситуациях.

                                4.

                                Имею ли я право сердиться и обижаться?

                                1

                                ноябрь

                                Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

                                Занятие с элементами рефлексии, дискусии, игровой терапии. Работа со сказкой. Мини-тренинг

                                Развитие представлений о себе.

                                5

                                Зачем человеку нужна уверенность в себе?

                                1

                                декабрь

                                Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение способов взаимодействия с другими людьми.

                                Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.

                                Развитие представлений о себе.

                                6.

                                Источники уверенности в себе.

                                1

                                декабрь

                                Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

                                Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.

                                Развитие представлений о себе.

                                7.

                                Уверенность и самоуважение.

                                1

                                январь

                                Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния. Познание собственных качеств.

                                Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.

                                Развитие представлений о себе.

                                8.

                                Что такое конфликт

                                1

                                февраль

                                Дать определение конфликта. Сигналы конфликта.

                                Занятие с элементами дискуссии, рефлексии, арттерапии.

                                Развитие представлений о эмоциях.

                                9.

                                Конфликты в школе, дома, на улице.

                                1

                                февраль

                                Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

                                Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии

                                Эмоциональное развитие ребенка.

                                10.

                                Конструктив-ное разрешение конфликтов

                                1

                                март

                                Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение конструктивных способов разрешения конфликтов.

                                Занятие с элементами игры и дискуссии.

                                Эмоциональное развитие ребенка.

                                11

                                Конструктив-ное разрешение конфликтов

                                1

                                март

                                Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение конструктивных способов разрешения конфликтов.

                                Занятие с элементами игры и дискуссии.

                                Эмоциональное развитие ребенка.

                                12

                                Ценности и жизненный путь человека

                                1

                                апрель

                                Обсудить с подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути»

                                Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии

                                Развитие представление о себе.

                                13.

                                Ценности и жизненный путь человека

                                1

                                апрель

                                Обсудить с подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути»

                                Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии

                                Развитие представление о себе.

                                14

                                Что такое одиночество?

                                1

                                май

                                Обсуждение понятия «одиночество».

                                Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

                                Развитие представление о себе.

                                15

                                Я не одинок в этом мире

                                1

                                май

                                Обсудить проблемы подростковой дружбы.

                                Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

                                Повышение уровня коммуникативной компетентности.

                                16

                                Подведение итогов. Закрепление пройденного материала.

                                1

                                июнь

                                Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.

                                Занятия с элементами игры, рефлексии

                                Повышение уровня самооценки

                                Итого

                                16


                                Ожидаемые результаты 2 года:

                                воспитанники должны знать:

                                • о видах эмоционального состояния личности (тревожность, агрессивность, неуверенность, обида).

                                • что такое конфликты и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации; типы конфликтных ситуаций.

                                • понятие «ценности»: индивидуальные, групповые.

                                • понятие одиночество.

                                воспитанники смогут узнать:

                                • о многообразии психических и эмоциональных состояниях;

                                • о способах конструктивного поведения в разных жизненных ситуациях.

                                воспитанники должны уметь:

                                • анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст.

                                Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения занятий в любительском объединении:

                                Технические средства :

                                Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

                                • персональный компьютер;

                                • интерактивная доска;

                                • мультимедийный проектор;

                                • колонки;

                                • DVD - комплекс Наглядные пособия по курсу.

                                Стимульный материал к занятиям;

                                • Обучающие фильмы;

                                • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;

                                • раздаточный материал для освоения разделов курса.





























                                Список литературы


                                1. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (5-6 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.

                                2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (7-8 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.

                                3. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

                                4. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

                                5. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. -Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.

                                6. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. -М.: «ACT-Пресс», 1999.

                                7. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.

                                8. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.

                                9. Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».

                                10. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.

                                11. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.

                                12. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.

                                13. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.

                                14. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.

                                15. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.

                                16. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

                                9


                                © 2010-2022